Рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому и художественно-эстетическому ра
Блог:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТОПОТУШКИ»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Чаткина М. П.
г. Саранск
Содержание
Ожидаемые конечные результаты программы Дети будут знать:
• Физические возможности человеческого тела;
• Простые музыкальные понятия: быстро, медленно;
• Понимать термины: «пластика», «гибкость».
Будут уметь:
• Выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;
• Импровизировать под музыку;
• Выполнять простые акробатические этюды (без предметов) ;
• Двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы. Физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование двигательных навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы заключается в том, что движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.
Какой родитель не хочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залогом этих качеств, как известно, является всестороннее физическое развитие. Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Ритмика развивает в малыше, в первую очередь, чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям. Это, если говорить, о чисто технической стороне. Если же взглянуть немного глубже, то станет очевидно, что занятия по ритмике учат ребенка, в том числе и выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.
Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.
Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.
«Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.
Педагогическая целесообразность. Занятия ритмикой, танцами развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т. д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по ритмике, хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
Цель программы: приобщение детей 5-6 лет к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи программы:
Образовательные:
• Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).
Развивающие:
• Развивать двигательную активность и координацию движений.
• Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
• Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
• Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
Воспитательные:
• Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.
Отличительные особенности. Музыкально-ритмическая деятельность строится на интеграции музыки, драматизации, пластики и танца в единое художественное целое. Движение, музыка, игра как раз то, в чём нуждается ребёнок в дошкольный период. Занятия ритмикой строятся на включении музыкальных игр, в которых воспитанники осваивают двигательно-ритмические, коммуникативные навыки, обеспечивающие их психомоторное развитие. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным для детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа «Топотушки» предназначена для обучения детей 5 – 6 лет и рассчитана на один учебный год. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики.
Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.
Формы и режим занятий.
Все занятия делятся на несколько видов:
• Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятии может быть введено не более 2 – 3 комбинаций.
• Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
• Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
• Импровизационная работа. На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение образа.
Танцевальный кружок «Топотушки» проводится два раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность – 25 минут.
Количество детей – 14 человек.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Дети будут знать:
• физические возможности человеческого тела;
• простые музыкальные понятия: быстро, медленно;
• понимать термины: «пластика», «гибкость».
Будут уметь:
• выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;
• импровизировать под музыку;
• выполнять простые акробатические этюды (без предметов);
• двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.
Контроль над усвоением программы проводится в конце учебного года в виде диагностики по следующим показателям:
эмоциональная выразительность;
пластичность (гибкость);
ритмичность (четкость исполнения);
творчество (импровизация);
знание терминологии.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение года дети принимают участие в утренниках (показывают танцы, выученные в кружке, спортивных мероприятиях, конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Количество занятий
Теория Практика Всего
1. Ее величество – музыка 2 6 8
2. Играя, танцуем 3 9 12
3. Игровой стретчинг 2 10 12
4. Азбука танца 3 13 16
5. Рисунок танца 2 10 12
6. Танцевальная мозаика 2 10 12
Итого: 14 58 72
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы:
ТЕМА «Ее величество Музыка!»
(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
1. Характер музыкального произведения.
•Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
•Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
•Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
•Игра «Жуки и бабочки».
2. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
•Слушая музыку, определить ее темп (устно).
•Игра «Зайцы и охотник».
•Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
•Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
3. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
•Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
•Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
•Игра «Тихо и громко».
4. Ритмический рисунок.
•Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
•Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
5. Строение музыкального произведения (вступление, часть).
•Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
•Игра «Ку-чи-чи».
•На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
1. Развивать внимание.
2. Развивать координацию движений.
3. Развивать зрительную и слуховую память.
4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Содержание:
1. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
3. Игра «Зверушки – навострите ушки».
4. Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
2. Улучшать эластичность мышц и связок.
3. Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость, вестибулярный аппарат.
Содержание:
1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».
2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».
3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Гусеница».
6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
8. Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».
ТЕМА «Азбука танца»
Задачи:
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
1. Шаги:
•бытовой,
•танцевальный легкий шаг с носка,
•на полупальцах,
•легкий бег,
•шаг с подскоком,
•боковой подскок – галоп,
•бег легкий с оттягиванием носков;
2. Постановка корпуса
3. Позиции ног: I-я, VI-я
4. Подготовка к изучению позиций рук
•этюд «Воздушный шар»
5. Танцевальные положения рук:
•на поясе,
•за юбочку,
•за спиной,
•на поясе в кулачках.
6. Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
7. Выдвижение ноги (battement - tendu):
•вперед по VI позиции,
•в сторону по I позиции.
8. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции
9. То же в сочетании с п/присяданиями
10. Прыжки (allegro) saute по VI позиции
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Научить детей ориентироваться в пространстве.
2. Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.
Содержание:
1. Рисунок танца «Круг»:
•движения по линии танца. Игра «Часы»;
•движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
2. Рисунок танца «Линия».
3. Рисунок танца «Колонна».
4. Рисунок танца «Змейка»:
•Игра «Змейка»;
•Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
5. Рисунок танца «Спираль»
•Игра «Клубочек».
6. Свободное размещение в зале.
•Игра «Горошины».
ТЕМА «Танцевальная мозаика»(Этюды и танцы)
Задачи:
1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
2. Развивать память, актерское мастерство.
3. Готовить к концертной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно условно разделить на 3 этапа:
-начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению)
-этап углубленного разучивания упражнения
-этап закрепления и совершенствования упражнения
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное.
Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.
Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.
Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям.
Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.
Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Методические приёмы, используемые на занятиях:
1. Практический
2. Наглядно - действенный
3. Игровой
4. Показ
5. Беседа
6. Поощрение
Техническое оснащение занятий:
Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
-Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
-Обручи легкие пластмассовые.
-Мячи среднего размера по числу детей в группе.
-Гимнастические палки
Магнитофон
CD диски
Форма одежды:
Чешки
Футболка
Шорты
Список использованных источников:
1. Джаллалова И. А. Ритмопластика и хореография для детей от 5 до 10 лет. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе». – М., 2001 г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Спб. : Просвещение, 1996.
3. Белкина С. И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М. : Просвещение, 1984.
4. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л. : Просвещение, 1980.
6. Захаров В. М. Радуга русского танца. – М. : Вита, 1986.
7. Константинова А. И. Игровой стретчинг. – СПб. : Вита, 1993.
8. Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.
9. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб. : Искусство, 1993.
10. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М. : Владос, 2003.
11. Уральская В. И. Рождение танца. – М. : Варгус, 1982.
12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. : «Детство - пресс», 2000.
13. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду» М., 2006 г.
«ТОПОТУШКИ»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Чаткина М. П.
г. Саранск
Содержание
Ожидаемые конечные результаты программы Дети будут знать:
• Физические возможности человеческого тела;
• Простые музыкальные понятия: быстро, медленно;
• Понимать термины: «пластика», «гибкость».
Будут уметь:
• Выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;
• Импровизировать под музыку;
• Выполнять простые акробатические этюды (без предметов) ;
• Двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы. Физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование двигательных навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы заключается в том, что движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.
Какой родитель не хочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залогом этих качеств, как известно, является всестороннее физическое развитие. Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Ритмика развивает в малыше, в первую очередь, чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям. Это, если говорить, о чисто технической стороне. Если же взглянуть немного глубже, то станет очевидно, что занятия по ритмике учат ребенка, в том числе и выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.
Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.
Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.
«Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.
Педагогическая целесообразность. Занятия ритмикой, танцами развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т. д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по ритмике, хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
Цель программы: приобщение детей 5-6 лет к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Задачи программы:
Образовательные:
• Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).
Развивающие:
• Развивать двигательную активность и координацию движений.
• Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
• Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
• Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.
Воспитательные:
• Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.
Отличительные особенности. Музыкально-ритмическая деятельность строится на интеграции музыки, драматизации, пластики и танца в единое художественное целое. Движение, музыка, игра как раз то, в чём нуждается ребёнок в дошкольный период. Занятия ритмикой строятся на включении музыкальных игр, в которых воспитанники осваивают двигательно-ритмические, коммуникативные навыки, обеспечивающие их психомоторное развитие. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным для детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа «Топотушки» предназначена для обучения детей 5 – 6 лет и рассчитана на один учебный год. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики.
Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.
Формы и режим занятий.
Все занятия делятся на несколько видов:
• Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятии может быть введено не более 2 – 3 комбинаций.
• Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
• Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
• Импровизационная работа. На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение образа.
Танцевальный кружок «Топотушки» проводится два раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность – 25 минут.
Количество детей – 14 человек.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Дети будут знать:
• физические возможности человеческого тела;
• простые музыкальные понятия: быстро, медленно;
• понимать термины: «пластика», «гибкость».
Будут уметь:
• выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;
• импровизировать под музыку;
• выполнять простые акробатические этюды (без предметов);
• двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.
Контроль над усвоением программы проводится в конце учебного года в виде диагностики по следующим показателям:
эмоциональная выразительность;
пластичность (гибкость);
ритмичность (четкость исполнения);
творчество (импровизация);
знание терминологии.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение года дети принимают участие в утренниках (показывают танцы, выученные в кружке, спортивных мероприятиях, конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НАИМЕНОВАНИЕ
РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Количество занятий
Теория Практика Всего
1. Ее величество – музыка 2 6 8
2. Играя, танцуем 3 9 12
3. Игровой стретчинг 2 10 12
4. Азбука танца 3 13 16
5. Рисунок танца 2 10 12
6. Танцевальная мозаика 2 10 12
Итого: 14 58 72
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание программы:
ТЕМА «Ее величество Музыка!»
(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
1. Характер музыкального произведения.
•Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
•Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
•Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
•Игра «Жуки и бабочки».
2. Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
•Слушая музыку, определить ее темп (устно).
•Игра «Зайцы и охотник».
•Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
•Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
3. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
•Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
•Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
•Игра «Тихо и громко».
4. Ритмический рисунок.
•Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
•Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
5. Строение музыкального произведения (вступление, часть).
•Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
•Игра «Ку-чи-чи».
•На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
1. Развивать внимание.
2. Развивать координацию движений.
3. Развивать зрительную и слуховую память.
4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Содержание:
1. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
3. Игра «Зверушки – навострите ушки».
4. Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
2. Улучшать эластичность мышц и связок.
3. Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость, вестибулярный аппарат.
Содержание:
1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».
2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».
3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Гусеница».
6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
8. Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».
ТЕМА «Азбука танца»
Задачи:
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
1. Шаги:
•бытовой,
•танцевальный легкий шаг с носка,
•на полупальцах,
•легкий бег,
•шаг с подскоком,
•боковой подскок – галоп,
•бег легкий с оттягиванием носков;
2. Постановка корпуса
3. Позиции ног: I-я, VI-я
4. Подготовка к изучению позиций рук
•этюд «Воздушный шар»
5. Танцевальные положения рук:
•на поясе,
•за юбочку,
•за спиной,
•на поясе в кулачках.
6. Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
7. Выдвижение ноги (battement - tendu):
•вперед по VI позиции,
•в сторону по I позиции.
8. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции
9. То же в сочетании с п/присяданиями
10. Прыжки (allegro) saute по VI позиции
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Научить детей ориентироваться в пространстве.
2. Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.
Содержание:
1. Рисунок танца «Круг»:
•движения по линии танца. Игра «Часы»;
•движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
2. Рисунок танца «Линия».
3. Рисунок танца «Колонна».
4. Рисунок танца «Змейка»:
•Игра «Змейка»;
•Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
5. Рисунок танца «Спираль»
•Игра «Клубочек».
6. Свободное размещение в зале.
•Игра «Горошины».
ТЕМА «Танцевальная мозаика»(Этюды и танцы)
Задачи:
1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
2. Развивать память, актерское мастерство.
3. Готовить к концертной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно условно разделить на 3 этапа:
-начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению)
-этап углубленного разучивания упражнения
-этап закрепления и совершенствования упражнения
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное.
Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создают условия для формирования его образа, активирует работу центральной нервной системы детей.
Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким и понятным, желательно в зеркальном изображении.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть кратким и образным, с использованием гимнастической терминологии. При обучении сложным движениям педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения.
Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.
Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на 2, 4, 8 и большое количество счетов. Для начального обучения упражнения используются ограничители, ориентиры. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям.
Так, образные сравнения помогают детям правильно осваивать движение, так как создают у детей особое настроение. Похвала ребенка активизирует работу его сердца, нервную систему.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, ударов в бубен). Повышению активности детей способствует изменение условий выполнения упражнений, постановка двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение.
Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - "идеомоторной тренировки". В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом - соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Методические приёмы, используемые на занятиях:
1. Практический
2. Наглядно - действенный
3. Игровой
4. Показ
5. Беседа
6. Поощрение
Техническое оснащение занятий:
Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
-Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
-Обручи легкие пластмассовые.
-Мячи среднего размера по числу детей в группе.
-Гимнастические палки
Магнитофон
CD диски
Форма одежды:
Чешки
Футболка
Шорты
Список использованных источников:
1. Джаллалова И. А. Ритмопластика и хореография для детей от 5 до 10 лет. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе». – М., 2001 г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Спб. : Просвещение, 1996.
3. Белкина С. И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М. : Просвещение, 1984.
4. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л. : Просвещение, 1980.
6. Захаров В. М. Радуга русского танца. – М. : Вита, 1986.
7. Константинова А. И. Игровой стретчинг. – СПб. : Вита, 1993.
8. Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.
9. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб. : Искусство, 1993.
10. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М. : Владос, 2003.
11. Уральская В. И. Рождение танца. – М. : Варгус, 1982.
12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. : «Детство - пресс», 2000.
13. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду» М., 2006 г.