Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений начало внедрять инклюзивное образование. На сегодняшний день большинство детских садов работает с детьми с ОВЗ. Не исключением стал и наш детский сад. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и как траектория развития гуманистического общества.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением слуха (слабослышащие);
• с нарушением зрения (слабовидящие);
• с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
• с задержкой психического развития;
• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в общеразвивающих ДОУ.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, является актуальной.
В МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» воспитывается 1 ребенок с ОВЗ, с диагнозом: «Врожденный вывих левого тазобедренного сустава, астеноневротический синдром», имеет статус «ребенок-инвалид». Коррекционная программа, разработанная в МБДОУ, рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом развитии дошкольника с ОВЗ и оказании помощи ребенку этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.
Задачи коррекции:
• Создание условий, способствующих освоению ребенку с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;
• Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей его физического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического комиссии);
• Реализация системы мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
• Оказание консультативной и методической помощи родителям ребенка с ОВЗ по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.
Специальные условия реализации программы
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
- системное отслеживание статуса ребенка и динамики его психологического развития (наблюдения, диагностика, взаимосвязь педагога и родителей);
- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи ребенку, имеющего проблемы в физическом, психологическом и интеллектуальном развитии.
- составление индивидуальных образовательных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
В таблице представлены направления и содержание работы педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям с ОВЗ.
Должность Направление работы Содержание работы
Воспитатель • создание доброжелательной и терпимой обстановки в детском коллективе, направленной на развитие межличностных отношений;
• реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;
• учёт компенсаторных возможностей детей.
• укрепляет у ребенка веру в собственные возможности, способствует активному взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с недостатками в развитии;
• взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках индивидуальной программы развития;
• планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.
Музыкальный руководитель • определение содержания музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта;
• оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении);
• развивает мелодико-интонационную выразительность речи;
закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики);
осуществляет подбор музыко - терапевтических произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка;
разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребенком на музыкальных занятиях.
отслеживает динамику развития у ребенка музыкально – ритмических видов деятельности.
Инструктор по физической культуре • создание и реализация условий совершенствования физического развития и здоровья детей в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.).
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка;
изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции);
проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития;
- использует специальные упражнения, которые способствуют тренировке развитию темпо – ритмической организации;
- участвует в выборе методов закаливания ребенка с ОВЗ, даёт практические советы родителям и педагогам.
Медицинская сестра
• реализация комплексного психолого – медико- педагогического подхода к детям с ОВЗ;
• соблюдение санитарно – противоэпидемического режима;
• повышение оздоровительного эффекта комплекса мероприятий по укреплению и сохранению физического и психического здоровья. • выполняет врачебное назначение;
• выбирают в совместной деятельности с воспитателем основные методы по закаливанию детей.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, организовывать без барьерную среду его жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо¬собствовать активному участию ребенка в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус¬ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и ста-новление личности ребенка.
Для ребенка характерны моторные трудности, низкая двигательная работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
В соответствии с возможностями ребенка с ОВЗ определены методы обучения и технологии. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических нарушений, она корректируется в направлении социализации воспитанника и способствует нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Также организована активная работа с родителями. Методы направлены на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Выбраны следующие формы работы:
• Консультирование – дифференцированный подход к семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своего ребенка и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
С введением ФГОС ДО и нового закона об образовании большинство образовательных учреждений начало внедрять инклюзивное образование. На сегодняшний день большинство детских садов работает с детьми с ОВЗ. Не исключением стал и наш детский сад. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и как траектория развития гуманистического общества.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
• с нарушением слуха (слабослышащие);
• с нарушением зрения (слабовидящие);
• с тяжелыми нарушениями речи;
• с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
• с задержкой психического развития;
• с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
В настоящее время родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребенком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в общеразвивающих ДОУ.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, является актуальной.
В МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» воспитывается 1 ребенок с ОВЗ, с диагнозом: «Врожденный вывих левого тазобедренного сустава, астеноневротический синдром», имеет статус «ребенок-инвалид». Коррекционная программа, разработанная в МБДОУ, рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет и обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.
Цель коррекционной работы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения недостатков в физическом развитии дошкольника с ОВЗ и оказании помощи ребенку этой категории в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.
Задачи коррекции:
• Создание условий, способствующих освоению ребенку с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;
• Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей его физического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического комиссии);
• Реализация системы мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
• Оказание консультативной и методической помощи родителям ребенка с ОВЗ по медицинским, правовым, социальным и другим вопросам.
Специальные условия реализации программы
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
- системное отслеживание статуса ребенка и динамики его психологического развития (наблюдения, диагностика, взаимосвязь педагога и родителей);
- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи ребенку, имеющего проблемы в физическом, психологическом и интеллектуальном развитии.
- составление индивидуальных образовательных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
В таблице представлены направления и содержание работы педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям с ОВЗ.
Должность Направление работы Содержание работы
Воспитатель • создание доброжелательной и терпимой обстановки в детском коллективе, направленной на развитие межличностных отношений;
• реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;
• учёт компенсаторных возможностей детей.
• укрепляет у ребенка веру в собственные возможности, способствует активному взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с недостатками в развитии;
• взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках индивидуальной программы развития;
• планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.
Музыкальный руководитель • определение содержания музыкальных занятий с учетом диагностики и структуры дефекта;
• оказание полимодального воздействия на развитие анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха, зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в движении);
• развивает мелодико-интонационную выразительность речи;
закрепляет навыки в развитии моторной функции (способствует развитию общей, ручной, пальцевой, моторики, мимики);
осуществляет подбор музыко - терапевтических произведений, речевого, певческого материала, адекватного речевому развитию ребёнка;
разрабатывает программу изучения и наблюдения за ребенком на музыкальных занятиях.
отслеживает динамику развития у ребенка музыкально – ритмических видов деятельности.
Инструктор по физической культуре • создание и реализация условий совершенствования физического развития и здоровья детей в разных формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.).
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка;
изучает и развивает двигательную сферу ребенка: (общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, координацию и согласованность движений, смысловую организацию движений, умение выполнять действия по показу и речевой инструкции);
проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с учётом особенностей физического и психического развития;
- использует специальные упражнения, которые способствуют тренировке развитию темпо – ритмической организации;
- участвует в выборе методов закаливания ребенка с ОВЗ, даёт практические советы родителям и педагогам.
Медицинская сестра
• реализация комплексного психолого – медико- педагогического подхода к детям с ОВЗ;
• соблюдение санитарно – противоэпидемического режима;
• повышение оздоровительного эффекта комплекса мероприятий по укреплению и сохранению физического и психического здоровья. • выполняет врачебное назначение;
• выбирают в совместной деятельности с воспитателем основные методы по закаливанию детей.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, организовывать без барьерную среду его жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо¬собствовать активному участию ребенка в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус¬ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и ста-новление личности ребенка.
Для ребенка характерны моторные трудности, низкая двигательная работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
В соответствии с возможностями ребенка с ОВЗ определены методы обучения и технологии. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических нарушений, она корректируется в направлении социализации воспитанника и способствует нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Также организована активная работа с родителями. Методы направлены на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Выбраны следующие формы работы:
• Консультирование – дифференцированный подход к семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своего ребенка и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.