Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «История» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. ( ЕГЭ-2023)
4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителе.
1. При разработке тематического планирования уроков обязательно проектировать систему развития предметных и метапредметных умений на основе требований ФГОС, особо обращая внимание на потенциал курсов всеобщей истории.
2. Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
3. Использовать различные способы повторения курсов всеобщей истории, вводить в урок по изучению нового материала содержание на повторение, связанное с темой урока, раскрывающее исторические корни рассматриваемых событий и явлений.
4. При изучении и повторении учебного предмета «История» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить усвоению учебного материала по истории ХХ – начала ХХI вв., проблемам становления современной российской государственности в постсоветский период, историческим личностям, развитию российской культуры (при этом важно научить обучающихся определять стиль произведения культуры, что поможет узнать примерное время его создания).
5. Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать различные исторические источники, в том числе тексты, статистическую информацию, карты, таблицы, аудио и визуальные источники и т.д.
6. При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
7. При подготовке к ЕГЭ по истории использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
8. Обращать внимание учащихся на выявление последствий исторических событий посредством определения их пространственного (всемирного, регионального, национального) и временного масштабов. Формировать умения устанавливать следствия исторических событий (явлений) в одной (вертикальные связи) или нескольких (горизонтальные связи) сферах жизни общества, через выделение противоречий исторического развития.
9. Необходимо больше учебного времени уделять развитию умений работы с картой. Показывать в процессе объяснения и на примере заданий потенциал исторических карт не только в плане иллюстрации исторических событий, но и как основного средства получения информации.
10. Учителям истории выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по истории.
11. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
12. Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.
Муниципальным органам управления образованием
1. На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей истории рекомендуется проведение в течение года семинаров-практикумов, мастер-классов по результатам анализа выполнения ЕГЭ по истории.
2. Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену
3. Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
4. Развивать деятельность школьных музеев с целью проведения на их базе практико-ориентированных занятий по истории.
5. Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах исторической направленности («Без срока давности», «Гордость моей Родины», «История школы в истории Мордовии» и др.
4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей
1. Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по истории из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению истории.
2. Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по истории.
3. Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
4. Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения истории с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
5. Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ.
Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением программ по истории, государственного образовательного стандарта.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «История» в 9–11 классах,
3.Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по истории. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью расширения исторического кругозора.
5.Администрации школ выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям истории.
6. Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результатов анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по истории; повышать эффективность индивидуального отбора в профильные 10 классы.
7.Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально-групповые занятия с выпускниками по истории.
Муниципальным органам управления образованием
– Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
– Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
– Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
1. Актуальные подходы к развитию аналитических умений на уроках истории.
2. Вопросы истории культуры на уроках истории: эффективные приемы обучения.
3. Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по истории.
4. Особенности работы с историческими документами в процессе подготовки к ЕГЭ.
5. Сложные вопросы ЕГЭ по истории.
6. Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1.Формирование читательской и функциональной грамотности на уроках истории.
2.Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
3.Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по истории в 2024.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях
в дорожную карту по развитию региональной системы образования
на 2022 – 2023 уч.г.
Таблица 0 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
сентябрь 2022
учителя истории
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:
– Методика подготовки обучающихся к ГИА по истории
– Инновационные технологии использования результатов оценочных процедур по истории в повышение качества образования в образовательной организации Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»
ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей истории
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.
В данных ОО результаты сдачи ЕГЭ по истории улучшились.
3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года (по графику)
Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по истории. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Активизация творческой деятельности обучающихся в процессе работы с историческими источниками и иллюстративным материалом при подготовке к ЕГЭ по истории»
Октябрь 2022 г.
МОУ «Гимназия № 23» Улучшился результат выполнения заданий по работе с историческими картами, иллюстративным материалом, что свидетельствует об эффективности данного мероприятия.
Необходимо и далее проводить регулярно с привлечением большего числа учителей и совершенствованием методики работы
5 Мастер-класс «Формирование и оценка сформированности читательской грамотности в рамках учебного предмета «История» МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Продемонстрированы лучшие практики
учителей
6 Мастер-класс «Решение заданий с картами в ЕГЭ по истории» МОУ «Гимназия № 19» Улучшился показатель выполнения данного задания
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023–2024 учебном году на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар «Современное историческое образование: новые требования и ответственность» Руководители муниципальных МО учителей истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания Учителя истории РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия, в том числе участников проекта «500+» в 2024 году
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА 2023 Учителя истории РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя истории РМ
6 В течение уч. года Организация методической поддержки учителей истории по вопросам внедрения единого государственного учебника «История» Учителя истории РМ
7 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «История», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру». Учителя истории РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 0 26
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по истории или получили высокий балл по предмету (МБОУ “Краснослободский многопрофильный лицей”; МБОУ “Зубово-Полянская гимназия”)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ “СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №39”)
3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по истории на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
4 В течение года Организация постоянно действующей консультационной площадки по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением потенциала республиканского методического актива. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей истории в ОО с низкими образовательными результатами
2. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации, в целях проверки предметной компетенции учителя