Овладение элементарными математическими представлениями как один из факторов готовности детей к школ

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.). Доказано, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад в систему знаний детей об окружающем мире, способствуют интенсивному расширению кругозора, что помогает маленькому ребенку более полно и точно воспринимать окружающую действительность. Овладение математическими представлениями способствуют развитию восприятия и постепенно формируют у детей понятийное, словесно-логическое мышление. Математический материал считается одним из самых важных средств интеллектуального развития детей.
Усвоение количественных представлений и счетных операций способствует развитию процессов сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения. Эти процессы составляют основу всей мыслительной деятельности.
Обучая детей умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать соответствие между элементами множеств, мы готовим мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Ведь для того чтобы определить больше или меньше предметов в одной группе по сравнению с другой ребенку нужно отойти в своем решении от зрительного восприятия внешних качеств предметов и прийти к выделению общего основания - количества. Используемые практические приемы сравнения по качественному и количественному признаку (наложение, приложение, составление пар) формируют у детей не только математические, но и общеинтеллектуальные умения, развивают ориентировочную деятельность (целенаправленные пробы, примеривание, зрительное соотнесение), что очень важно для развития наглядных форм мышления.
Овладение детьми математическими знаниями предполагает обучение их анализу и синтезу. Без взаимодействия этих процессов невозможно, например, определить точное количество предметов или решить арифметическую задачу. Ребенок учится видеть целое в единстве отдельных элементов. Например, предлагается посчитать множество предметов, состоящее из пяти элементов. Ребенок сначала выделяет каждый элемент отдельно и соотносит его с числительным, в итоге счета он делает обобщающее движение вокруг всех предметов и называет общее число элементов множества.
Использование математических символов плюс (+), минус (-), равно (=), больше (>), меньше (<) и др., обозначающих отношения между множествами, также освобождает мысль ребенка от конкретности и вещественности, слова прибавить и отнять постепенно становятся обозначением арифметических, а не жизненно практических действий. Эти слова становятся показателями высокого уровня обобщения практических действий.
Важным для интеллектуального роста дошкольников является также то, что развитие разных форм мышления в данном случае происходит в тесном взаимодействии. Формирование начальных математических представлений происходит в процессе действий ребенка с реальными предметами. Воспринимаемые количества и их отношения закрепляются в слове-названии, что создает основу для возникновения представлений. В дальнейшем при оперировании числами, решении арифметических задач ребенок начинает отрываться от наглядно представленных множеств и оперировать представлениями в уме, - это и служит средством увязывания действенной, образной и логической форм мышления.
Следующим условием развития мышления дошкольников является обеспечение перехода от развернутых мыслительных действий с реальными предметами и от выражения этих действий в активной речи детей к действиям в уме. Поэтапное формирование математических понятий обеспечивает накопление знаний и способствует развитию речи, мышления, т.е. умственному развитию в целом.
Детей необходимо приучить наблюдать, как взрослые используют свои математические знания, зачем им нужно считать, измерять, в каких случаях этим пользоваться. Это развивает интерес детей к приобретению математических знаний, развивает интерес к учению, что является важным условием обучения математике в школе.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Умения ребенка считать предметы, выполнять операции сложения и вычитания, решать арифметические задачи являются хотя не единственными, но существенными показателями готовности ребенка к школьному обучению (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Кроме того, что в процессе усвоения математических знаний у ребенка расширяется круг представлений об окружающем, идет развитие основных познавательных процессов - восприятия, мышления и речи, на занятиях по математике воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. Операции счета и измерения должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определенной последовательности. Ребята постоянно убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам (разложил предметы двух групп неточно друг под другом и не видно, поровну ли их; измерил неаккуратно - получил неправильный результат).
Дети овладевают и такими навыками, как организация своего учебного труда, - усваивают способы размещения пособий во время занятий и после них; приучаются не отвлекаться, не играть с пособиями до и во время занятий, а внимательно слушать указания педагога; приобретают навыки и умения следить за ответами товарищей, дополняя и исправляя их; приучаются самостоятельно выполнять задания, предварительно планируя свою работу.
Таким образом, ребенок учится рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.
Подготовка к обучению в школе представляет собой длительный процесс физиолого-психологического и социального приспособления старшего дошкольника к условиям обучения, связанный со значительным напряжением всех структур личности, систем организма и предполагающий наличие у ребенка предпосылок готовности к обучению. Основным фактором адаптации к школьному обучению выступает сформированная готовность к обучению, включающая интеллектуальный, складывающейся из познавательного и речевого развития, произвольный и личностный или мотивационный компоненты.
Для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное и практическое значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению.
02:28
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!