Методика 5S
Олимпиадное движение в Республике Мордовия
Творческий беспорядок — это интересно, но не очень продуктивно Справиться с ним поможет японская методика 5S. Потраченного времени вы не заметите, а продуктивность возрастёт. Как только вы вернётесь в школу, использовать методику можно будет и там — ваш класс преобразится!
5S — это пять принципов, названия которых начинаются с буквы «S»:
seiri — «сортировка»,
seiton — «соблюдение порядка»,
seiso — «содержание в чистоте»,
seiketsu — «стандартизация»,
shitsuke — «совершенствование».
Сортировка
На данном этапе сортируют вещи на нужные и ненужные. Присмотритесь: возможно, на вашем рабочем столе лежит что-то, чем вы совсем не пользуетесь. Это могут быть личные вещи членов семьи, предметы для хобби или оставленная кружка. Всё, что никак не помогает рабочему и учебному процессу, лучше убрать в другое место. В школьном кабинете тоже могут быть такие вещи: плакаты с устаревшей информацией, старые тетради или мебель, которую не используют.
Соблюдение порядка
Когда на рабочем месте осталось только необходимое, пора найти для каждой вещи своё место. По методике 5S на поиск нужного предмета вы не должны тратить больше 30 секунд. Поэтому важно чётко знать, где у вас что лежит. Для этого можно разграничить пространство в ящиках и полках, использовать специальные папки для документов и не пренебрегать маркировкой.
Если речь идёт о классе, у учеников должен быть свободный доступ к предметам, которые могут понадобиться. Дополнительные материалы и методические пособия для учеников нужно рассортировать в зависимости от темы: когда всё в одной куче, дети вряд ли будут ими пользоваться.
Содержание в чистоте
В конце дня рабочее место нужно убрать — все вещи разложить по своим местам. Так будет проще начать новый рабочий день. В классе ученики могут быть ответственными за разные зоны, которые они будут регулярно убирать: шкафы, парты, подоконники, доска.
Стандартизация
На этом этапе нужно систематизировать все приёмы, которые показались эффективными. Если на рабочем месте вы рассортировали материалы с помощью стикеров разных цветов, сделайте себе напоминание, что означает каждый цвет. В классе можно составить график уборки и вывесить на стенд.
Совершенствование
Рабочее место всегда можно совершенствовать. Записывайте идеи по улучшению пространства, наблюдайте, какие положительные изменения происходят, делайте снимки до и после. Задействуйте учеников: пусть вносят свои предложения. Это развивает навыки креативного мышления, организации и систематизации.
Расскажите, как вы поддерживаете порядок в вашем кабинете?
5S — это пять принципов, названия которых начинаются с буквы «S»:
seiri — «сортировка»,
seiton — «соблюдение порядка»,
seiso — «содержание в чистоте»,
seiketsu — «стандартизация»,
shitsuke — «совершенствование».
Сортировка
На данном этапе сортируют вещи на нужные и ненужные. Присмотритесь: возможно, на вашем рабочем столе лежит что-то, чем вы совсем не пользуетесь. Это могут быть личные вещи членов семьи, предметы для хобби или оставленная кружка. Всё, что никак не помогает рабочему и учебному процессу, лучше убрать в другое место. В школьном кабинете тоже могут быть такие вещи: плакаты с устаревшей информацией, старые тетради или мебель, которую не используют.
Соблюдение порядка
Когда на рабочем месте осталось только необходимое, пора найти для каждой вещи своё место. По методике 5S на поиск нужного предмета вы не должны тратить больше 30 секунд. Поэтому важно чётко знать, где у вас что лежит. Для этого можно разграничить пространство в ящиках и полках, использовать специальные папки для документов и не пренебрегать маркировкой.
Если речь идёт о классе, у учеников должен быть свободный доступ к предметам, которые могут понадобиться. Дополнительные материалы и методические пособия для учеников нужно рассортировать в зависимости от темы: когда всё в одной куче, дети вряд ли будут ими пользоваться.
Содержание в чистоте
В конце дня рабочее место нужно убрать — все вещи разложить по своим местам. Так будет проще начать новый рабочий день. В классе ученики могут быть ответственными за разные зоны, которые они будут регулярно убирать: шкафы, парты, подоконники, доска.
Стандартизация
На этом этапе нужно систематизировать все приёмы, которые показались эффективными. Если на рабочем месте вы рассортировали материалы с помощью стикеров разных цветов, сделайте себе напоминание, что означает каждый цвет. В классе можно составить график уборки и вывесить на стенд.
Совершенствование
Рабочее место всегда можно совершенствовать. Записывайте идеи по улучшению пространства, наблюдайте, какие положительные изменения происходят, делайте снимки до и после. Задействуйте учеников: пусть вносят свои предложения. Это развивает навыки креативного мышления, организации и систематизации.
Расскажите, как вы поддерживаете порядок в вашем кабинете?