Основная информация

Администратор группы:
Чиндяйкин Юрий Георгиевич
Рейтинг: 9255
Создана 9 лет назад

Стена группы

Загрузка...
23 дня назад
#
Новые поступления учебно-методических изданий от издательства «ВАКО»
Представляем вашему вниманию новые поступления учебно-методических изданий по финансовой грамотности, поурочные разработки по общеобразовательным предметам для педагогов, а также рабочие тетради и прописи для подготовки детей к школе.

Все издания представлены в читальном зале Информационно-библиотечного центра ЦНППМ «Педагог13.ру».
pedagog13.edurm.ru/news-joom/2560-novye-postupleniya-uchebno-metodicheskikh-izdanij-ot-izdatelstva-vako
Загрузка...
С 20 октября 2023 года по 1 мая 2024 года Всероссийский государственный университет юстиции проводит III Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди учителей обществознания.
Конкурс ставит своей целью популяризацию профессии учителя обществознания, развитие профессионального мастерства учителей и повышение их мотивации к педагогическому росту, укрепление профессиональных связей между общеобразовательными и образовательными организациями высшего профессионального образования.
Конкурс состоит из трёх этапов. Первый этап конкурса будет проведён в дистанционном формате 18 февраля 2024 г., второй этап — в дистанционном формате с 29 февраля по 1 апреля 2024 г., третий этап и награждение призёров и победителей Конкурса состоятся в очном формате в мае 2024 г. в Москве.
Регистрация на I этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди учителей обществознания открыта до 16 февраля 2024 г.
Победителям и призёрам Конкурса предоставляется право пройти целевое обучение во Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России) по образовательным программам в рамках специальности «Юриспруденция» за счёт средств Университета.
Более подробная информация о порядке, условиях проведения и участия на сайте Конкурса: https://vkpm.rpa-mu.ru/
Загрузка...
2 месяца назад
#
Коллеги, с наступающим Новым годом и Рождеством!
русское-слово.рф/NewYear/otkrytka2023-24.mp4
Загрузка...
3 месяца назад
#
Уважаемые коллеги!
Минпросвещения России, совместно с федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи
и воспитания» (далее – Институт воспитания) реализуется ряд просветительских
проектов для родителей (законных представителей), которые направлены
на их информирование об актуальных вопросах обучения и воспитания в различных
форматах (текстовые, аудио и видеоформаты, обучающие марафоны).
С 2021 года возобновлен выпуск журнала «Семья и школа». Издание выходит
в трех форматах: электронная версия (доступна на портале семьяишкола.рф),
печатный выпуск, аудиожурнал.
Подготовлено электронное пособие для родителей «От рождения до вуза:
настольная книга ответственного родителя», в котором собраны актуальные статьи,
темы, подборки, которые помогут родителям (законным представителям)
в воспитании детей с учетом возрастных особенностей.
Электронное пособие, в том числе, содержит материалы в области
психологии, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма,
семейного чтения, воспитания традиционных ценностей и многое другое.
Материалы дополнены видео, подкастами, презентационными материалами
и полезными памятками (активные ссылки в сборнике). Указанное электронное
пособие размещено по адресу
xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ot-rozhdeniyado-vuza-nastolnaya-kniga-otvetstvennogo-roditelya/index.php?sphrase_id=82059
Загрузка...
Журнал «Педагогические измерения» № 4/2023
Выпуск № 4/2023 журнала «Педагогические измерения» содержит аналитический отчёт о результатах ЕГЭ 2023 по обществознанию. В аналитическом отчёте представлены основные результаты выполнения экзаменационных работ по предмету, проанализированы особенности ответов участников экзамена на различные задания, рассмотрены учебные достижения и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки.
Загрузка...
3 месяца назад
#
В настоящее время Российским обществом «Знание» по всей стране
проводится акция «Достижения России».
Сроки проведения акции в Республике Мордовия – 1-13 декабря 2023 г.
Цель акции – рассказать о достижениях регионов и страны в формате
лекций, мастер-классов и т. д.
Акция проходит в рамках образовательной программы выставки
«Россия» на ВДНХ.
Продолжительность занятия – в течение урока.
Даты проведения: 1-7 декабря 2023 г. (основные), 8-13 декабря 2023 г.
(дополнительные).
Презентации и тексты занятий доступны для скачивания по
представленным ниже ссылкам.
Темы на выбор:
1) «Достижения Республики Мордовия»
(https://disk.yandex.ru/d/cIHAEKYnqjNjeg).
2) «Достижения России в XXI веке»
(https://disk.yandex.ru/d/32QtRO7P41xNtw). Материалы предоставлены
центральным аппаратом Российского общества «Знание».
Для оформления занятия как официального мероприятия Российского
общества «Знание» необходимо за 4 дня до проведения занятия
проинформировать директора филиала в Республике Мордовия Зарубина
Олега Александровича по телефону или в Телеграме (89520702801).
Загрузка...
4 месяца назад
#
Уважаемые коллеги, добрый день!

Продолжается работа методических мастерских участников проекта «Методический ПроАктив – единство знаний и решений».

Методические мастерские полны полезными материалами, содержащими опыт педагогов в формировании функциональной грамотности, эффективные методы использования цифровых технологий в учебном процессе. В мастерских Вы найдёте методические разработки и сценарии внеурочных занятий, мастер-классы и онлайн-уроки.

Приглашаем Вас посетить методические мастерские uchitel.club/workshops и проголосовать за лучшую мастерскую.

Обращаем ваше внимание, что в проекте приняли участие педагоги из Вашего региона (см вложение). Голосовать вы можете и в приложении «ВКОНТАКТЕ» vk.com/app51409247#n298470

Ждём вас в методических мастерских и голосуйте за лучшие!
Загрузка...
Загрузка...
4 месяца назад
#
Уважаемые коллеги, информацию о методических днях для своего региона Вы найдёте на странице:
Урал — Поволжье: uchitel.club/districts/ural-povolzhye
Загрузка...
4 месяца назад
#
Уважаемые коллеги!
Министерство образования Республики Мордовия информирует, что «Агентство поддержки государственных инициатив» запустило в социальной сети «Вконтакте» сообщество «Образовательный портал «Единый урок»» (далее –сообщество).Сообщество запущено в 2023 году в рамках деятельности федеральной инновационной площадки Министерства науки и высшего образования Российской Федерации1 и центра бесплатной юридической помощи, включенного в соответствующий список Министерства юстиции Российской
Федерации2, при поддержке Росгвардии, МЧС России и Минюста России. Цель сообщества – совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, правового обеспечения системы образования посредством информирования об актуальных аспектах образовательной деятельности педагогических, руководящих и иных работников образовательных организаций, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования.
Сообщество находится в публичном доступе по адресу: vk.com/e_urok без предварительной регистрации
Загрузка...
6 месяцев назад
#
Всероссийский педагогический марафон «Осенняя школа учителя -2023»
Начало учебного года — идеальный момент для учителей, чтобы планировать и устанавливать годовые цели, разрабатывать учебные программы, уроки, которые привнесут свежесть и инновации в учебный процесс, направить свою энергию и мотивацию на то, чтобы вдохновить учащихся на достижение больших результатов.

Стать лучшим в своей профессии, возможность посетить семинары и тренинги, пообщаться с коллегами, обменяться опытом – ключевая идея Всероссийского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2023», который организован кафедрой основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».

Цель педагогического марафона – обсуждение актуальных стратегических направлений деятельности учителей в 2022-2023 учебном году, обмен научным и педагогическим опытом в области образования и воспитания подрастающего поколения, а также развитие межрегионального сотрудничества научных и педагогических работников в сфере развития школьного образования.

Период проведения: с 27 сентября по 4 октября 2023 года.

К участию в мероприятиях педагогического марафона приглашаются: руководители образовательных организаций, ученые, преподаватели вузов и колледжей, учителя-предметники общеобразовательных организаций, методисты, а также все заинтересованные сотрудники профильных организаций.

Формат проведения: гибридный (дистанционный, очный)

Программа и регистрация на Всероссийский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2023» доступна по ссылке
docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdGi_M5DfZxCVshfqNMH5sIQlJqfL4rWv1dmnxLpYE1IiZuiA/viewform
Загрузка...
6 месяцев назад
#
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Обществознание» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. (ЕГЭ-2023)

4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
При изучении и повторении учебного предмета «Обществознание» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить изучению основ Конституции РФ, правовым вопросам из кодификатора.
Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать тексты, статистическую информацию, таблицы и т.д.
При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
Учителям обществознания выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по обществознанию.
На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.

Муниципальным органам управления образованием.
На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей обществознания рекомендуется проведение в течение года семинаров по результатам анализа выполнения ЕГЭ по обществознанию.
Проводить мастер-классы в целях распространения опыта по подготовке участников ЕГЭ по обществознанию.
Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену.
Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах, посвященных государственным праздника Российской Федерации, значимым событиям общественно-политической жизни страны.

4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

Учителям, методическим объединениям учителей.
Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по обществознанию из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению обществознания.
Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения обществознания с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ

Администрациям образовательных организаций
Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Обществознание» в 9–11 классах.
Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по обществознанию и оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену.
Выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям обществознания.
Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результата анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по обществознанию.
Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально – групповые занятия с выпускниками по обществознанию.

Муниципальным органам управления образованием
Организовать мастер-классы учителей, имеющих высокие результаты обучающихся, обобщать и распространять положительный опыт подготовки к ГИА.
Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки по предмету «Обществознание».
Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников

Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по обществознанию.
Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Совершенствование методической и предметной компетентностей учителя истории и обществознания.
Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2024.

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях в дорожную карту по развитию региональной системы образования на 2022–2023 уч.г.
Таблица 2 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории и обществознанию» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
Сентябрь 2022
Учителя истории и обществознания

ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории и обществознания
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:

– Методика подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
– Использование результатов оценочных процедур в целях повышения качества образования по обществознанию
Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.

ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей обществознания.
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.

Повысились показатели выполнения отдельных заданий

3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года (по графику)

Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по обществознанию. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Методические приёмы подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию» Октябрь 2022 г.

МОУ «Гимназия № 19» Продемонстрированы лучшие практики учителей
5 Мастер-класс «Приемы формирования понятийного аппарата на уроках обществознания»
МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Улучшился показатель выполнения заданий, связанных с данным умением
6 Проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года

ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру Продемонстрированы лучшие практики
учителей

5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебный год на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар Руководители муниципальных МО учителей обществознания и истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей обществознания Учителя обществознания РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА-2023 Учителя обществознания РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя обществознания РМ
6 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «Обществознание», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру» Учителя обществознания РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023г.
Таблица 2 16
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по обществознанию или получили высокий балл по предмету (МОУ «Гимназия №19». МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ «СОШ №9»).

3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по обществознанию на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» «Педагогическая мастерская»
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.

1. Проведение ГБУ «Центр оценки качества образования «Перспектива» тренировочных мероприятий для обучающихся в формате ЕГЭ.
2. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей обществознания в ОО с низкими образовательными результатами.
3. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации в целях проверки предметной компетенции учителя.

Загрузка...
6 месяцев назад
#
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «Обществознание».
( ОГЭ-2023)


2.4.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

Проанализированные в отчете данные позволяют сделать следующие общие выводы: Среди плохо усвоенных тем можно назвать следующие: «Форма государства» (аспект – политический режим), «Органы государственной власти Российской Федерации», «Права потребителей (право на качество товаров (работ, услуг), право на безопасность товаров (работ, услуг), право на возмещение ущерба; право на необходимую и достоверную информацию и др.) «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина», «Административные правоотношения, правонарушения и наказания», «Социальный конфликт и пути его решения». Внимание к изучению этих вопросов курса должно быть усилено. Кроме того, следует продолжить систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию; обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста или диаграммы (таблицы). Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно не только обратить внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Важность и особенность данного навыка – элемента самоконтроля выпускника, необходима еще и в связи с тем, что КИМ ОГЭ устанавливает и сохраняет преемственность с последующими форматами заданий КИМ ЕГЭ, что требует от педагогов системной работы при подготовке к экзамену. Специальной работы при обучении обществознанию в основной школе требует развитие умения составлять план фрагмента текста (задание 21). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задает конкретного числа пунктов плана. Однако следует учитывать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика. Следует уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (задание 23). «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, отличается разнообразием. Так, примерами могут быть факты прошлого и современности; сведения, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, потому вполне допустимо, что одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего. Кроме того, необходимо уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни (задание 24). Задание, проверяющее это умение, непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Отметим, что одна из разновидностей задания этого типа не предполагает единственно верного ответа: выпускник может согласиться или не согласиться с приведенной в задании точкой зрения. Объектом оценивания является не мнение (позиция) учащегося, а приведенные им аргументы: их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

2.4.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

Безусловно при подготовке к ОГЭ по предмету «Обществознание», особое внимание нужно уделить тем учащимся, которые имеют трудности в освоении учебного материала, не имеют метапредметных навыков и умений, не могут соотносить свои действия с планируемыми результатами учебной деятельности, не могут самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, не умеют осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, потенциально являются «группой риска» при сдаче ОГЭ. В условиях, когда на уровне ООО на преподавание обществознания отводится один учебный час в неделю, указанная выше группа учащихся требует особого педагогического сопровождения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Для ликвидации пробелов в изучении предмета и эффективной подготовки к ОГЭ по обществознанию необходимым методом достижения поставленной педагогической цели является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута, разработка которого, однозначно, требует ранней диагностики «пробелов» в изучаемом материале, коррекции видов познавательной деятельности (от обыденной к научной), работы по формированию мотивации учащегося, создание атмосферы успеха (через личностно-ориентированные подходы к оцениванию).
Загрузка...
6 месяцев назад
#
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «История» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. ( ЕГЭ-2023)

4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителе.
1. При разработке тематического планирования уроков обязательно проектировать систему развития предметных и метапредметных умений на основе требований ФГОС, особо обращая внимание на потенциал курсов всеобщей истории.
2. Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
3. Использовать различные способы повторения курсов всеобщей истории, вводить в урок по изучению нового материала содержание на повторение, связанное с темой урока, раскрывающее исторические корни рассматриваемых событий и явлений.
4. При изучении и повторении учебного предмета «История» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить усвоению учебного материала по истории ХХ – начала ХХI вв., проблемам становления современной российской государственности в постсоветский период, историческим личностям, развитию российской культуры (при этом важно научить обучающихся определять стиль произведения культуры, что поможет узнать примерное время его создания).
5. Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать различные исторические источники, в том числе тексты, статистическую информацию, карты, таблицы, аудио и визуальные источники и т.д.
6. При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
7. При подготовке к ЕГЭ по истории использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
8. Обращать внимание учащихся на выявление последствий исторических событий посредством определения их пространственного (всемирного, регионального, национального) и временного масштабов. Формировать умения устанавливать следствия исторических событий (явлений) в одной (вертикальные связи) или нескольких (горизонтальные связи) сферах жизни общества, через выделение противоречий исторического развития.
9. Необходимо больше учебного времени уделять развитию умений работы с картой. Показывать в процессе объяснения и на примере заданий потенциал исторических карт не только в плане иллюстрации исторических событий, но и как основного средства получения информации.
10. Учителям истории выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по истории.
11. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
12. Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.

Муниципальным органам управления образованием
1. На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей истории рекомендуется проведение в течение года семинаров-практикумов, мастер-классов по результатам анализа выполнения ЕГЭ по истории.
2. Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену
3. Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
4. Развивать деятельность школьных музеев с целью проведения на их базе практико-ориентированных занятий по истории.
5. Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах исторической направленности («Без срока давности», «Гордость моей Родины», «История школы в истории Мордовии» и др.

4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

Учителям, методическим объединениям учителей
1. Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по истории из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению истории.
2. Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по истории.
3. Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
4. Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения истории с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
5. Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ.

Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением программ по истории, государственного образовательного стандарта.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «История» в 9–11 классах,
3.Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по истории. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью расширения исторического кругозора.
5.Администрации школ выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям истории.
6. Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результатов анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по истории; повышать эффективность индивидуального отбора в профильные 10 классы.
7.Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально-групповые занятия с выпускниками по истории.

Муниципальным органам управления образованием
– Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
– Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
– Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.

4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
1. Актуальные подходы к развитию аналитических умений на уроках истории.
2. Вопросы истории культуры на уроках истории: эффективные приемы обучения.
3. Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по истории.
4. Особенности работы с историческими документами в процессе подготовки к ЕГЭ.
5. Сложные вопросы ЕГЭ по истории.
6. Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.

4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

1.Формирование читательской и функциональной грамотности на уроках истории.
2.Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
3.Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по истории в 2024.

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях
в дорожную карту по развитию региональной системы образования
на 2022 – 2023 уч.г.
Таблица 0 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
сентябрь 2022
учителя истории

ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:

– Методика подготовки обучающихся к ГИА по истории
– Инновационные технологии использования результатов оценочных процедур по истории в повышение качества образования в образовательной организации Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.

ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»

ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей истории
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.

В данных ОО результаты сдачи ЕГЭ по истории улучшились.

3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)

В течение года (по графику)

Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по истории. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Активизация творческой деятельности обучающихся в процессе работы с историческими источниками и иллюстративным материалом при подготовке к ЕГЭ по истории»
Октябрь 2022 г.

МОУ «Гимназия № 23» Улучшился результат выполнения заданий по работе с историческими картами, иллюстративным материалом, что свидетельствует об эффективности данного мероприятия.
Необходимо и далее проводить регулярно с привлечением большего числа учителей и совершенствованием методики работы
5 Мастер-класс «Формирование и оценка сформированности читательской грамотности в рамках учебного предмета «История» МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Продемонстрированы лучшие практики
учителей
6 Мастер-класс «Решение заданий с картами в ЕГЭ по истории» МОУ «Гимназия № 19» Улучшился показатель выполнения данного задания
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023–2024 учебном году на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар «Современное историческое образование: новые требования и ответственность» Руководители муниципальных МО учителей истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания Учителя истории РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия, в том числе участников проекта «500+» в 2024 году
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА 2023 Учителя истории РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя истории РМ
6 В течение уч. года Организация методической поддержки учителей истории по вопросам внедрения единого государственного учебника «История» Учителя истории РМ
7 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «История», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру». Учителя истории РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 0 26
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по истории или получили высокий балл по предмету (МБОУ “Краснослободский многопрофильный лицей”; МБОУ “Зубово-Полянская гимназия”)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ “СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №39”)
3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по истории на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
4 В течение года Организация постоянно действующей консультационной площадки по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением потенциала республиканского методического актива. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей истории в ОО с низкими образовательными результатами
2. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации, в целях проверки предметной компетенции учителя
Загрузка...
6 месяцев назад
#
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «История». (ОГЭ-2023)
2.4.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

На основании результатов ОГЭ можно предложить ряд рекомендаций для учителей по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в республике:
– организовать на уровне муниципалитетов межшкольные занятия по подготовке к государственной итоговой аттестации;
– педагогам с большим педагогическим стажем оказывать методическую помощь молодым учителям;
– организовать обмен опытом между школами, показавшими высокий результат ОГЭ школами с низкими результатами.
Рекомендуемые тематики для обсуждения на методических объединениях и для проведения занятий-рефлексий:
– Актуальные вопросы содержания и методики преподавания истории.
– Методы и приемы развития у учащихся внутренней мотивации и формирования эмоционально-ценностного отношения к истории.
– Пути формирования у учащихся общеучебных умений и навыков (ключевых учебных компетенций) при обучении истории.
– Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении истории.
Педагогам необходимо изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора; организовать активную познавательную деятельность; включить все виды учебной информации; расширить практику решения познавательных задач; реализовать проблемный подход; совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых требований к ОГЭ по истории; провести анализ результатов итоговой аттестации по истории за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения на заседаниях ШМО; изучить материалы сайта ФИПИ; документы, регламентирующие разработку КИМ для ОГЭ по истории (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов; перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзаменам.
Особое внимание следует уделить всем темам (независимо от эпохи), связанным с историей культуры нашей страны, а также периоду Смуты и истории России в XIX – начале XX вв. Именно перечисленные разделы курса ежегодно оказываются наиболее трудными для участников ОГЭ.
Педагогам необходимо организовать целенаправленную работа по формированию при изучении всех разделов курса знаний хронологии, исторических понятий и исторических фактов, умений работать с историческими источниками. Работа учеников с историческими документами начинается с 5 класса, она постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-х классах все шире привлекаются политические, программные документы. Обучение работе с историческим документом включает в себя следующие этапы: 1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализируют документ под руководством учителя; 3) ученики работают под руководством учителя и самостоятельно; 4) ученики самостоятельно изучают документ в классе и дома; 5) учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания; 6) дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения.
Формирование умений по работе с иллюстративным материалом следует начинать также с 5 класса. Обучающимся рекомендуется составлять рассказы по учебным картинам. Параллельно учитель на уроке может предложить обучающимся примерную схему характеристики визуального источника. Ученик, исходя из особенностей своего источника, может опираться на приведенную ниже схему, выбирая из неё нужные пункты и дополняя их. Примерная схема характеристики визуального источника может состоять из следующих пунктов: авторство; название; время и обстоятельства создания; тип и жанр изображения (миниатюра, потрет, витраж и т.д.); материал (масло на холсте, дерево и т.д.); местонахождение. Работа с визуальным источником требует наличия у выпускника не только достаточного объема исторических знаний, но и особых умений и навыков, формирование которых должно происходить на протяжении всех лет изучения истории. Это, в первую очередь, умение видеть детали изображения, указывающие на время его появления; умение соотносить эти детали с определенным периодом истории; умение выстраивать ассоциативный ряд в контексте источника (исторические деятели, факты, явления, процессы и т.д.).
Недостатки исторической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания истории на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы. Следует использовать многообразные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения. При организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и презентаций.
Подготовку к экзамену по истории следует начинать с I четверти IX класса и проводить по нескольким направлениям: а) при изучении исторического материала регулярно анализировать события, понятия, термины; б) на уроках истории чаще давать задания, направленные на сопоставление понятий и характерных признаков, дат и событий; в) в процессе обучения истории постоянно выделять время на обучение краткому письменному ответу на поставленный вопрос при анализе источника; г) больше внимания уделять контекстному анализу источников, разумно привлекать текст для аргументации своих выводов.

2.4.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

– В целях повышения уровня подготовки выпускников с низким уровнем подготовки целесообразно обратить особое внимание на формирование основополагающих исторических понятий и терминов, событий, которые следует отрабатывать, используя различные задания. Для данной группы выпускников важным является момент мотивирования, понимания личной ответственности за результат экзамена, четкого планирования подготовки к нему.
– Для выпускников с удовлетворительным уровнем подготовки в целях формирования общеучебных умений, целесообразно предлагать увеличение доли тренировочных заданий и упражнений, способствующих систематизации знаний, предусматривающих самостоятельное обобщение (можно в виде таблиц и схем) после изучения материала по одной из тем или разделов. Не менее важным является и включение разнообразных форм заданий, предполагающих применение знаний и умений в новой ситуации.
– Выпускники с хорошей подготовкой демонстрируют уверенное владение знаниями практически по всем разделам и элементам содержания истории. Однако некоторые трудности для данной группы выпускников представляют задания, требующие от них комплексного применения знаний и умений в обновленной ситуации. Именно на нейтрализацию данной проблемы и должна быть направлена корректировка процесса подготовки.

Загрузка...
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-15 из 70