Использование ролевых игр на уроках английского языка
Блог:
Ролевые игры часто привлекают внимание учителей английского языка, так как оживляют урок, повышают интерес учащихся к языку. Правильно организованная игра создает условия для реального использования языка на крое. Перед учащимися ставится проблема, которую они решают посредством общения.
В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения иностранному языку. Ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения.
Современный психологический словарь дает следующее определение игры: « широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемый обычно унитарно-практической деятельности и характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности».
В психологии игра - особая форма деятельности в «условных ситуациях, направленных на усвоение опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».
Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.
У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.
Предлагаемая работа посвящена организации ролевой игры на уроке английского языка.
Целесообразность использования ролевых игр в 5-9 классах обусловлена внедрением новых форм и способов общения, познания других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Подростки отдают предпочтение групповым формам работы, поэтому для них совместная деятельность приобретает личностную значимость
На уроке иностранного языка игра не теряет своей привлекательности для учащихся, однако, имеет свою специфику: решаются неигровые задачи и повышается значимость результативного аспекта что позволяет рассматривать ролевую игру, как средство достижения учебно-воспитательных целей:
-совокупность социальных и межличностных ролей;
-коммуникативные и дидактические условия,т.е. учебно-коммуникативная ситуация;
-совокупность социальных и межличностных ролей.
М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Как правило, ролевые игры проводятся в режимах: ученик1→ ученик 2 , ученик - класс, ученик - группа.
Упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским "Да", "Нет", "Разве?", "Неужели?" и т.д. Например:
· Тоm has come to us. He is a good boy. He likes to eat jam, doesn’t he?
· You are right. He likes to eat jam.
· Do you like to eat jam?
· Yes, of course.
2. Упражнения на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:
Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?
· Hello.
· Hello, Ira. Happy birthday to you. Here is a present for you.
· Thank you. What is it? Oh! It is a doll. It’s very nice. I like to play with dolls.
Упражнения на тренировку выражений этикетного характера:
· Hello, Ira
· Hello, Lena
· How are you?
· I’m fine, and you?
· I’m fine too. Thank you.
· Good-bye, Lena.
· Bye.
Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:
· Hello. This is Andrew. Is that Caroline?
· Hello, Andrew. Yes, it’s me.
· How are you?
· Fine, thanks. And you?
· I’m OK.
3. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
- читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие освоению;
- читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
- имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
- самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения.
4. Составление небольших полилогов.
Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую ролевые игры.
В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции "Я - взрослый". Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности - своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению.
Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.
В заключение, хочется отметить, что ролевая игра - один из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра имеет ряд особенностей:
Ролевая игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.
Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умен
Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
Ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую "подсказку” - какими единицами ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников можно выразить.
Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение "под маской".
В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения иностранному языку. Ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения.
Современный психологический словарь дает следующее определение игры: « широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемый обычно унитарно-практической деятельности и характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности».
В психологии игра - особая форма деятельности в «условных ситуациях, направленных на усвоение опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».
Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.
У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.
Предлагаемая работа посвящена организации ролевой игры на уроке английского языка.
Целесообразность использования ролевых игр в 5-9 классах обусловлена внедрением новых форм и способов общения, познания других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Подростки отдают предпочтение групповым формам работы, поэтому для них совместная деятельность приобретает личностную значимость
На уроке иностранного языка игра не теряет своей привлекательности для учащихся, однако, имеет свою специфику: решаются неигровые задачи и повышается значимость результативного аспекта что позволяет рассматривать ролевую игру, как средство достижения учебно-воспитательных целей:
-совокупность социальных и межличностных ролей;
-коммуникативные и дидактические условия,т.е. учебно-коммуникативная ситуация;
-совокупность социальных и межличностных ролей.
М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Как правило, ролевые игры проводятся в режимах: ученик1→ ученик 2 , ученик - класс, ученик - группа.
Упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским "Да", "Нет", "Разве?", "Неужели?" и т.д. Например:
· Тоm has come to us. He is a good boy. He likes to eat jam, doesn’t he?
· You are right. He likes to eat jam.
· Do you like to eat jam?
· Yes, of course.
2. Упражнения на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:
Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?
· Hello.
· Hello, Ira. Happy birthday to you. Here is a present for you.
· Thank you. What is it? Oh! It is a doll. It’s very nice. I like to play with dolls.
Упражнения на тренировку выражений этикетного характера:
· Hello, Ira
· Hello, Lena
· How are you?
· I’m fine, and you?
· I’m fine too. Thank you.
· Good-bye, Lena.
· Bye.
Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:
· Hello. This is Andrew. Is that Caroline?
· Hello, Andrew. Yes, it’s me.
· How are you?
· Fine, thanks. And you?
· I’m OK.
3. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:
- читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие освоению;
- читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;
- имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;
- самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения.
4. Составление небольших полилогов.
Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую ролевые игры.
В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции "Я - взрослый". Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности - своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению.
Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.
В заключение, хочется отметить, что ролевая игра - один из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра имеет ряд особенностей:
Ролевая игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.
Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умен
Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.
Ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую "подсказку” - какими единицами ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников можно выразить.
Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение "под маской".