ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТ
Блог:
По современным оценкам растет число детей дошкольного возраста, имеющих различные проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и поведения, что является причиной снижения уровня развития познавательных психических процессов. Дети не всегда имеют возможность рассказать свои переживания, волнения и тревогу родителям, так как они, в большинстве случаев, уделяют недостаточно внимания своим детям. Также возросло число детей, у которых наблюдается агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, страхи, неблагоприятный эмоционально-волевой фон. Эффективным методом помощи этим детям в сохранении и укреплении психического здоровья является песочная терапия.
В настоящее время установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграция реализуется по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. В данном случае, по-моему, мнению, что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. В создании песочных композиций, в отличии от рисунка, не требуется каких-либо особых умений. Игра в песок дает возможность проиграть волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, освободиться от напряжения и беспокойства, выразить чувства в конструктивной форме, не причиняя вреда окружающим.
Песочная терапия - рисование песком как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха, тревожность, привести в равновесие внешний и внутренний мир, очень хороша для снятия агрессии у детей, для детей с проблемами в общении, с неуравновешенной нервной системой.
Игры с песком имеют большое значение в поддержании психического здоровья, развитии познавательных процессов, становлении всех сторон личности ребенка, формировании гуманного, искреннего отношения к людям и всему живому. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Перенос традиционных психологических занятий в песочницу дает больший эффект нежели стандартные формы коррекции: существенно усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность; в играх с песком гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно помогает в работе с «особыми» детьми. Песочная терапия - невербальная форма психокоррекции, где основное внимание уделяется творческому самовыражению клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Данные образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии ребенка. Песочная терапия может применяться как моно терапия, а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами: арттерапия, сказкотерапия, и др.
Применение песочной терапии способствует:
развитию эмоционального интеллекта;
снижению уровня тревожности и агрессивности; формированию умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; созданию условий для формирования адекватной самооценки;
снятию эмоционального напряжения;
формированию способности управлять своими эмоциями и поведением;
развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Условия работы с детьми:
— согласие и желание ребенка;
— специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий;
— отсутствие противопоказаний: аллергия и астма на пыль и мелкие частицы от сухого песка, кожные заболевания и порезы на руках, высокий уровень тревожности.
Таким образом, песочная терапия создает условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010. – 74с.
2.Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб:«Союз», 2004.
3.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010. – 340 с.
4.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 160 с.
В настоящее время установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграция реализуется по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. В данном случае, по-моему, мнению, что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. В создании песочных композиций, в отличии от рисунка, не требуется каких-либо особых умений. Игра в песок дает возможность проиграть волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, освободиться от напряжения и беспокойства, выразить чувства в конструктивной форме, не причиняя вреда окружающим.
Песочная терапия - рисование песком как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха, тревожность, привести в равновесие внешний и внутренний мир, очень хороша для снятия агрессии у детей, для детей с проблемами в общении, с неуравновешенной нервной системой.
Игры с песком имеют большое значение в поддержании психического здоровья, развитии познавательных процессов, становлении всех сторон личности ребенка, формировании гуманного, искреннего отношения к людям и всему живому. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Перенос традиционных психологических занятий в песочницу дает больший эффект нежели стандартные формы коррекции: существенно усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность; в играх с песком гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно помогает в работе с «особыми» детьми. Песочная терапия - невербальная форма психокоррекции, где основное внимание уделяется творческому самовыражению клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Данные образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии ребенка. Песочная терапия может применяться как моно терапия, а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами: арттерапия, сказкотерапия, и др.
Применение песочной терапии способствует:
развитию эмоционального интеллекта;
снижению уровня тревожности и агрессивности; формированию умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; созданию условий для формирования адекватной самооценки;
снятию эмоционального напряжения;
формированию способности управлять своими эмоциями и поведением;
развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Условия работы с детьми:
— согласие и желание ребенка;
— специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий;
— отсутствие противопоказаний: аллергия и астма на пыль и мелкие частицы от сухого песка, кожные заболевания и порезы на руках, высокий уровень тревожности.
Таким образом, песочная терапия создает условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1.Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010. – 74с.
2.Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб:«Союз», 2004.
3.Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010. – 340 с.
4.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 160 с.