Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в 2020 году. Ответы на частые вопросы
Инклюзивное образование
В настоящее время в России насчитывается без малого 12 миллионов людей с инвалидностью, около 5,6% из них – несовершеннолетние. При этом число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567 825, а в 2019 уже 670 006 человек. Если придерживаться прежней образовательной системы, то учебные заведения будут каждый год выпускать тысячи молодых людей, не способных полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования РФ решило перейти к внедрению программы инклюзивного обучения.
Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?
Под инклюзией понимают обеспечение всем обучающимся равного доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Проще говоря, при таком подходе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым нужны специальные условия для получения образования, учатся вместе.
Принципы инклюзии базируются на гарантированном Конституцией праве любого гражданина РФ на образование и на других государственных и международных документах. В их число входят:
статья № 28 Конвенции ООН о правах детей;
статья № 43 Конституции РФ;
Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ» от 24 ноября 1995 года.
Какие условия требуются для организации инклюзивного образования?
Для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые включают:
- особые учебные программы, педагогические методы;
- специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
- особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
- прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.
Где может осуществляться инклюзивное образование?
Существуют три модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Оно может осуществляться:
- совместно с другими учениками;
- в отдельных группах или классах общеобразовательных ДОУ, школ;
- в отдельных образовательных учреждениях (ДОУ, школах, интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, полной слепотой, глухотой, серьезными комплексными нарушениями и т. д.).
Меры поддержки обучающихся с ОВЗ
Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают материальную и социальную поддержку:
- Если учащиеся проживают в образовательной организации, они находятся на полном государственном обеспечении – им предоставляют питание, одежду, обувь, медикаменты, канцтовары, различный инвентарь.
- Если учащиеся с ОВЗ не проживают в образовательной организации, им положено бесплатное двухразовое питание.
Часто задаваемые вопросы об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
Является ли инклюзия потребностью современной жизни?
Да. По сути, инклюзия существовала всегда, но носила непродуманный и стихийный характер. Принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» помогает сделать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ продуманным и осмысленным. Но чтобы общество воспринимало инклюзию как естественный и нормальный процесс, потребуется время.
Комфортно ли детям с ОВЗ в обычных школах?
При грамотной организации совместной деятельности детей им практически всегда комфортно друг с другом. Тем более, что общение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками — обязательное условие полноценного развития их личности и социальной адаптации. А у детей без серьезных проблем со здоровьем наличие в группе или классе ребенка с особенностями развития воспитывает толерантность и терпимость.
Дети с разными нарушениями (синдром Дауна, психические расстройства, РАС, ДЦП) могут учиться в одном классе?
При решении вопросов о совместном обучении детей с разными образовательными возможностям и потребностями нужно опираться на здравый смысл. Желательно не зачислять в один класс учеников, у которых кардинально разные проблемы со здоровьем, например, у одного – интеллектуальные нарушения, а у другого – нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. В этом случае на организацию учебного процесса будет уходить больше времени, чем непосредственно на обучение и воспитание детей.
Как медики относятся к инклюзивному образованию?
Существует специальный СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Но несмотря на наличие общих норм и правил организации совместного обучения, каждый конкретный случай нужно рассматривать как индивидуальную образовательную историю и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Где пройти обучение
Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы проводит для педагогических работников дистанционные* курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» объемом 144 часа (8 недель). В программу входит ряд важных тем, в том числе:
- общие вопросы функционирования системы инклюзивного и интегрированного образования в условиях реализации ФГОС;
- технологии инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ в современной школе;
- психолого-педагогические характеристики детей, вовлеченных в систему инклюзивного образования;
- вопросы управления инклюзивным образованием.
Знания, полученные на программе, подтверждаются удостоверением о повышении квалификации.
Инклюзия – будущее российского образования. Через несколько лет она будет восприниматься уже не как эксперимент, а как обычная практика большинства учебных заведений. Поэтому всем педагогическим работникам, которые хотят профессионально развиваться и быть востребованными специалистами, обязательно нужно познакомиться с методами, инструментами, принципами инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и детских садах. Тем более, дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют сделать это без отрыва от работы.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Ссылка на источник: https://mgaps.ru/news/146
Что такое инклюзивное образование, какие у него особенности?
Под инклюзией понимают обеспечение всем обучающимся равного доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Проще говоря, при таком подходе здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым нужны специальные условия для получения образования, учатся вместе.
Принципы инклюзии базируются на гарантированном Конституцией праве любого гражданина РФ на образование и на других государственных и международных документах. В их число входят:
статья № 28 Конвенции ООН о правах детей;
статья № 43 Конституции РФ;
Федеральный закон № 273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года;
статья 19 Федерального закона № 181 «О соцзащите инвалидов РФ» от 24 ноября 1995 года.
Какие условия требуются для организации инклюзивного образования?
Для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые включают:
- особые учебные программы, педагогические методы;
- специальные учебные материалы: учебники, пособия, карточки, карты, таблицы и т. д.;
- особые технические средства обучения для персонального и группового использования;
- услуги ассистента (помощника), который оказывает ребенку необходимую техническую помощь в передвижении по школе, ведении записей, подготовке рабочего места, соблюдении санитарно-гигиенических норм и т. д.;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
- средства обеспечения доступа в здание учебной организации и перемещения по нему: пандусы, лифты, специализированные носители информации (например, таблички со звуковым сопровождением или написанные шрифтом Брайля) и т. д.;
- прочие условия, без которых ребенку с ОВЗ сложно или невозможно интегрироваться в школьную жизнь и осваивать образовательную программу.
Где может осуществляться инклюзивное образование?
Существуют три модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Оно может осуществляться:
- совместно с другими учениками;
- в отдельных группах или классах общеобразовательных ДОУ, школ;
- в отдельных образовательных учреждениях (ДОУ, школах, интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, полной слепотой, глухотой, серьезными комплексными нарушениями и т. д.).
Меры поддержки обучающихся с ОВЗ
Детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают материальную и социальную поддержку:
- Если учащиеся проживают в образовательной организации, они находятся на полном государственном обеспечении – им предоставляют питание, одежду, обувь, медикаменты, канцтовары, различный инвентарь.
- Если учащиеся с ОВЗ не проживают в образовательной организации, им положено бесплатное двухразовое питание.
Часто задаваемые вопросы об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
Является ли инклюзия потребностью современной жизни?
Да. По сути, инклюзия существовала всегда, но носила непродуманный и стихийный характер. Принятый в 2012 году закон «Об образовании в Российской Федерации» помогает сделать инклюзивное обучение и воспитание детей с ОВЗ продуманным и осмысленным. Но чтобы общество воспринимало инклюзию как естественный и нормальный процесс, потребуется время.
Комфортно ли детям с ОВЗ в обычных школах?
При грамотной организации совместной деятельности детей им практически всегда комфортно друг с другом. Тем более, что общение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками — обязательное условие полноценного развития их личности и социальной адаптации. А у детей без серьезных проблем со здоровьем наличие в группе или классе ребенка с особенностями развития воспитывает толерантность и терпимость.
Дети с разными нарушениями (синдром Дауна, психические расстройства, РАС, ДЦП) могут учиться в одном классе?
При решении вопросов о совместном обучении детей с разными образовательными возможностям и потребностями нужно опираться на здравый смысл. Желательно не зачислять в один класс учеников, у которых кардинально разные проблемы со здоровьем, например, у одного – интеллектуальные нарушения, а у другого – нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. В этом случае на организацию учебного процесса будет уходить больше времени, чем непосредственно на обучение и воспитание детей.
Как медики относятся к инклюзивному образованию?
Существует специальный СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Но несмотря на наличие общих норм и правил организации совместного обучения, каждый конкретный случай нужно рассматривать как индивидуальную образовательную историю и выполнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Где пройти обучение
Гуманитарная академия переподготовки специалистов социальной сферы проводит для педагогических работников дистанционные* курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» объемом 144 часа (8 недель). В программу входит ряд важных тем, в том числе:
- общие вопросы функционирования системы инклюзивного и интегрированного образования в условиях реализации ФГОС;
- технологии инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ в современной школе;
- психолого-педагогические характеристики детей, вовлеченных в систему инклюзивного образования;
- вопросы управления инклюзивным образованием.
Знания, полученные на программе, подтверждаются удостоверением о повышении квалификации.
Инклюзия – будущее российского образования. Через несколько лет она будет восприниматься уже не как эксперимент, а как обычная практика большинства учебных заведений. Поэтому всем педагогическим работникам, которые хотят профессионально развиваться и быть востребованными специалистами, обязательно нужно познакомиться с методами, инструментами, принципами инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных школах и детских садах. Тем более, дистанционные* программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации позволяют сделать это без отрыва от работы.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Ссылка на источник: https://mgaps.ru/news/146