Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «ХИМИЯ».
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в субъекте Российской Федерации на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2023 по химии позволяет представить для учителей-практиков ряд ре-комендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета.
1. При разработке тематического планирования уроков обязательно проектировать систему развития пред-метных и метапредметных умений на основе требований ФГОС.
2. Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, специ-фикации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме зна-ний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков, изучить методические рекоменда-ции ФИПИ, составленные на основе типичных затруднений школьников, аналитические и методические материа-лы, размещенные по адресу fipi.ru/ege
3. Использовать в своей деятельности дидактический потенциал открытого банка заданий ЕГЭ (URL: ege.fipi.ru/bank/), метапредметных заданий (URL:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti)
4. В практической деятельности преподавания предмета «Химия» необходима эффективная реализация хими-ческого эксперимента в сочетании с другими наглядными средствами обучения химии в таких формах, как лабо-раторная и практическая работы. Наглядные средства обучения должны использоваться как демонстрационный материал, интерактивные приложения, программы, мини-лаборатории для работы в группах, модульные школь-ные наборы для выполнения практических работ.
5. Учителям-предметникам важно систематически развивать навык смыслового чтения при работе с информа-цией любого типа, давать для решения задания различных форм и типологии (задания на установление соответ-ствия, на установление последовательности, задания с кратким и развернутым ответами и т.д.), на установление и объяснение причинно-следственных связей, на умение планировать и наблюдать эксперимент, фиксировать про-исшедшие изменения и самостоятельно анализировать информацию и формулировать выводы, самостоятельно составлять алгоритм решения предлагаемых ему заданий, планировать «мысленный» эксперимент, подтверждая генетическую связь неорганических или органических соединений, практические задания по качественному распо-знаванию веществ.
6. К содержанию урока учителям необходимо подбирать дифференцированные задания, включающие раз-личные приёмы, помогающие обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или связанные с увеличением объёма и сложности задания, а также предусматривать работу с заданиями, которые проверяют не только пред-метную составляющую предмета, но и межпредметную связь химии и физики, химии и биологии. Необходимо наличие практикоориентированных, межпредметных, экологизированных заданий в ходе реализации обучения школьного курса химии.
7. В своей деятельности важно использовать интегрированные практические занятия / уроки с учителями ма-тематики, направленные на совершенствование математических расчетов, арифметических действий в химических задачах.
8. В заданиях, где речь идет о химических превращениях, необходимо записывать химические уравнения, даже если этого не требует условие. Это позволит избежать формального подхода к решению задания и увеличит шансы выполнить задание без ошибки. Записывая при решении тренировочных заданий уравнения реакции, у выпускника «работает» зрительная память, отрабатывается навык написания уравнений химических реакций, за-крепляется знание основных химических свойств.
9. Проводить репетиционные (пробные) ЕГЭ в 11-х классах на образцах бланков ответов с учётом временных ограничений и требований к заполнению бланков ответов с последующим анализом, обращая внимание на страте-гии выполнения заданий и поиск правильного ответа.
10. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслежи-вать уровень обученности учащихся по предметам.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Обеспечить информационно-разъяснительную работу со всеми категориями участников ГИА по предмету «Химия»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену.
2. Обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работ-ников, показавших низкие результаты.
3. Организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников.
4. Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям химии через разработку индивидуаль-ных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях по-вышения профессиональных компетенций.
5. В рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и кон-сультативной помощи гражданам, имеющим детей, функционирующей на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педа-гог13.ру» проводить консультирование участников ЕГЭ по химии учителей и родителей (законных представите-лей).
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
1. Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по химии.
2. Привлекать обучающихся к участию в этапах Всероссийской олимпиады школьников по химии, что осо-бенно важно для организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подго-товки, поскольку дает возможность дополнительной практики в предметной области «Химия», позволяет обуча-ющимся адекватно оценить свои знания, умения и уровень владения предметом, что стимулирует учащихся к бо-лее продуктивной самостоятельной работе
3. Отбирать материалы для самостоятельной работы учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ по химии, при-нимая во внимание уровень конкретного ученика. Поощрять самостоятельную работу обучающихся, без самосто-ятельной работы невозможно выучить предметный материал, знание которого и является основным залогом успешности на ЕГЭ.
4. Для школьников с высоким уровнем предметной подготовки (поступающим в вузы химического и меди-цинского профиля, участников олимпиад) осуществлять дифференцированный подход в виде индивидуальных консультаций.
5. Использовать электронные ресурсы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии
Минпросвещения России и др.
o Администрациям образовательных организаций
1. Обеспечить реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности.
2. Рассмотреть возможность включения в учебный план дополнительные учебные курсы по выбору обучаю-щихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с её специфи-кой и возможностями.
3. В рамках внутришкольного контроля проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом фиксировать динами-ку освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).
4. Обеспечить своевременное прохождение курсовой подготовки учителей химии с целью совершенствования предметных компетенций.
5. Обеспечить использование материально-технической базы центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», в том числе для формирования метапредметных компетенций у обучающихся и организацию внеурочной деятельности по предмету «Химия» в рамках подготовки к ГИА.
6. Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Химия», в дополнитель-ных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Ре-гионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
7. Пополнять материально-техническую базу кабинетов химии современным лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, информационно-техническими средствами.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Организовать работу постоянно действующих семинаров-практикумов по вопросам методики подготовки к ЕГЭ по химии с трансляцией опыта работы учителей, подготовивших высокобалльников.
2. В рамках деятельности постоянно действующей консультационной площадки обеспечить привлечение учи-телей химии, вошедших в республиканский методический актив, а также экспертов предметной комиссии ЕГЭ по химии.
3. Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей химии на курсах повыше-ния квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпуск-ников.
4. Рекомендуемые курсы «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по химии», «Формиро-вание и развитие функциональной грамотности обучающихся: проекториум для педагога», «Реализация требова-ний обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя (химия)».
На заседаниях методических объединениях учителей химии в 2024–2025 учебном году можно предложить для обсуждения следующие темы:
– Результаты ЕГЭ по химии 2024 года, типичные ошибки и недочеты по всем видам деятельности, пути их устранения.
– Изменения в КИМ ЕГЭ по химии 2025 года.
– Формирование функциональной (естественно-научной) грамотности в урочной и внеурочной деятельности как одно из требований в условиях реализации обновленных ФГОС.
– Проектирование рабочих программ с использованием онлайн-сервиса «Конструктор рабочих программ» (сайт Единое содержание общего образования) в условиях реализации требований обновлённых ФГОС в работе учителя химии.
4.2. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1. Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». Пристальное внимание уделить содержательным блокам и груп-пам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
2. Организовать курсы повышения квалификации «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по химии», «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся: проекториум для педа-гога».
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
5. Анализ типичных ошибок и трудностей выпускников ЕГЭ по химии в Республике Мор-довия (в рамках августовского педагогического форума – 2024 работников образования «Воспитание – приоритет региональной образовательной политики (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
6. Мастер-класс. Работа с учителями химии. Эффективное использование эксперимента при подготовке к ГИА (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
7. Семинар-практикум «Анализ типичных ошибок ЕГЭ-2024» Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
8. Практикум по решению задач повышенной сложности ЕГЭ по химии Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
9. Семинар-практикум «ЕГЭ-2025: стратегии выполнения заданий с развернутым ответом по химии» Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
10. Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория естественнонаучного и технологического образования: создаем эффективное образова-тельное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального ма-стерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объедине-ний муниципалитетов, учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими ре-зультатами ЕГЭ 2024 г.
11. Дискуссионная площадка «Методика оценивания заданий с развернутым ответом (ос-новные подходы к определению критериев и шкалы оценивания заданий) по химии на конкретных примерах» Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
12. Оказание дифференцированной практико-ориентированной помощи педагогам химии (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
13. Реализация мероприятий Плана организационно-методического сопровождения школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру») Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
14. Проведение консультаций для учителей химии с учетом их профессиональных потреб-ностей в условиях реализации ФГОС на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педа-гог13.ру» Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
15. Организация курсов повышения квалификации для учителей химии Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
16. Функционирование работы сетевого профессионального сообщества учителей химии «Педагог13.ру» Учителя химии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
17. Мастер-классы на Ютуб-канале «Точки роста – Технологии успеха. Мордовия» с целью ознакомления с лучшими практиками и мастер-классами учителей химии Республики Мордовия.
www.youtube.com/channel/UCz9AI3l6XW8vnVA9IylbuaA/videos Республиканский методический актив учителей химии, учителя химии.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Проведение семинаров, консультаций и мастер-классов учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по химии: ГБОУ РМ «Республиканский лицей», МОУ «Лицей №43», МОУ «Средняя школа №39», МБОУ «Инсарская СОШ №2», МОУ «Лицей №25 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова», МБОУ «Ромодановская средняя общеобразователь-ная школа №2», МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»)
2 Обеспечение участия учителей химии в образовательных событиях в рамках реализации комплексного плана мероприятий по организационно-методической поддержке центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразова-тельных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», создаваемых и функционирующих в Республике Мордовия, на 2024–2025 учебный год
3 Организация участия учителей химии в республиканском конкурсе «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
4 Республиканский конкурс «Про-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13.ру»
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Организация проведения муниципальных, региональных диагностических работ для учителей химии.
2. Диагностические работы в рамках курсов повышения квалификации для председателя и экспертов предметных комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ) по химии.
5.1.4. Работа по другим направлениям
Лихачева Елена Петровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16» городского округа Саранск, учитель хи-мии высшей квалификационной категории, председатель ПК по химии
Родина Марина Александровна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Рес-публиканский лицей для одарённых детей», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии высшей квалификационной категории, эксперт предметной комиссии по химии
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования