ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024г. (ЕГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «География».
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
С целью совершенствования методики преподавания географии в школе, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, педагогам рекомендовано использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– шире использовать задания, способствующие формированию различных практических умений и навыков;
– в методическом сопровождении тематического планирования увеличить время на решение математических задач (например, на определение высоты Солнца над горизонтом; расчет естественного прироста населения и др.) и выполнение творческих заданий на установление взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями;
– уделять больше внимания формированию навыков чтения карт, особенно тематических карт школьных атласов.
Для проверки знаний и умений необходимо использовать различного рода схемы, профили и диаграммы, а также уделять больше времени анализу таблиц и графиков. Важно предлагать учащимся в качестве самостоятельной домашней работы задачи, предполагающие приведение аргументов, для разных точек зрения на географические явления и процессы, требующие доказательств. В ходе текущего контроля необходимо использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизводство полученных знаний, а на проверку сформированности умения их применять.
Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее сформированные знания в новых условиях. Необходимо организовать обобщение и систематизацию наиболее важного и сложного для школьников материала из следующих блоков и тем: «Источники географической информации: географическая карта, план местности»; «Земля как планета Солнечной системы: форма, размеры, движения Земли»; «Земная кора и литосфера: состав, строение и развитие земной коры»; «Атмосфера»; «Географическая оболочка»; «Типы климатов и климатообразующие факторы»; «Административно-территориальное устройство РФ»; «Демографические процессы в мире и России».
Учитывая содержание КИМ ЕГЭ, рекомендуется акцентировать внимание на вопросах, связанных с оформлением грамотного и четкого ответа на вопрос задания, знакомить учащихся с методикой оценивания ответа. Это позволит выпускникам правильно строить свой ответ и повысить вероятность получения максимального балла.
Приемы обучения предметных и метапредметных аспектов подготовки обучающихся (технологии):
– необходимо развивать у учащихся логическое мышление, широко используя на уроках конкретные практические задания на сравнение, обобщение, аналогии и другие; обязательно планировать практическую отработку нового материала;
– систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий. В системе контроля использовать практикоориентированные задания, требующие комплексного применения знаний не только из различных разделов курса географии, но и предметов естественно-математического цикла. Например, сочетать задачи по определению масштаба карты используя уроки географии и математики. Это крайне необходимо для отработки учебно-организационных умений на основе интеграции знаний различных учебных предметов.
Важно учитывать методические подходы к ребятам различного уровня подготовки. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности.
Необходимо провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков
Использовать результаты государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по географии как диагностику сформированности базовых знаний и умений, а также внести необходимые коррективы в календарно-тематическое и поурочное планирование основных тем курса географии;
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям
Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.
При проведении текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся по географии в основной школе объектом особого внимания должно стать достижения требований стандарта, составляющих фундамент географической подготовки – умений работать с географическими картами. Анализ типичных ошибки участников ЕГЭ по географии показывает, что сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять задания, в которых они используются: определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами, а не ограничиваться оценками «больше – меньше».
Причиной многих типичных ошибок при выполнении заданий, проверяющих содержание раздела «Природа Земли и человек» является сформированность ложных представлений о повышении атмосферного давления и температуры воздуха с высотой, о распределении тепла и влаги по поверхности Земли. Вполне вероятно, что данные знания, формируемые в течение первых лет изучения предмета, могут утрачиваться частью учащихся, поэтому особенно важным представляется актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии сельского хозяйства, размещения населения мира и отдельных регионов.
Анализ ответов выпускников по вопросам раздела «Природопользование и геоэкология» показывает, что многие из них не понимают, что любое целенаправленное изменение человеком окружающей среды наряду с намеченным положительным эффектом имеет негативные последствия. Также можно констатировать наличие определенных стереотипов мышления, являющимися следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, «донаучных» знаний, почерпнутых, например, из средств информации. Значительная часть учащихся не понимает причины экологических проблем глобального характера. Так, большинство учащихся правильно называют повышение содержания СО2 в атмосфере как причины усиления парникового эффекта», но менее половины из них знают, что основным источником выбросов углекислого газа является тепловая энергетика. Треть выпускников считает, что основной источник загрязнения атмосферы – атомная энергетика.
Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.
При изучении курса экономической и социальной географии мира дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию. Так, сравнить ресурсообеспеченность стран различными полезными ископаемыми с использованием статистических данных могут порядка 60 % выпускников.
При анализе статистических данных, характеризующих демографическую ситуацию, многие выпускники допускают ошибки, связанные с непониманием взаимозависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влияния средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Можно предположить, что такая картина объясняется тем, что не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ, предусмотренных примерной программой. Для решение этой проблемы учитель может использовать задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных в открытом доступе на сайте ФИПИ www.fipi.ru.
Для успешной подготовки обучающихся к экзамену учителям географии необходимо выстроить процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать:
– материалы с сайта ФГБНУ «ФИПИ» (www.fipi.ru):
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 г.;
открытый банк заданий ЕГЭ;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
методические рекомендации прошлых лет.
ресурсы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России и др.
сайт «Единое содержание общего образования».
ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Продолжить дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей географии с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы с привлечением учителей географии, вошедших в республиканский методический актив.
Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям географии, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций.
Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей географии «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups/28) как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей географии, а также площадку для оказания всесторонней помощи для самообразования по подготовке к ЕГЭ.
Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей географии на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
С целью совершенствования методики преподавания географии, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, учителям рекомендуется использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– в связи с трудностями, возникающими у учащихся при выполнении заданий повышенного и высокого уровней сложности, педагогам в работе с высокомотивированными обучающимися рекомендуется уделять особое внимание темам и практическим вопросам проблемного характера;
– в работе с обучающимися, имеющими низкий и средний уровни подготовки, обратить внимание на отработку базовых умений и навыков (например, определение особенностей демографических процессов в странах мира и др.) и применять практику решения простых тестовых заданий формата ЕГЭ;
– для слабо успевающих учеников важна поддержка учителя, поэтому при организации самостоятельной работы им необходимо предлагать более детальную инструкцию по всем этапам выполнения задания;
– необходимо изменять формы текущего, внутреннего контроля, активнее использовать тестовый контроль, ориентируясь на структуру заданий КИМ ЕГЭ;
– всем категориям обучающихся рекомендовать участвовать в работе дистанционных курсов, в обязательном порядке использовать при подготовке к ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ по географии на сайте ФИПИ, регулярно знакомиться с учебно-методическими материалами и методическими рекомендациями ФИПИ;
– при организации самостоятельной работы учащихся обратить внимание на подготовку письменных рефератов, презентаций, кратких эссе на проблемные темы общественно-экономической географии);
– при подготовке к экзамену использовать в работе с обучающимися только учебные пособия по географии по подготовке к ЕГЭ, публикуемые ФИПИ.
o Администрациям образовательных организаций
– поощрение и тиражирование эффективного опыта учителей, обучающиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты ЕГЭ по географии;
– обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций районов при подготовке обучающихся к ЕГЭ по географии (в том числе на уровне межмуниципальных методических объединений);
– организация по привлечению экспертов РПК по географии и республиканский методический актив с целью проведения мастер-классов, тренингов, чтения лекций и консультаций для учителей, руководителей школьных методических объединений;
— обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «География», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
— пополнять материально-техническую базу кабинетов географии наглядными пособиями итд.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Для повышения качества знаний учащихся по географии в 2025 г. рекомендуется:
Привлекать экспертов предметной комиссии ЕГЭ для участия в методических семинарах, вебинарах, практикумах по географии для рассмотрения проблемных вопросов ЕГЭ с тем, чтобы в дальнейшем использовать их опыт для подготовки школьников к успешной сдаче экзамена.
Провести образовательные практикумы с привлечением учителей, показавших на ЕГЭ высокие результаты.
Организовать курсы повышения квалификации по ДПП «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по географии», «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» (География).
Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов».
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
К числу наиболее важных вопросов и рекомендаций для рассмотрения при организации курсов повышения квалификации учителей географии региона необходимо отнести:
1. Анализ результатов ЕГЭ 2024: разбор типичные ошибок и наиболее сложных заданий.
2. Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания по географии.
3. Структура и содержание контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по географии, которые будут использоваться в 2025 году.
4. Разбор сложных тем, усвоение которых всеми школьниками региона в целом, нельзя считать достаточным.
5. Система оценивания заданий КИМ ЕГЭ по географии разного уровня сложности.
6. Привлечение к теоретическим и практическим занятиям на КПК учителей, имеющих успешные и эффективные практики по подготовке к ЕГЭ и получению высоких результатов.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1. Обучение по программам повышения квалификации в 2024/2025 г. «Подготовка председателя и экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету «География», ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» в объеме 72 ч. с выдачей удостоверений.
2. Обучение по программе повышения квалификации «Подготовка председателей и экспертов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ/ЕГЭ) по географии», ФГБУ ДПО Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», в объеме 36 ч., с выдачей удостоверений.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.3. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.3.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. Семинар-практикум «Анализ результатов ЕГЭ по географии: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: МГУ им. Н. П. Огарёва, институт геоинформационных технологий и географии Председатель и эксперты предметной комиссии, руководители районных методический объединений, учителя географии, в том числе из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
2. Консультации для учителей географии, в том числе по сложным вопросам подготовки к ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя географии
3. Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения в Республике Мордовия.
(ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по обществознанию) Учителя географии из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
4. Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Руководители районных методический объединений, учителя географии.
5. Семинар для экспертов предметной комиссии по географии «Структура и содержание КИМ ЕГЭ по географии, методика оценивания».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Председатель и эксперты предметной комиссии, руководители районных методический объединений, учителя географии
6. Курсы повышения квалификации для экспертов предметной комиссии по географии по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по географии» (36 часов).
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Эксперты предметной комиссии.
7. Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по географии: методический аспект» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя географии, в том числе из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
5.3.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1. Заседание предметной лаборатории учителей географии «Результаты ГИА по географии в 2024г.» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания»,
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
2. Круглый стол по обмену опытом и лучшими практиками при подготовке к ЕГЭ по географии 2024 г. в рамках педагогического марафона «Зимняя школа учителя-2025»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
3. Мастер-класс «Стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии».
МОУ «СОШ №30»
4. Мастер-классы «Эффективные формы работы по подготовке к ЕГЭ по географии» в рамках педагогических марафонов.
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
5. Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по географии на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
5.3.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
Проведение корректирующих диагностических работ по географии в 2024/2025 учебном году не планируется.
5.3.4. Работа по другим направлениям
Продолжить работу по вовлечению и участию обучающихся 9-11 классов Республики Мордовия в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии. Продолжить работу в 2024-2025 учебном году по привлечению учащихся к участию в проектной деятельности на уровне различных конкурсных площадок.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Сарайкина Светлана Васильевна Кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, зам. директора по научной работе института геоинформационных технологий и географии МГУ им. Н. П. Огарёва. Председатель предметной комиссии ЕГЭ по географии
Проняшина Вера Викторовна Учитель высшей категории СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «География».
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
С целью совершенствования методики преподавания географии в школе, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, педагогам рекомендовано использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– шире использовать задания, способствующие формированию различных практических умений и навыков;
– в методическом сопровождении тематического планирования увеличить время на решение математических задач (например, на определение высоты Солнца над горизонтом; расчет естественного прироста населения и др.) и выполнение творческих заданий на установление взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями;
– уделять больше внимания формированию навыков чтения карт, особенно тематических карт школьных атласов.
Для проверки знаний и умений необходимо использовать различного рода схемы, профили и диаграммы, а также уделять больше времени анализу таблиц и графиков. Важно предлагать учащимся в качестве самостоятельной домашней работы задачи, предполагающие приведение аргументов, для разных точек зрения на географические явления и процессы, требующие доказательств. В ходе текущего контроля необходимо использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизводство полученных знаний, а на проверку сформированности умения их применять.
Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее сформированные знания в новых условиях. Необходимо организовать обобщение и систематизацию наиболее важного и сложного для школьников материала из следующих блоков и тем: «Источники географической информации: географическая карта, план местности»; «Земля как планета Солнечной системы: форма, размеры, движения Земли»; «Земная кора и литосфера: состав, строение и развитие земной коры»; «Атмосфера»; «Географическая оболочка»; «Типы климатов и климатообразующие факторы»; «Административно-территориальное устройство РФ»; «Демографические процессы в мире и России».
Учитывая содержание КИМ ЕГЭ, рекомендуется акцентировать внимание на вопросах, связанных с оформлением грамотного и четкого ответа на вопрос задания, знакомить учащихся с методикой оценивания ответа. Это позволит выпускникам правильно строить свой ответ и повысить вероятность получения максимального балла.
Приемы обучения предметных и метапредметных аспектов подготовки обучающихся (технологии):
– необходимо развивать у учащихся логическое мышление, широко используя на уроках конкретные практические задания на сравнение, обобщение, аналогии и другие; обязательно планировать практическую отработку нового материала;
– систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий. В системе контроля использовать практикоориентированные задания, требующие комплексного применения знаний не только из различных разделов курса географии, но и предметов естественно-математического цикла. Например, сочетать задачи по определению масштаба карты используя уроки географии и математики. Это крайне необходимо для отработки учебно-организационных умений на основе интеграции знаний различных учебных предметов.
Важно учитывать методические подходы к ребятам различного уровня подготовки. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности.
Необходимо провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков
Использовать результаты государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по географии как диагностику сформированности базовых знаний и умений, а также внести необходимые коррективы в календарно-тематическое и поурочное планирование основных тем курса географии;
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям
Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.
При проведении текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся по географии в основной школе объектом особого внимания должно стать достижения требований стандарта, составляющих фундамент географической подготовки – умений работать с географическими картами. Анализ типичных ошибки участников ЕГЭ по географии показывает, что сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять задания, в которых они используются: определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами, а не ограничиваться оценками «больше – меньше».
Причиной многих типичных ошибок при выполнении заданий, проверяющих содержание раздела «Природа Земли и человек» является сформированность ложных представлений о повышении атмосферного давления и температуры воздуха с высотой, о распределении тепла и влаги по поверхности Земли. Вполне вероятно, что данные знания, формируемые в течение первых лет изучения предмета, могут утрачиваться частью учащихся, поэтому особенно важным представляется актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии сельского хозяйства, размещения населения мира и отдельных регионов.
Анализ ответов выпускников по вопросам раздела «Природопользование и геоэкология» показывает, что многие из них не понимают, что любое целенаправленное изменение человеком окружающей среды наряду с намеченным положительным эффектом имеет негативные последствия. Также можно констатировать наличие определенных стереотипов мышления, являющимися следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, «донаучных» знаний, почерпнутых, например, из средств информации. Значительная часть учащихся не понимает причины экологических проблем глобального характера. Так, большинство учащихся правильно называют повышение содержания СО2 в атмосфере как причины усиления парникового эффекта», но менее половины из них знают, что основным источником выбросов углекислого газа является тепловая энергетика. Треть выпускников считает, что основной источник загрязнения атмосферы – атомная энергетика.
Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.
При изучении курса экономической и социальной географии мира дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию. Так, сравнить ресурсообеспеченность стран различными полезными ископаемыми с использованием статистических данных могут порядка 60 % выпускников.
При анализе статистических данных, характеризующих демографическую ситуацию, многие выпускники допускают ошибки, связанные с непониманием взаимозависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влияния средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Можно предположить, что такая картина объясняется тем, что не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ, предусмотренных примерной программой. Для решение этой проблемы учитель может использовать задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных в открытом доступе на сайте ФИПИ www.fipi.ru.
Для успешной подготовки обучающихся к экзамену учителям географии необходимо выстроить процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать:
– материалы с сайта ФГБНУ «ФИПИ» (www.fipi.ru):
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 г.;
открытый банк заданий ЕГЭ;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
методические рекомендации прошлых лет.
ресурсы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России и др.
сайт «Единое содержание общего образования».
ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Продолжить дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей географии с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы с привлечением учителей географии, вошедших в республиканский методический актив.
Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям географии, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций.
Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей географии «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups/28) как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей географии, а также площадку для оказания всесторонней помощи для самообразования по подготовке к ЕГЭ.
Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей географии на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
С целью совершенствования методики преподавания географии, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, учителям рекомендуется использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– в связи с трудностями, возникающими у учащихся при выполнении заданий повышенного и высокого уровней сложности, педагогам в работе с высокомотивированными обучающимися рекомендуется уделять особое внимание темам и практическим вопросам проблемного характера;
– в работе с обучающимися, имеющими низкий и средний уровни подготовки, обратить внимание на отработку базовых умений и навыков (например, определение особенностей демографических процессов в странах мира и др.) и применять практику решения простых тестовых заданий формата ЕГЭ;
– для слабо успевающих учеников важна поддержка учителя, поэтому при организации самостоятельной работы им необходимо предлагать более детальную инструкцию по всем этапам выполнения задания;
– необходимо изменять формы текущего, внутреннего контроля, активнее использовать тестовый контроль, ориентируясь на структуру заданий КИМ ЕГЭ;
– всем категориям обучающихся рекомендовать участвовать в работе дистанционных курсов, в обязательном порядке использовать при подготовке к ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ по географии на сайте ФИПИ, регулярно знакомиться с учебно-методическими материалами и методическими рекомендациями ФИПИ;
– при организации самостоятельной работы учащихся обратить внимание на подготовку письменных рефератов, презентаций, кратких эссе на проблемные темы общественно-экономической географии);
– при подготовке к экзамену использовать в работе с обучающимися только учебные пособия по географии по подготовке к ЕГЭ, публикуемые ФИПИ.
o Администрациям образовательных организаций
– поощрение и тиражирование эффективного опыта учителей, обучающиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты ЕГЭ по географии;
– обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций районов при подготовке обучающихся к ЕГЭ по географии (в том числе на уровне межмуниципальных методических объединений);
– организация по привлечению экспертов РПК по географии и республиканский методический актив с целью проведения мастер-классов, тренингов, чтения лекций и консультаций для учителей, руководителей школьных методических объединений;
— обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «География», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
— пополнять материально-техническую базу кабинетов географии наглядными пособиями итд.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Для повышения качества знаний учащихся по географии в 2025 г. рекомендуется:
Привлекать экспертов предметной комиссии ЕГЭ для участия в методических семинарах, вебинарах, практикумах по географии для рассмотрения проблемных вопросов ЕГЭ с тем, чтобы в дальнейшем использовать их опыт для подготовки школьников к успешной сдаче экзамена.
Провести образовательные практикумы с привлечением учителей, показавших на ЕГЭ высокие результаты.
Организовать курсы повышения квалификации по ДПП «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по географии», «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» (География).
Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов».
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
К числу наиболее важных вопросов и рекомендаций для рассмотрения при организации курсов повышения квалификации учителей географии региона необходимо отнести:
1. Анализ результатов ЕГЭ 2024: разбор типичные ошибок и наиболее сложных заданий.
2. Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания по географии.
3. Структура и содержание контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по географии, которые будут использоваться в 2025 году.
4. Разбор сложных тем, усвоение которых всеми школьниками региона в целом, нельзя считать достаточным.
5. Система оценивания заданий КИМ ЕГЭ по географии разного уровня сложности.
6. Привлечение к теоретическим и практическим занятиям на КПК учителей, имеющих успешные и эффективные практики по подготовке к ЕГЭ и получению высоких результатов.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1. Обучение по программам повышения квалификации в 2024/2025 г. «Подготовка председателя и экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету «География», ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» в объеме 72 ч. с выдачей удостоверений.
2. Обучение по программе повышения квалификации «Подготовка председателей и экспертов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ/ЕГЭ) по географии», ФГБУ ДПО Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», в объеме 36 ч., с выдачей удостоверений.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.3. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.3.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. Семинар-практикум «Анализ результатов ЕГЭ по географии: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: МГУ им. Н. П. Огарёва, институт геоинформационных технологий и географии Председатель и эксперты предметной комиссии, руководители районных методический объединений, учителя географии, в том числе из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
2. Консультации для учителей географии, в том числе по сложным вопросам подготовки к ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя географии
3. Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения в Республике Мордовия.
(ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по обществознанию) Учителя географии из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
4. Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Руководители районных методический объединений, учителя географии.
5. Семинар для экспертов предметной комиссии по географии «Структура и содержание КИМ ЕГЭ по географии, методика оценивания».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Председатель и эксперты предметной комиссии, руководители районных методический объединений, учителя географии
6. Курсы повышения квалификации для экспертов предметной комиссии по географии по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по географии» (36 часов).
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Эксперты предметной комиссии.
7. Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по географии: методический аспект» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя географии, в том числе из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
5.3.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1. Заседание предметной лаборатории учителей географии «Результаты ГИА по географии в 2024г.» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания»,
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
2. Круглый стол по обмену опытом и лучшими практиками при подготовке к ЕГЭ по географии 2024 г. в рамках педагогического марафона «Зимняя школа учителя-2025»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
3. Мастер-класс «Стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии».
МОУ «СОШ №30»
4. Мастер-классы «Эффективные формы работы по подготовке к ЕГЭ по географии» в рамках педагогических марафонов.
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
5. Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по географии на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
5.3.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
Проведение корректирующих диагностических работ по географии в 2024/2025 учебном году не планируется.
5.3.4. Работа по другим направлениям
Продолжить работу по вовлечению и участию обучающихся 9-11 классов Республики Мордовия в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии. Продолжить работу в 2024-2025 учебном году по привлечению учащихся к участию в проектной деятельности на уровне различных конкурсных площадок.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Сарайкина Светлана Васильевна Кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, зам. директора по научной работе института геоинформационных технологий и географии МГУ им. Н. П. Огарёва. Председатель предметной комиссии ЕГЭ по географии
Проняшина Вера Викторовна Учитель высшей категории СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Загрузка...