Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе «Сказка про Федору» (с элементами театра
Блог:
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе
«Сказка про Федору» (с элементами театрализации)
Цель: систематизировать и углубить знания детей.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить названия знакомых сказок, умение собирать предметы из частей,
различать геометрические фигуры,
-упражнять в классификации предметов, счёте предметов до 10 и обозначении количества предметов цифрами, в умении различать предметы по ширине и величине, определять их на ощупь, понимать и обозначать в речи пространственное положение предметов (вверху? внизу? справа? слева? между? под полкой?)
- расширять пассивный и активный словарь, умение лексически строить предложения;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, мелкую моторику, зрительное восприятие
- совершенствовать навык раскрашивания предметов.
Воспитательные:
- воспитывать взаимовыручку, чувства, сопереживания
Методические приёмы:
Словесные: вопросы, называние обобщенных слов, рассказывание сказки,
сравнение. ТРИЗ, словесная игра.
Игровые: игры: «Собери из частей», «Почини фартук», «Обозначь цифрой»,
«Что не так», «Разложи посуду по коробкам».
Наглядные: картинки предметные и сюжетные, игровые пособия.
Практические: раскрашивание предметов посуды.
Предварительная работа:
-чтение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка»,
«Колобок», «Волк и лиса», «Федорино горе»;
-загадывание загадок;
-рассматривание иллюстраций;
-игры настольные и печатные;
-аппликация к сказкам;
-составление и изготовление книжек - малышек;
-рисование и роспись посуды;
-занятия в тетрадях по математике; знакомство с цифрами;
-разучивание потешек и песенок
Материал к занятию:
- картинка с изображением Федоры;
- картинки на тему: «Обувь», «Одежда», «Посуда»;
- картинки к игре «Собери целое из частей», «Сделай заплатку», «Разложи посуду по коробкам»;
- заготовки для рисования, краски, тампоны;
- маски-шапочки чайной посуды;
Ход
Воспитатель: посмотрите, дети, к нам в гости пришла бабушка. В каких сказках она живет?
Ответы детей
Дети, а сегодня я расскажу вам сказку про бабушку Федору, а вы мне поможете. «Жила-была Федора. И была она неряхой (показывает картинку Федоры).
И все-то у нее было грязное: платье, плащ, рубашка, носки (показывает
картинку одежды) как это можно назвать одним словом?»
Дети: Одежда.
Воспитатель: А еще и сапоги, тапочки, валенки, ботинки и туфли
(показывает картинку обуви). Как это все можно назвать, одним
словом?
Дети: Обувь.
Воспитатель: Да, не только одежда и обувь были грязны, а и кастрюли,
сковородки, чашки и блюдца, тазы и ведра (показывает картинку
посуды). Как это все называется, одним словом?
Дега: Посуда.
Воспитатель: правильно, все было грязное у Федоры - не любила она
посуду, не мыла ее, не чистила и вот однажды вся посуда убежала от
хозяйки в лес. Проснулась Федора - пусто кругом. Погоревала и пошла
искать свои вещи.
Вышла в поле, а там яблонька росла (показывает картинку). А на ней
яблочки росли. Давайте, посчитаем, сколько яблок на яблоне?
Дети: восемь - считает ребенок.
-Правильно, а что нужно сделать, чтобы яблок было семь?
Дети; нужно сорвать одно яблоко.
- Иди, Сережа, сорви яблоко и посчитай, сколько осталось яблок
(ребенок выполняет задание).
-Федора подкрепилась и пошла дальше. Видит, три тропинки впереди -
широкая, поуже и еще уже. Покажите широкую тропинку, узкую (дети
на картинке показывают широкую и узкую полоски). А по какой Федора
пойдет, как вы думаете?
Дети: Она пойдет по узкой, потому что она ведет в лес.
- Видите, а лес-то необыкновенный (показывает картинку). На елках
грибы растут, на пеньках фрукты зреют, а повсюду вода, да птицы в ней
плавают. Дети, скажете, что здесь неправильно?
Дети: грибы на деревьях не растут, фрукты на пеньках не зреют, а
птицы в воде не живут.
- Молодцы-то, какие, все правильно заметили.
Видит Федора по дорожке блюдца, чашки лежат и плачут. По кочкам
бежали и разбились. Помогите Федоре собрать посуду из частей.
Проводится игра: «Собери целое из частей».
Воспитатель: - Идет Федора дальше, а навстречу ей улитка, несет
домик на спине. На что похож ее домик?
Дети: на спиральку.
Воспитатель: Молодцы, а вот впереди у Федоры полянка, где и
остановилась ее посуда отдохнуть. А давайте мы тоже отдохнем.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на
поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как
начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над. головой)
Голова на тонкой ножке
Вот пластмассовый поднос (Легли на ковер, вытянулись)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Отдохнули? А теперь давайте поможем собрать посуду в
коробки, в большие - большую по размеру посуду, в маленькие -
поменьше.
Проводится игра: «Разложи посуду по коробкам».
Принесла посуду Федора домой и решила помыть ее: посмотрите, чем
она будет мыть?» (Дети подходят к столу, где разложены разные
предметы, которые дети определяют на ощупь).
Дети: мыло - твердое; тряпочка - мягкая; щетка - колючая; полотенце -
гладкое; тазик - легкий; с водой - тяжелый.
Воспитатель: Посмотрите, дети, у Федоры фартук прохудился и
рубаха, положите заплатки на эти изделия»
(У каждого ребенка фартук и рубаха с заплатками.
Дети находят заплатки, раскрашенные в тон изделий).
Игра «Сделай заплатку».
Воспитатель: Все дети справились с заданием, да и Федора все вымыла
и поставила все по своим местам (показывает картинку полки с
посудой). Что стоит вверху? внизу? справа? слева? между? под полкой?
Дети: Вверху стоят чашки;
внизу - тарелки;
справа - чайник;
слева - кастрюля;
между досками весит сковорода;
под полкой стоит самовар.
Воспитатель: Молодцы, дети, вот и самовар у Федоры вскипел. Решила
она чай попить и положила на тарелки конфеты, печенье, баранки,
пирожное и т.д.
Давайте их посчитаем.
Дети: на тарелке 2 пирожных, 3 конфеты, 1 торт, 4 печенья и 5 баранок.
Воспитатель: А теперь обозначьте их количество цифрами. (У
каждого ребенка картинка с продуктами и цифрами. Дети соединяют
количество продуктов с цифрой).
Воспитатель: Нас Федора тоже решила угостить пирогами. Замесила
тесто, сделала пирожки и поставила в печь выпекаться (картинка печи).
А заслонку потеряла. Помогите среди геометрических фигур найти
заслонку нужной формы для печи.
(Дети подходят к столу и выбирают геометрическую фигуру). Воспитатель: Какой формы заслонка? Дети: Овальной.
Воспитатель: Правильно, это овал. (Прикладывает овал к «печке»)
Воспитатель: Молодцы, дети, вы хорошо знаете математику, поэтому вам все удается. Вот и Федора теперь стала у нас чистюля. Давайте подарим ей новую посуду, только сначала раскрасим ее с помощью тампонов в соответствии с образцом. (У каждого ребенка предмет посуды с образцом цвета. Дети выбирают краску и тампонируют предмет посуды).
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Кому мы помогали сегодня? Дети: Федоре.
Воспитатель: Что мы делали? А сейчас мы с вами будем пить вкусный ароматный чай с пирогами. (Дети одевают маски-шапочки чайной посуды, самовара и с бабушкой Федорой отправляются на чаепитие)
Литература:
1. Гаврина С.Е. Рисую фигуры ФГУНПП « Нижполиграф», 2002.
2. Земцова О.Н. из серии Умные книжки «Тесты ДЛЯ детей 4-5 лет М
Махаон, 2007.
3. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 М «Творческий центр» 2000.
4. Программа «Детство» для детей 4-5 лет. М «Просвещение» 1997.
«Сказка про Федору» (с элементами театрализации)
Цель: систематизировать и углубить знания детей.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить названия знакомых сказок, умение собирать предметы из частей,
различать геометрические фигуры,
-упражнять в классификации предметов, счёте предметов до 10 и обозначении количества предметов цифрами, в умении различать предметы по ширине и величине, определять их на ощупь, понимать и обозначать в речи пространственное положение предметов (вверху? внизу? справа? слева? между? под полкой?)
- расширять пассивный и активный словарь, умение лексически строить предложения;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, мелкую моторику, зрительное восприятие
- совершенствовать навык раскрашивания предметов.
Воспитательные:
- воспитывать взаимовыручку, чувства, сопереживания
Методические приёмы:
Словесные: вопросы, называние обобщенных слов, рассказывание сказки,
сравнение. ТРИЗ, словесная игра.
Игровые: игры: «Собери из частей», «Почини фартук», «Обозначь цифрой»,
«Что не так», «Разложи посуду по коробкам».
Наглядные: картинки предметные и сюжетные, игровые пособия.
Практические: раскрашивание предметов посуды.
Предварительная работа:
-чтение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка»,
«Колобок», «Волк и лиса», «Федорино горе»;
-загадывание загадок;
-рассматривание иллюстраций;
-игры настольные и печатные;
-аппликация к сказкам;
-составление и изготовление книжек - малышек;
-рисование и роспись посуды;
-занятия в тетрадях по математике; знакомство с цифрами;
-разучивание потешек и песенок
Материал к занятию:
- картинка с изображением Федоры;
- картинки на тему: «Обувь», «Одежда», «Посуда»;
- картинки к игре «Собери целое из частей», «Сделай заплатку», «Разложи посуду по коробкам»;
- заготовки для рисования, краски, тампоны;
- маски-шапочки чайной посуды;
Ход
Воспитатель: посмотрите, дети, к нам в гости пришла бабушка. В каких сказках она живет?
Ответы детей
Дети, а сегодня я расскажу вам сказку про бабушку Федору, а вы мне поможете. «Жила-была Федора. И была она неряхой (показывает картинку Федоры).
И все-то у нее было грязное: платье, плащ, рубашка, носки (показывает
картинку одежды) как это можно назвать одним словом?»
Дети: Одежда.
Воспитатель: А еще и сапоги, тапочки, валенки, ботинки и туфли
(показывает картинку обуви). Как это все можно назвать, одним
словом?
Дети: Обувь.
Воспитатель: Да, не только одежда и обувь были грязны, а и кастрюли,
сковородки, чашки и блюдца, тазы и ведра (показывает картинку
посуды). Как это все называется, одним словом?
Дега: Посуда.
Воспитатель: правильно, все было грязное у Федоры - не любила она
посуду, не мыла ее, не чистила и вот однажды вся посуда убежала от
хозяйки в лес. Проснулась Федора - пусто кругом. Погоревала и пошла
искать свои вещи.
Вышла в поле, а там яблонька росла (показывает картинку). А на ней
яблочки росли. Давайте, посчитаем, сколько яблок на яблоне?
Дети: восемь - считает ребенок.
-Правильно, а что нужно сделать, чтобы яблок было семь?
Дети; нужно сорвать одно яблоко.
- Иди, Сережа, сорви яблоко и посчитай, сколько осталось яблок
(ребенок выполняет задание).
-Федора подкрепилась и пошла дальше. Видит, три тропинки впереди -
широкая, поуже и еще уже. Покажите широкую тропинку, узкую (дети
на картинке показывают широкую и узкую полоски). А по какой Федора
пойдет, как вы думаете?
Дети: Она пойдет по узкой, потому что она ведет в лес.
- Видите, а лес-то необыкновенный (показывает картинку). На елках
грибы растут, на пеньках фрукты зреют, а повсюду вода, да птицы в ней
плавают. Дети, скажете, что здесь неправильно?
Дети: грибы на деревьях не растут, фрукты на пеньках не зреют, а
птицы в воде не живут.
- Молодцы-то, какие, все правильно заметили.
Видит Федора по дорожке блюдца, чашки лежат и плачут. По кочкам
бежали и разбились. Помогите Федоре собрать посуду из частей.
Проводится игра: «Собери целое из частей».
Воспитатель: - Идет Федора дальше, а навстречу ей улитка, несет
домик на спине. На что похож ее домик?
Дети: на спиральку.
Воспитатель: Молодцы, а вот впереди у Федоры полянка, где и
остановилась ее посуда отдохнуть. А давайте мы тоже отдохнем.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на
поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как
начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над. головой)
Голова на тонкой ножке
Вот пластмассовый поднос (Легли на ковер, вытянулись)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Отдохнули? А теперь давайте поможем собрать посуду в
коробки, в большие - большую по размеру посуду, в маленькие -
поменьше.
Проводится игра: «Разложи посуду по коробкам».
Принесла посуду Федора домой и решила помыть ее: посмотрите, чем
она будет мыть?» (Дети подходят к столу, где разложены разные
предметы, которые дети определяют на ощупь).
Дети: мыло - твердое; тряпочка - мягкая; щетка - колючая; полотенце -
гладкое; тазик - легкий; с водой - тяжелый.
Воспитатель: Посмотрите, дети, у Федоры фартук прохудился и
рубаха, положите заплатки на эти изделия»
(У каждого ребенка фартук и рубаха с заплатками.
Дети находят заплатки, раскрашенные в тон изделий).
Игра «Сделай заплатку».
Воспитатель: Все дети справились с заданием, да и Федора все вымыла
и поставила все по своим местам (показывает картинку полки с
посудой). Что стоит вверху? внизу? справа? слева? между? под полкой?
Дети: Вверху стоят чашки;
внизу - тарелки;
справа - чайник;
слева - кастрюля;
между досками весит сковорода;
под полкой стоит самовар.
Воспитатель: Молодцы, дети, вот и самовар у Федоры вскипел. Решила
она чай попить и положила на тарелки конфеты, печенье, баранки,
пирожное и т.д.
Давайте их посчитаем.
Дети: на тарелке 2 пирожных, 3 конфеты, 1 торт, 4 печенья и 5 баранок.
Воспитатель: А теперь обозначьте их количество цифрами. (У
каждого ребенка картинка с продуктами и цифрами. Дети соединяют
количество продуктов с цифрой).
Воспитатель: Нас Федора тоже решила угостить пирогами. Замесила
тесто, сделала пирожки и поставила в печь выпекаться (картинка печи).
А заслонку потеряла. Помогите среди геометрических фигур найти
заслонку нужной формы для печи.
(Дети подходят к столу и выбирают геометрическую фигуру). Воспитатель: Какой формы заслонка? Дети: Овальной.
Воспитатель: Правильно, это овал. (Прикладывает овал к «печке»)
Воспитатель: Молодцы, дети, вы хорошо знаете математику, поэтому вам все удается. Вот и Федора теперь стала у нас чистюля. Давайте подарим ей новую посуду, только сначала раскрасим ее с помощью тампонов в соответствии с образцом. (У каждого ребенка предмет посуды с образцом цвета. Дети выбирают краску и тампонируют предмет посуды).
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Кому мы помогали сегодня? Дети: Федоре.
Воспитатель: Что мы делали? А сейчас мы с вами будем пить вкусный ароматный чай с пирогами. (Дети одевают маски-шапочки чайной посуды, самовара и с бабушкой Федорой отправляются на чаепитие)
Литература:
1. Гаврина С.Е. Рисую фигуры ФГУНПП « Нижполиграф», 2002.
2. Земцова О.Н. из серии Умные книжки «Тесты ДЛЯ детей 4-5 лет М
Махаон, 2007.
3. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 4-5 М «Творческий центр» 2000.
4. Программа «Детство» для детей 4-5 лет. М «Просвещение» 1997.