Основная информация

Администратор группы:
Чиндяйкин Юрий Георгиевич
Рейтинг: 9255
Создана 9 лет назад

Стена группы

Загрузка...
1 год назад
#
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Обществознание» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. (ЕГЭ-2023)

4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
При изучении и повторении учебного предмета «Обществознание» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить изучению основ Конституции РФ, правовым вопросам из кодификатора.
Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать тексты, статистическую информацию, таблицы и т.д.
При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
Учителям обществознания выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по обществознанию.
На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.

Муниципальным органам управления образованием.
На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей обществознания рекомендуется проведение в течение года семинаров по результатам анализа выполнения ЕГЭ по обществознанию.
Проводить мастер-классы в целях распространения опыта по подготовке участников ЕГЭ по обществознанию.
Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену.
Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах, посвященных государственным праздника Российской Федерации, значимым событиям общественно-политической жизни страны.

4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

Учителям, методическим объединениям учителей.
Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по обществознанию из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению обществознания.
Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения обществознания с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ

Администрациям образовательных организаций
Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Обществознание» в 9–11 классах.
Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по обществознанию и оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену.
Выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям обществознания.
Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результата анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по обществознанию.
Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально – групповые занятия с выпускниками по обществознанию.

Муниципальным органам управления образованием
Организовать мастер-классы учителей, имеющих высокие результаты обучающихся, обобщать и распространять положительный опыт подготовки к ГИА.
Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки по предмету «Обществознание».
Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников

Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по обществознанию.
Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Совершенствование методической и предметной компетентностей учителя истории и обществознания.
Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2024.

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях в дорожную карту по развитию региональной системы образования на 2022–2023 уч.г.
Таблица 2 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории и обществознанию» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
Сентябрь 2022
Учителя истории и обществознания

ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории и обществознания
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:

– Методика подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
– Использование результатов оценочных процедур в целях повышения качества образования по обществознанию
Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.

ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»

ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей обществознания.
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.

Повысились показатели выполнения отдельных заданий

3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года (по графику)

Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по обществознанию. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Методические приёмы подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию» Октябрь 2022 г.

МОУ «Гимназия № 19» Продемонстрированы лучшие практики учителей
5 Мастер-класс «Приемы формирования понятийного аппарата на уроках обществознания»
МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Улучшился показатель выполнения заданий, связанных с данным умением
6 Проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года

ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру Продемонстрированы лучшие практики
учителей

5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебный год на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар Руководители муниципальных МО учителей обществознания и истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей обществознания Учителя обществознания РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА-2023 Учителя обществознания РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя обществознания РМ
6 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «Обществознание», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру» Учителя обществознания РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023г.
Таблица 2 16
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по обществознанию или получили высокий балл по предмету (МОУ «Гимназия №19». МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ «СОШ №9»).

3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по обществознанию на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» «Педагогическая мастерская»
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.

1. Проведение ГБУ «Центр оценки качества образования «Перспектива» тренировочных мероприятий для обучающихся в формате ЕГЭ.
2. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей обществознания в ОО с низкими образовательными результатами.
3. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации в целях проверки предметной компетенции учителя.

Загрузка...
1 год назад
#
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «Обществознание».
( ОГЭ-2023)


2.4.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

Проанализированные в отчете данные позволяют сделать следующие общие выводы: Среди плохо усвоенных тем можно назвать следующие: «Форма государства» (аспект – политический режим), «Органы государственной власти Российской Федерации», «Права потребителей (право на качество товаров (работ, услуг), право на безопасность товаров (работ, услуг), право на возмещение ущерба; право на необходимую и достоверную информацию и др.) «Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина», «Административные правоотношения, правонарушения и наказания», «Социальный конфликт и пути его решения». Внимание к изучению этих вопросов курса должно быть усилено. Кроме того, следует продолжить систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих социально значимую информацию; обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста или диаграммы (таблицы). Важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно не только обратить внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Важность и особенность данного навыка – элемента самоконтроля выпускника, необходима еще и в связи с тем, что КИМ ОГЭ устанавливает и сохраняет преемственность с последующими форматами заданий КИМ ЕГЭ, что требует от педагогов системной работы при подготовке к экзамену. Специальной работы при обучении обществознанию в основной школе требует развитие умения составлять план фрагмента текста (задание 21). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. Важно, чтобы школьники усвоили, что составление плана требует внимательного прочтения текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста. Формулировки пунктов плана должны наиболее полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике содержания, отражать тему (основную мысль текста). При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задает конкретного числа пунктов плана. Однако следует учитывать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика. Следует уделить внимание развитию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений текста (задание 23). «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, отличается разнообразием. Так, примерами могут быть факты прошлого и современности; сведения, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, потому вполне допустимо, что одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего. Кроме того, необходимо уделять больше внимания методике формирования умения формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни (задание 24). Задание, проверяющее это умение, непосредственно связано с содержанием текста, но оно предполагает рассмотрение текста в ином ракурсе. Отметим, что одна из разновидностей задания этого типа не предполагает единственно верного ответа: выпускник может согласиться или не согласиться с приведенной в задании точкой зрения. Объектом оценивания является не мнение (позиция) учащегося, а приведенные им аргументы: их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации.

2.4.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

Безусловно при подготовке к ОГЭ по предмету «Обществознание», особое внимание нужно уделить тем учащимся, которые имеют трудности в освоении учебного материала, не имеют метапредметных навыков и умений, не могут соотносить свои действия с планируемыми результатами учебной деятельности, не могут самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, не умеют осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, потенциально являются «группой риска» при сдаче ОГЭ. В условиях, когда на уровне ООО на преподавание обществознания отводится один учебный час в неделю, указанная выше группа учащихся требует особого педагогического сопровождения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Для ликвидации пробелов в изучении предмета и эффективной подготовки к ОГЭ по обществознанию необходимым методом достижения поставленной педагогической цели является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута, разработка которого, однозначно, требует ранней диагностики «пробелов» в изучаемом материале, коррекции видов познавательной деятельности (от обыденной к научной), работы по формированию мотивации учащегося, создание атмосферы успеха (через личностно-ориентированные подходы к оцениванию).
Загрузка...
1 год назад
#
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «История» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. ( ЕГЭ-2023)

4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителе.
1. При разработке тематического планирования уроков обязательно проектировать систему развития предметных и метапредметных умений на основе требований ФГОС, особо обращая внимание на потенциал курсов всеобщей истории.
2. Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
3. Использовать различные способы повторения курсов всеобщей истории, вводить в урок по изучению нового материала содержание на повторение, связанное с темой урока, раскрывающее исторические корни рассматриваемых событий и явлений.
4. При изучении и повторении учебного предмета «История» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить усвоению учебного материала по истории ХХ – начала ХХI вв., проблемам становления современной российской государственности в постсоветский период, историческим личностям, развитию российской культуры (при этом важно научить обучающихся определять стиль произведения культуры, что поможет узнать примерное время его создания).
5. Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать различные исторические источники, в том числе тексты, статистическую информацию, карты, таблицы, аудио и визуальные источники и т.д.
6. При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
7. При подготовке к ЕГЭ по истории использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
8. Обращать внимание учащихся на выявление последствий исторических событий посредством определения их пространственного (всемирного, регионального, национального) и временного масштабов. Формировать умения устанавливать следствия исторических событий (явлений) в одной (вертикальные связи) или нескольких (горизонтальные связи) сферах жизни общества, через выделение противоречий исторического развития.
9. Необходимо больше учебного времени уделять развитию умений работы с картой. Показывать в процессе объяснения и на примере заданий потенциал исторических карт не только в плане иллюстрации исторических событий, но и как основного средства получения информации.
10. Учителям истории выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по истории.
11. На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
12. Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.

Муниципальным органам управления образованием
1. На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей истории рекомендуется проведение в течение года семинаров-практикумов, мастер-классов по результатам анализа выполнения ЕГЭ по истории.
2. Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену
3. Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
4. Развивать деятельность школьных музеев с целью проведения на их базе практико-ориентированных занятий по истории.
5. Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах исторической направленности («Без срока давности», «Гордость моей Родины», «История школы в истории Мордовии» и др.

4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

Учителям, методическим объединениям учителей
1. Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по истории из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению истории.
2. Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по истории.
3. Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
4. Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения истории с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
5. Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ.

Администрациям образовательных организаций
1. Осуществлять контроль за выполнением программ по истории, государственного образовательного стандарта.
2. Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «История» в 9–11 классах,
3.Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по истории. Оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену не только в старших классах, но и начиная с 5-го класса.
4. Определить темы, программы внеурочной и проектной деятельности учащихся 5–11 классов с целью расширения исторического кругозора.
5.Администрации школ выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям истории.
6. Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результатов анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по истории; повышать эффективность индивидуального отбора в профильные 10 классы.
7.Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально-групповые занятия с выпускниками по истории.

Муниципальным органам управления образованием
– Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
– Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
– Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.

4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
1. Актуальные подходы к развитию аналитических умений на уроках истории.
2. Вопросы истории культуры на уроках истории: эффективные приемы обучения.
3. Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по истории.
4. Особенности работы с историческими документами в процессе подготовки к ЕГЭ.
5. Сложные вопросы ЕГЭ по истории.
6. Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.

4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

1.Формирование читательской и функциональной грамотности на уроках истории.
2.Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
3.Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по истории в 2024.

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях
в дорожную карту по развитию региональной системы образования
на 2022 – 2023 уч.г.
Таблица 0 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
сентябрь 2022
учителя истории

ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:

– Методика подготовки обучающихся к ГИА по истории
– Инновационные технологии использования результатов оценочных процедур по истории в повышение качества образования в образовательной организации Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.

ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру»

ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей истории
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.

В данных ОО результаты сдачи ЕГЭ по истории улучшились.

3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)

В течение года (по графику)

Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по истории. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Активизация творческой деятельности обучающихся в процессе работы с историческими источниками и иллюстративным материалом при подготовке к ЕГЭ по истории»
Октябрь 2022 г.

МОУ «Гимназия № 23» Улучшился результат выполнения заданий по работе с историческими картами, иллюстративным материалом, что свидетельствует об эффективности данного мероприятия.
Необходимо и далее проводить регулярно с привлечением большего числа учителей и совершенствованием методики работы
5 Мастер-класс «Формирование и оценка сформированности читательской грамотности в рамках учебного предмета «История» МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Продемонстрированы лучшие практики
учителей
6 Мастер-класс «Решение заданий с картами в ЕГЭ по истории» МОУ «Гимназия № 19» Улучшился показатель выполнения данного задания
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023–2024 учебном году на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар «Современное историческое образование: новые требования и ответственность» Руководители муниципальных МО учителей истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания Учителя истории РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия, в том числе участников проекта «500+» в 2024 году
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА 2023 Учителя истории РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя истории РМ
6 В течение уч. года Организация методической поддержки учителей истории по вопросам внедрения единого государственного учебника «История» Учителя истории РМ
7 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «История», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру». Учителя истории РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 0 26
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по истории или получили высокий балл по предмету (МБОУ “Краснослободский многопрофильный лицей”; МБОУ “Зубово-Полянская гимназия”)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ “СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №39”)
3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по истории на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
4 В течение года Организация постоянно действующей консультационной площадки по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением потенциала республиканского методического актива. (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»).
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей истории в ОО с низкими образовательными результатами
2. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации, в целях проверки предметной компетенции учителя
Загрузка...
1 год назад
#
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «История». (ОГЭ-2023)
2.4.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся

На основании результатов ОГЭ можно предложить ряд рекомендаций для учителей по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в республике:
– организовать на уровне муниципалитетов межшкольные занятия по подготовке к государственной итоговой аттестации;
– педагогам с большим педагогическим стажем оказывать методическую помощь молодым учителям;
– организовать обмен опытом между школами, показавшими высокий результат ОГЭ школами с низкими результатами.
Рекомендуемые тематики для обсуждения на методических объединениях и для проведения занятий-рефлексий:
– Актуальные вопросы содержания и методики преподавания истории.
– Методы и приемы развития у учащихся внутренней мотивации и формирования эмоционально-ценностного отношения к истории.
– Пути формирования у учащихся общеучебных умений и навыков (ключевых учебных компетенций) при обучении истории.
– Формы и методы совершенствования творческих и исследовательских способностей учащихся при изучении истории.
Педагогам необходимо изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена в новой форме, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора; организовать активную познавательную деятельность; включить все виды учебной информации; расширить практику решения познавательных задач; реализовать проблемный подход; совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых требований к ОГЭ по истории; провести анализ результатов итоговой аттестации по истории за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения на заседаниях ШМО; изучить материалы сайта ФИПИ; документы, регламентирующие разработку КИМ для ОГЭ по истории (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов; перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзаменам.
Особое внимание следует уделить всем темам (независимо от эпохи), связанным с историей культуры нашей страны, а также периоду Смуты и истории России в XIX – начале XX вв. Именно перечисленные разделы курса ежегодно оказываются наиболее трудными для участников ОГЭ.
Педагогам необходимо организовать целенаправленную работа по формированию при изучении всех разделов курса знаний хронологии, исторических понятий и исторических фактов, умений работать с историческими источниками. Работа учеников с историческими документами начинается с 5 класса, она постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объем его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-х классах все шире привлекаются политические, программные документы. Обучение работе с историческим документом включает в себя следующие этапы: 1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализируют документ под руководством учителя; 3) ученики работают под руководством учителя и самостоятельно; 4) ученики самостоятельно изучают документ в классе и дома; 5) учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания; 6) дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения.
Формирование умений по работе с иллюстративным материалом следует начинать также с 5 класса. Обучающимся рекомендуется составлять рассказы по учебным картинам. Параллельно учитель на уроке может предложить обучающимся примерную схему характеристики визуального источника. Ученик, исходя из особенностей своего источника, может опираться на приведенную ниже схему, выбирая из неё нужные пункты и дополняя их. Примерная схема характеристики визуального источника может состоять из следующих пунктов: авторство; название; время и обстоятельства создания; тип и жанр изображения (миниатюра, потрет, витраж и т.д.); материал (масло на холсте, дерево и т.д.); местонахождение. Работа с визуальным источником требует наличия у выпускника не только достаточного объема исторических знаний, но и особых умений и навыков, формирование которых должно происходить на протяжении всех лет изучения истории. Это, в первую очередь, умение видеть детали изображения, указывающие на время его появления; умение соотносить эти детали с определенным периодом истории; умение выстраивать ассоциативный ряд в контексте источника (исторические деятели, факты, явления, процессы и т.д.).
Недостатки исторической подготовки за курс основной школы требуют корректировки преподавания истории на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы. Следует использовать многообразные формы организации учебной деятельности учащихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения. При организации учебного процесса необходимо актуализировать ранее полученные знания, причем не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне: составление хроник событий, обобщающих таблиц, подготовка сообщений и презентаций.
Подготовку к экзамену по истории следует начинать с I четверти IX класса и проводить по нескольким направлениям: а) при изучении исторического материала регулярно анализировать события, понятия, термины; б) на уроках истории чаще давать задания, направленные на сопоставление понятий и характерных признаков, дат и событий; в) в процессе обучения истории постоянно выделять время на обучение краткому письменному ответу на поставленный вопрос при анализе источника; г) больше внимания уделять контекстному анализу источников, разумно привлекать текст для аргументации своих выводов.

2.4.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

– В целях повышения уровня подготовки выпускников с низким уровнем подготовки целесообразно обратить особое внимание на формирование основополагающих исторических понятий и терминов, событий, которые следует отрабатывать, используя различные задания. Для данной группы выпускников важным является момент мотивирования, понимания личной ответственности за результат экзамена, четкого планирования подготовки к нему.
– Для выпускников с удовлетворительным уровнем подготовки в целях формирования общеучебных умений, целесообразно предлагать увеличение доли тренировочных заданий и упражнений, способствующих систематизации знаний, предусматривающих самостоятельное обобщение (можно в виде таблиц и схем) после изучения материала по одной из тем или разделов. Не менее важным является и включение разнообразных форм заданий, предполагающих применение знаний и умений в новой ситуации.
– Выпускники с хорошей подготовкой демонстрируют уверенное владение знаниями практически по всем разделам и элементам содержания истории. Однако некоторые трудности для данной группы выпускников представляют задания, требующие от них комплексного применения знаний и умений в обновленной ситуации. Именно на нейтрализацию данной проблемы и должна быть направлена корректировка процесса подготовки.

Загрузка...
Загрузка...
Вышел в свет 2-й номер журнала «Педагогические измерения» за 2023 год.
В номере освещаются вопросы финансовой грамотности в государственной итоговой аттестации школьников по обществознанию, дидактические возможности использования КИМ ЕГЭ и ОГЭ в достижении планируемых результатов
обучения обществознанию, даются ответы на наиболее распространённые вопросы учителей об экзамене по истории.
Читать...
Загрузка...
1 год назад
#
Уважаемые коллеги! Уверены, что материалы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России будут полезны, и вы включите их в свои уроки в новом учебном году.
Цифровые образовательные материалы, представленные в Библиотеке, разработаны командой российских учителей. Контент по восьми предметам уровня основного общего образования доступен в Библиотеке уже сейчас. Материалы для всех уровней образования будут разработаны Академией Минпросвещения России до конца 2024 года. Подробно см.ссылку pedagog13.edurm.ru/news-joom/2169-biblioteka-tsifrovogo-obrazovatelnogo-kontenta-akademii-minprosveshcheniya-rossii
Загрузка...
Общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание» запускает Всероссийскую военно-патриотическую акцию Знание.Герои, которая пройдет в период с 18 апреля по 31 мая 2023 года.
Акция направлена на повышение знаний обучающихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального
образования о подвигах героев и достижениях страны, истории России и родного края.
К участию в Акции в качестве спикеров приглашаются герои Российской Федерации, участники специальной военной операции, эксперты в области истории России.
Открытие акции состоится 18 апреля 2023 г. в трансляции по ссылке:
https://znanierussia.ru/events/vserossijskaya-voenno-patrioticheskayaprosvetitelskaya-akciya-z-2882.
Подключиться к трансляции возможно с 11:00 до 14:00 ч. (по московскому времени).
Запись трансляции также будет доступна после проведения мероприятия.
Для участия в Акции необходимо подать заявку в период с 6 апреля по 30 мая 2023 года.
Более подробная информация об Акции размещена по ссылке:
https://znanierussia.ru/events/vserossijskaya-voenno-patrioticheskayaprosvetitelskaya-akciya-z-2882
Дополнительные материалы к проведению Акции размещены по ссылке:
https://clck.ru/33rBpi.
Загрузка...
Ежегодно 19 апреля по всей стране проводится День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день проводится комплекс памятных мероприятий в школах, вузах, учреждениях науки и культуры, региональных и муниципальных учреждениях, некоммерческих организациях. В 2023 году исполняется 80 лет со дня принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».
В 2022 году охват информационной кампании проведения Дня единых действий в вузах, а также на информационных ресурсах Минобрнауки России составил более 9 млн человек. А в едином уроке-реконструкции в рамках Дня единых действий 19 апреля 2022 г. приняли участие более 8 000 000 обучающихся, в том числе в Республике Мордовия – более 20 000.
Организаторами Дня единых действий являются АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» совместно с ООД «Поисковое движение России». За 3 года проведения Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны к его проведению подключился огромный пул ведомств и некоммерческих организаций: Российское движение детей и молодёжи «Движение первых», Минпросвещения, Миннауки, общество историков-архивистов, Волонтёры Победы и Волонтёры культуры и многие другие.
Минпросвещения России впервые в этом году внедряет тему «Без срока давности» в информационно-просветительские занятия «Разговоры о важном», а также включил 19 апреля в календарный план воспитательной работы и исторические профильные смены.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова отметила:
«Интерес к теме проекта «Без срока давности» растет. Знать героическое прошлое своей страны – это приоритетная задача в патриотическом воспитании молодого поколения. 19 апреля мы вместе определяем и направляем форматы и технологии исторического просвещения. Непростой и сложный термин «геноцид». Как рассказать об этом подросткам и молодежи? С какого возраста об этом говорить? Какой формат будет эффективен? Как бережно подойти к исторической правде и при этом зародить у молодежи правильное отношение к теме. Мы не должны умалчивать о тех ужасах и жертвах, которые принесли приверженцы фашизма. Чем большему количеству молодых людей мы сможем рассказать об этом, тем больше вероятность не допустить страшных повторения истории»
В этот день во всех образовательных организациях страны будет организовано специально созданное командой педагогов, историков и психологов мероприятие – «Единый урок «Без срока давности». В формате видеофильма, основанного на хронике, и деловой игры участники разберутся в понятиях «нацизм», «фашизм», «геноцид», изучат факты и хронику преступлений нацистов в отношении мирных жителей. Установят причинно-следственные связи между событиями прошлого и настоящим.
В течение всего дня 19 апреля на площадке Общественной палаты Российской Федерации будет работать Центр действий для оперативного сопровождения проведения Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Здесь будет организована горячая линия (тел. 8(495) 132-59-99 доб. 3120) по методическому и информационному сопровождению проведения мероприятий от старта дня на Дальнем Востоке, до завершения в Калининграде. Состоятся прямые эфиры с самых интересных мероприятий в регионах и экспертные дискуссии, в ходе которых на вопросы и предложения граждан ответят федеральные и региональные эксперты, учителя, чиновники и общественники. В 12.00 (мск) состоится пресс-брифинг на котором организаторы и участники Дня единых действий расскажут об основных смыслах и итогах. Трансляция из Центра действий будет вестись на информационных ресурсах Общественной палаты РФ в социальной сети ВКонтакте и на официальном сайте.
Присоединиться к Дню единых действий может каждый, разместив в социальных сетях пост о своем отношении к геноциду с обязательными хештегами: #безсрокадавности, #19апреля2023.
Все материалы для проведения Дня единых действий в образовательных организациях можно скачать здесь.

Справочно
19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды о преступлениях нацистов. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Появление этого документа было первым фактом признания целенаправленной и масштабной политики нацистов и их пособников по уничтожению мирного населения на оккупированной территории и наказуемости таких преступлений. Этот Указ Президиума Верховного Совета СССР стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Цель Дня единых действий: сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Показать через эту призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

Загрузка...
1 год назад
#
Уважаемые коллеги!
Открыта регистрация на Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди учителей обществознания
Конкурс проводится при поддержке:
Министерства юстиции Российской Федерации
Следственного комитета Российской Федерации
Министерства просвещения Россйской Федерации
Альфа-Банка
ПОБЕДИТЕЛЯМ И ПРИЗЕРАМ КОНКУРСА

предоставляется право пройти целевое обучение во Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России) по образовательным программам в рамках специальности «Юриспруденция» за счет средств Университета*.

* при условии удовлетворения установленным требованиям в соответствии с действующим законодательством РФ, предъявляемым к поступающим на обучение по конкретным образовательным программам.

В рамках проведения Конкурса разработаны специальные задания совместно с партнерами и соучредителями Конкурса, победители которых будут награждены ценными призами и подарками. Более подробная информация на сайте Конкурса: vkpm.rpa-mu.ru
Загрузка...
Федеральным оператором проекта «Без срока давности», Московским педагогическим государственным университетом, при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации подготовлены учебно-методические материалы Всероссийского урока «Без срока давности: Ленинград – непокоренный город», в рамках Всероссийской акции, посвящённой Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ссылка на видеоматериал материал к акции:

https://youtube.com/playlist?list=PLvctlJWL9naK6V48BlzBjm2bZfdlFnz3m

Ссылка на учебно-методические материалы к акции:

https://disk.yandex.ru/d/q_pIDwuzQ8mvMg
Загрузка...
20 — 21 января 2023 года на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» состоится Всероссийская научная конференция «Исторические основы Российской государственности в советский период: принципы и ценности отношений власти и общества».

Программа конференции
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»
9 декабря 2022 года стартовал Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».

Конкурс проводится в целях сохранения исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также установления обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.

В конкурсных сочинениях участники рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:

– места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

– уничтожение мирного населения на оккупированных территориях в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР;

– преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов;

– произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов;

– деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов;

– чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

К участию допускаются:

– школьники 5 – 7-х классов;

– школьники 8 – 9-х классов;

– обучающиеся 10 – 11(12) классов и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования.

Этапы конкурса:

– школьный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации ‒ с 9 декабря 2022 года по 30 января 2023 года;

– муниципальный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации ‒ с 31 января по 10 февраля 2023 года;

– региональный этап Конкурса в субъектах Российской Федерации ‒ с 11 по 28 февраля 2023 года;

– федеральный этап Конкурса ‒ с 1 по 25 марта 2023 года.

Официальный сайт конкурса

ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, в 2022/23 учебном году
Загрузка...
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 5
Показаны 16-30 из 74