«Внедрение технологий портфолио в образовательный процесс ДОУ»
Блог:
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Технология «Портфолио» широко применяется в практике дошкольного образования. Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума, так и коллектива в целом. Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
По оформлению портфолио дошкольника бывает:
• Печатным – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек;
• Электронным – портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов;
• В виде раскраски - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого портфолио составляет несколько разделов:
Пер¬вый – портрет – предусматривает представление себя.
Во втором разделе собираются материалы по ос¬вещаемой теме, например, рассказы, рисунки, фотографии, накопленная информация и др.
В последнем разделе размещаются так назы¬ваемые достижения. Это могут быть отзывы пе¬дагогов, детей, родителей об удачных мероприя-тиях, грамоты, дипломы, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в конкретной области.
Функции портфолио:
• диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
• целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
• мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
• содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1.Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
3.Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)
Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы и пр. будут вложены в папку-портфолио.
Чтобы дошкольнику было интересно работать с портфолио, он непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Очень важно сделать родителей своими союзниками по внедрению портфолио в жизнь ребенка. Нужно научить взрослых наблюдать за ребенком, замечать изменения, записывать все новое.
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечается, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе значимых событий, интересов и увлечений ребенка. Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома. Интересно использовать его как мини-презентацию на дне рождения ребенка.
Таким образом, реализуя технологию «Портфолио» в воспитательно-образовательной работе ДОУ, позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
По оформлению портфолио дошкольника бывает:
• Печатным – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек;
• Электронным – портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов;
• В виде раскраски - это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого портфолио составляет несколько разделов:
Пер¬вый – портрет – предусматривает представление себя.
Во втором разделе собираются материалы по ос¬вещаемой теме, например, рассказы, рисунки, фотографии, накопленная информация и др.
В последнем разделе размещаются так назы¬ваемые достижения. Это могут быть отзывы пе¬дагогов, детей, родителей об удачных мероприя-тиях, грамоты, дипломы, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в конкретной области.
Функции портфолио:
• диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
• целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
• мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
• содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1.Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
3.Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)
Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы и пр. будут вложены в папку-портфолио.
Чтобы дошкольнику было интересно работать с портфолио, он непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Очень важно сделать родителей своими союзниками по внедрению портфолио в жизнь ребенка. Нужно научить взрослых наблюдать за ребенком, замечать изменения, записывать все новое.
С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечается, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе значимых событий, интересов и увлечений ребенка. Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома. Интересно использовать его как мини-презентацию на дне рождения ребенка.
Таким образом, реализуя технологию «Портфолио» в воспитательно-образовательной работе ДОУ, позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребенка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.