ПРОЕКТ "МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ"
1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №76 комбинированного вида»
Образовательный проект Тема: «Мы память бережно храним».
Тип проекта: творческий, информационно - исследовательский, познавательный
Сроки реализации проекта: август 2018 – май 2019г, долгосрочный проект
Вид проекта: групповой.
Место проведения: МДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида», подготовительная группа.
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта: воспитатель: Латышова Ольга Викторовнв, дети-25 чел., родители-49 чел, психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-7 лет (подготовительная группа)
Автор проекта: Латышова Ольга Викторовна , воспитатель подготовительной группы
2.Проблема: Давно отгремела Великая Отечественная война, всё меньше становиться тех, кто в ней участвовал, тех, кто боролся за наше счастливое детство. Современное поколение мало знает о том времени, мало читает, не смотрят фильмов о войне, да и родители почти совсем не обращаются к тем священным памятным датам потому, что в их семьях нет ветеранов. К сожалению, сейчас во многом утрачены традиции, ослаблены приоритеты патриотического воспитания, да и в школе, в погоне за новшествами, стало меньше часов, отведённых на изучение темы войны, дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. Так как же маленьким детям научиться уважать героев войны, как научить чтить память погибших миллионов людей? Как рассказать о подвигах Зои Космодемьянской, Александра Матросова, чтобы они прониклись духом их самоотверженности и силе любви к Родине? Наверное, каждый педагог задаёт сейчас этот вопрос и в школе и в детском саду. Сложное время, но как - то надо всё изменить, чтобы память наша жила, чтобы история наша оживала не только в определённые даты и время.
«В учебниках не формируется отношение к историческим личностям. История должна быть не только на уроках и занятиях истории. Не хватает линеек, почётного караула у вечного огня. уборки памятников, закапывания капсул для потомков, как это было раньше. Книг о войне и патриотизме почти нет — не хватает того же Гайдара, раньше история была в других предметах и за пределами школы и учебных заведений. Так и должно быть. » - размышляет кандидат исторических наук. И это правильно!
Актуальность: В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества.
В дошкольном возрасте под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Родина …Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши деды и прадеды.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных событий и героев Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. В детском саду детей мы должны знакомить с героическим наследием России, учим дорожить и гордиться им. Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, должна жить в наших сердцах. Передать эстафету памяти, показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу, - одна из задач патриотического воспитания в детском саду и семье.
Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
формирование у дошкольников предпосылок нравственно-патриотического воспитания : воспитание уважения к военной истории России, гражданских позиций, чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, какие подвиги совершал весь народ – и стар и млад
Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы».
Пробуждать интерес к прошлому города Саранска, дать представления о памятниках, установленных в честь воинов- победителей
Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями, военной техникой.
Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.
Закрепить знания о жизни детей в годы войны;
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм и желание защищать свою Родину, беречь мир, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным традициям , фотографиям и наградам.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- разработка проекта
определение гипотезы и проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
-вхождение детей в проект
- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему
2. этап: Основной (практический) - реализация проекта
Основные формы реализации проекта:
Экскурсии;
занятия,
беседы;
просмотр презентаций и видео роликов о войне;
мини-выставки;
встреча с родственниками ветеранов войны
Взаимодействие с родителями:
- анкетирование «Что мы знаем о войне?»
- оформление информационных стендов «Они защищали Родину», «Памятники города», «Техника военных лет»
- разработка памятки для родителей «Что и как рассказывать детям о войне?»
- выставку детских книг о войне.
- выставка совместных творческих работ «Этих дней не смолкнет слава…»
3.этап Заключительный (обобщающий)
Экскурсия: к обелиску, возложение цветов павшим героям ВОВ.
Проведение праздника, посвящённого празднованию Дня Победы для детей подготовительной группы.
Защита проекта в детском саду
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется осознанное отношение к празднику Победы, они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню, с уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам, чтить память погибших героев в памятные даты и праздники.
Родители будут активнее участвовать в жизни группы и детского сада
План мероприятий по реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Месяц Форма работы с детьми
Сентябрь 1.Организация выставки книг о войне и её героях в национальном уголке.
2.Пополнение развивающей среды по теме проекта
3. Рассказ воспитателя о предстоящем грандиозном событии года
4. Знакомство с военными профессиями.
октябрь 1.Памятные места нашего города
2. Д/И «Кому что нужно – (военные)?»
3. Чтение художественной литературы: В.Сосюра «Советская Армия», Л.Кассиль «Твои защитники», «Они защищали Москву» Алексеев А., Митяев «Почему Армия родная»
Д/И «Найди флаг» - квест - игра
4.Сюжетно – ролевая игра «Пограничники»
ноябрь 1.Военная техника
2. Д/и «Чья форма?»
3. С/р игра «На поле боя» - режиссёрская игра
4.Заучивание стихов о Победе Высотская «Мой брат уехал на границу», Баруздин «Страна, где мы живём», А.Барто «На заставе»
декабрь 1.Знакомство с пословицами о смелости, храбрости и солдатском долге, пояснение их смысла.
2. Встреча с родственниками героев войны или ветеранами тыла
3.Рассматривание альбома «Они защищали Родину»
4. Знакомство с героями – земляками «Город Саранск в судьбах и лицах»
Январь 1.С/р игры на военную тематику
2. Просмотр мультфильмов о войне
3. Беседы о войне, о подвигах наших воинов Армии, партизан, людей, которые трудились в тылу.
4.Спортивный праздник «Будущие защитники страны»
Февраль 1.Рассматривание репродукций «Парад на Красной площади», «Салют Победы»
2.«23 февраля – день защитника Отечества – праздник с папами
3. Художественное творчество «Звезда героя», «Самолётов звенья..» - коллективная работа
Март 1.Оздание альбома «Художники Мордовии о войне»
2.Чтение произведений художественной литературы:
М. Исаковский «У самой границы», П. Воронько «Два брата солдата», Алексеев С. «Идёт война народная»
3.Знакомство с подвигом пионеров и комсомольцев в годы войны – «Дети войны»
4. Дети блокадного Ленинграда – просмотр видео фильма
Апрель 1.Воскресная экскурсия в музей боевой и трудовой славы.
2. Создание видео фильма по рисункам детей на стихи о войне.
3. Участие в конкурсе чтецов (стихи о войне)
4. Чтение литературы: С. П. Алексеев «Брестская крепость»., Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
Май 1.Праздник, посвящённый 75 летию Победы
2. Возложение цветов к памятникам.
3.Участие в конкурсах ко дню Победы
4.Участие в шествии «Бессмертный полк» с родителями
Формы работы с родителями
Сентябрь 1.Знакомство с проектной деятельностью в группе «Этих дней не смолкнет слава»
2.Что должны знать дети о войне - памятка
Октябрь 1.Оформление папки передвижки «Герои - земляки»
2. Рекомендации «Как рассказывать о подвиге народа в годы ВОвойны
ноябрь 1.Создание альбома«Они сражались за Родину»силами родителей
2.Консультация: Давно была война, но помним те мы времена
декабрь 1.Встреча с родственниками участников войны
2. оформление информационного стенда «Город Саранск в судьбах и лицах» о героях – земляках.
Январь 1.Круглый стол: Мы помним и гордимся.
2.Консультация «Растим патриота»
Февраль 1.Праздник ко дню защитника Отечества
2.Выставка творческих работ «Этих дней не смолкнет слава»
Март 1.Посещение краеведческого музея – дети войны
Апрель 1.Воскресная экскурсия в Музей боевой и трудовой славы
Май 1.Праздник, посвящённый 75 летию Победы
2. Возложение цветов к памятникам.
3.Участие в шествии «Бессмертный полк» с детьми
Список используемой литературы к проекту
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
- Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
- Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Старшая группа» / Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
- Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
- Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
- Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» / Дыбина О.В. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
- Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
- Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
- Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
- Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
- Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
« Детский сад №76 комбинированного вида»
Образовательный проект Тема: «Мы память бережно храним».
Тип проекта: творческий, информационно - исследовательский, познавательный
Сроки реализации проекта: август 2018 – май 2019г, долгосрочный проект
Вид проекта: групповой.
Место проведения: МДОУ «Детский сад №76 комбинированного вида», подготовительная группа.
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта: воспитатель: Латышова Ольга Викторовнв, дети-25 чел., родители-49 чел, психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-7 лет (подготовительная группа)
Автор проекта: Латышова Ольга Викторовна , воспитатель подготовительной группы
2.Проблема: Давно отгремела Великая Отечественная война, всё меньше становиться тех, кто в ней участвовал, тех, кто боролся за наше счастливое детство. Современное поколение мало знает о том времени, мало читает, не смотрят фильмов о войне, да и родители почти совсем не обращаются к тем священным памятным датам потому, что в их семьях нет ветеранов. К сожалению, сейчас во многом утрачены традиции, ослаблены приоритеты патриотического воспитания, да и в школе, в погоне за новшествами, стало меньше часов, отведённых на изучение темы войны, дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. Так как же маленьким детям научиться уважать героев войны, как научить чтить память погибших миллионов людей? Как рассказать о подвигах Зои Космодемьянской, Александра Матросова, чтобы они прониклись духом их самоотверженности и силе любви к Родине? Наверное, каждый педагог задаёт сейчас этот вопрос и в школе и в детском саду. Сложное время, но как - то надо всё изменить, чтобы память наша жила, чтобы история наша оживала не только в определённые даты и время.
«В учебниках не формируется отношение к историческим личностям. История должна быть не только на уроках и занятиях истории. Не хватает линеек, почётного караула у вечного огня. уборки памятников, закапывания капсул для потомков, как это было раньше. Книг о войне и патриотизме почти нет — не хватает того же Гайдара, раньше история была в других предметах и за пределами школы и учебных заведений. Так и должно быть. » - размышляет кандидат исторических наук. И это правильно!
Актуальность: В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества.
В дошкольном возрасте под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Родина …Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши деды и прадеды.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных событий и героев Великой Отечественной войны и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы. В детском саду детей мы должны знакомить с героическим наследием России, учим дорожить и гордиться им. Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, должна жить в наших сердцах. Передать эстафету памяти, показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу, - одна из задач патриотического воспитания в детском саду и семье.
Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
формирование у дошкольников предпосылок нравственно-патриотического воспитания : воспитание уважения к военной истории России, гражданских позиций, чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, какие подвиги совершал весь народ – и стар и млад
Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы».
Пробуждать интерес к прошлому города Саранска, дать представления о памятниках, установленных в честь воинов- победителей
Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями, военной техникой.
Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.
Закрепить знания о жизни детей в годы войны;
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм и желание защищать свою Родину, беречь мир, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным традициям , фотографиям и наградам.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- разработка проекта
определение гипотезы и проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
-вхождение детей в проект
- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему
2. этап: Основной (практический) - реализация проекта
Основные формы реализации проекта:
Экскурсии;
занятия,
беседы;
просмотр презентаций и видео роликов о войне;
мини-выставки;
встреча с родственниками ветеранов войны
Взаимодействие с родителями:
- анкетирование «Что мы знаем о войне?»
- оформление информационных стендов «Они защищали Родину», «Памятники города», «Техника военных лет»
- разработка памятки для родителей «Что и как рассказывать детям о войне?»
- выставку детских книг о войне.
- выставка совместных творческих работ «Этих дней не смолкнет слава…»
3.этап Заключительный (обобщающий)
Экскурсия: к обелиску, возложение цветов павшим героям ВОВ.
Проведение праздника, посвящённого празднованию Дня Победы для детей подготовительной группы.
Защита проекта в детском саду
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется осознанное отношение к празднику Победы, они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню, с уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам, чтить память погибших героев в памятные даты и праздники.
Родители будут активнее участвовать в жизни группы и детского сада
План мероприятий по реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Месяц Форма работы с детьми
Сентябрь 1.Организация выставки книг о войне и её героях в национальном уголке.
2.Пополнение развивающей среды по теме проекта
3. Рассказ воспитателя о предстоящем грандиозном событии года
4. Знакомство с военными профессиями.
октябрь 1.Памятные места нашего города
2. Д/И «Кому что нужно – (военные)?»
3. Чтение художественной литературы: В.Сосюра «Советская Армия», Л.Кассиль «Твои защитники», «Они защищали Москву» Алексеев А., Митяев «Почему Армия родная»
Д/И «Найди флаг» - квест - игра
4.Сюжетно – ролевая игра «Пограничники»
ноябрь 1.Военная техника
2. Д/и «Чья форма?»
3. С/р игра «На поле боя» - режиссёрская игра
4.Заучивание стихов о Победе Высотская «Мой брат уехал на границу», Баруздин «Страна, где мы живём», А.Барто «На заставе»
декабрь 1.Знакомство с пословицами о смелости, храбрости и солдатском долге, пояснение их смысла.
2. Встреча с родственниками героев войны или ветеранами тыла
3.Рассматривание альбома «Они защищали Родину»
4. Знакомство с героями – земляками «Город Саранск в судьбах и лицах»
Январь 1.С/р игры на военную тематику
2. Просмотр мультфильмов о войне
3. Беседы о войне, о подвигах наших воинов Армии, партизан, людей, которые трудились в тылу.
4.Спортивный праздник «Будущие защитники страны»
Февраль 1.Рассматривание репродукций «Парад на Красной площади», «Салют Победы»
2.«23 февраля – день защитника Отечества – праздник с папами
3. Художественное творчество «Звезда героя», «Самолётов звенья..» - коллективная работа
Март 1.Оздание альбома «Художники Мордовии о войне»
2.Чтение произведений художественной литературы:
М. Исаковский «У самой границы», П. Воронько «Два брата солдата», Алексеев С. «Идёт война народная»
3.Знакомство с подвигом пионеров и комсомольцев в годы войны – «Дети войны»
4. Дети блокадного Ленинграда – просмотр видео фильма
Апрель 1.Воскресная экскурсия в музей боевой и трудовой славы.
2. Создание видео фильма по рисункам детей на стихи о войне.
3. Участие в конкурсе чтецов (стихи о войне)
4. Чтение литературы: С. П. Алексеев «Брестская крепость»., Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»
Май 1.Праздник, посвящённый 75 летию Победы
2. Возложение цветов к памятникам.
3.Участие в конкурсах ко дню Победы
4.Участие в шествии «Бессмертный полк» с родителями
Формы работы с родителями
Сентябрь 1.Знакомство с проектной деятельностью в группе «Этих дней не смолкнет слава»
2.Что должны знать дети о войне - памятка
Октябрь 1.Оформление папки передвижки «Герои - земляки»
2. Рекомендации «Как рассказывать о подвиге народа в годы ВОвойны
ноябрь 1.Создание альбома«Они сражались за Родину»силами родителей
2.Консультация: Давно была война, но помним те мы времена
декабрь 1.Встреча с родственниками участников войны
2. оформление информационного стенда «Город Саранск в судьбах и лицах» о героях – земляках.
Январь 1.Круглый стол: Мы помним и гордимся.
2.Консультация «Растим патриота»
Февраль 1.Праздник ко дню защитника Отечества
2.Выставка творческих работ «Этих дней не смолкнет слава»
Март 1.Посещение краеведческого музея – дети войны
Апрель 1.Воскресная экскурсия в Музей боевой и трудовой славы
Май 1.Праздник, посвящённый 75 летию Победы
2. Возложение цветов к памятникам.
3.Участие в шествии «Бессмертный полк» с детьми
Список используемой литературы к проекту
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
- Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
- Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Старшая группа» / Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
- Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
- Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
- Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» / Дыбина О.В. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
- Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
- Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
- Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
- Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
- Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
- Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.