Статья: "Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора"
Аннотация. В статье характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклера( сказок, колыбельных. Потешек и т.д.) в развитии речи детей раннего возраста.
Ключевые слова: фольклер, устное народное творчество, ранний возраст.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Сформированность данной интегративной личностной характеристики рассматривается как базисная для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. Одним из средств развития речи в раннем возрасте является устное народное творчество (различные формы фольклора).
Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет в своей работе быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи [1, с. 6].
С помощью различных форм фольклора мне предстояло решить следующие задачи:
1. формировать грамматический строй речи, ее связанность;
2. формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества;
3. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
4. прививать любовь к народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, поговоркам;
5. отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.
На первом организационно-подготовительном этапе мы провели анализ имеющихся ресурсов, определили готовности родителей, как равноправных участников образовательного процесса.
Для реализации поставленной цели и задач, были созданы условия. В нашем деском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среды, которая, как того требует ФГОС, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленные цели и задачи.
Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того, что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. В нашей группе ребенок легко может подойти к любому уголку, взять пособие или книги, рассмотреть картинки по сказкам, сразу активно включиться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, ковролинограф, магнитные театры, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки (обычные и целые сказки) на ковролинографе, использовать театр «живая рука», пальчиковый театр, театр на палочках, театр «теней» и т.д.
С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи. С самого прихода ребят в детский сад, мы активно читаем и заучиваем потешки, песенки, колыбельные. Сначала, дети просто прослушивают произведения, затем пытаются звукоподражать знакомым героям (петушку, мышке, котику и т.д.), проговаривают отдельные слова и фразы, пытаются повторить, сопровождают жестами действия персонажей (показывают как машет крыльями петушок, как клюет зернышки курочка, как ходит косолапый мишка и т.д.). . [3, с. 9].
Чуть позже мы знакомились с любимыми сказками наших ребят. Вместе с родителями, ребята принесли свои любимые книги сказок. Каждую неделю мы читали любимые сказки, рассматривали картинки, играли в героев сказки, обсуждали героев, кому-то сопереживали, кого-то ругали, разбирались в плохих и хороших поступках героев. [2, с. 67].
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною была подготовлена картотека «Пальчиковых игр» на фольклорном материале.
В группе и на прогулочном участке мы активно играли в фольклорные подвижные игры, водили хороводы. Ребята не только играли, но и старались проговаривать текст игр, знакомились с правилами, учились согласованно действовать, быстро реагировать на сигнал.
Нашим детям нравится просматривать разные инсценировки сказок. В нашей группе есть театры: настольные «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», есть магнитный театр «Репка», пальчиковые театры, театр «теней» «Гуси-гуси», театр на палочках. Ребята активно включились в эту деятельность: она не требуют специальных навыков, подготовки, проста в понимании, но хороша в развитии мышления, воображения, расширении активного словаря детей, в совершенствовании выразительной культуры речи.
В процессе работы над данной темой, у нас в группе появились новые дидактические игры: «Поиграй со сказкой», «Герои сказки», «Подбери бусы к матрешке», игра-шнуровка «Репка», «Волшебные варежки с сюрпризом» и др., благодаря которым ребята знакомились и запоминали героев, «озвучивали их», совершенствуя грамматический строй речи; развивали мелкую моторику рук; закрепляли цвета и формы и т.д. Для занятий и для свободной деятельности детей, мы подготовили картинки для фланелеграфа: по сказкам «Колобок», «Репка»; отдельные картинки по потешкам. Как показывает практика, дети любят передвигать картинки, разыгрывая знакомые сюжеты сказок, придумывают свои, при активно взаимодействуют со взрослыми и с друзьями.
Ребята не только с удовольствием были слушателями и зрителями , но и были активными участниками. Так были проведены музыкальные досуги: «Репка» - где ребята сами стали актерами и с удовольствием играли в постановке; «В гостях у бабушки Арины» - где дети играли и узнавали много нового в гостях у приветливой и мудрой Арины. Мною был подготовлен и проведен открытый показ гимнастики с элементами фольклора для воспитателей и педагогов ДОУ. От детей был получен положительный отклик, они не только с удовольствием выполняли упражнения, но и проговаривали знакомые и любимые потешки «Киска, брысь…», «Тили –бом, тили – бом…», «Идет котик по лавочке…» и др.
На протяжении всего учебного года родители группы активно участвовали в предложенных проектах, помогали, поддерживали творческие начинания детей и воспитателей.
В течение года мною были подготовлены и представлены различные консультации для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника», где родителям была предложена классификация загодок с примерами; о пользе сказок, о том, почему сказка помогает в воспитании детей рассказала консультация «Сказка? Сказка. Сказка!», консультация «Что нужно читать детям 3-4 лет» помогла определиться, какие сказки полезно читать младшим дошкольникам. Были оформлены разные картотеки: картотеки «Пословицы и поговорки в картинках», «Фольклорные хороводные игры», «Фольклорные подвижные игры».
Наши родители активно включились в творческий процесс, и подготовили, и провели кукольное представление «День книги. «День книги» - поучительный спектакль, где ребята вместе с лесными жителями и главной героиней – книгой – активизировали в памяти правила общения и обращения с книгой, чтобы ее приятно было брать в руки и читать, закрепили знания о том, как нельзя с ней обращаться, ведь книгу очень легко порвать, помять, испортить. Герои вместе с ребятами полечили книгу и забрали ее в группу, чтобы теперь заботиться о ней, как и о других книгах.
Для родителей мною был проведен мастер-класс по изготовлению куклы – оберега Капустки, которая является символом семейного благополучия, гармонии, женственности. Родители с удовольствием познакомились с историей этой куколки, историей создания, ее «волшебными» качествами. А затем своими руками создали уникальные куколки – обереги из тряпочек, ниток, ленточек.
Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через фольклор, является достаточно эффективной. По итогу были достигнуты хорошие результаты. Группа пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети познакомились с малыми формами фольклора, стали более активными и эмоциональными, активизировался активный словарь детей, формируется грамматический строй речи, воспитывается интерес устному – народному творчеству.
Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.
Список литературы
1. Аполлонова, Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.
2. Асташина, М.П. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.
3. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – 2002. – № 12. – С. 9 – 14.
4. Князева, О. Л., Махнева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 30 с.
5. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 168 с.
+❤ В Мои закладки
Ключевые слова: фольклер, устное народное творчество, ранний возраст.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Сформированность данной интегративной личностной характеристики рассматривается как базисная для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. Одним из средств развития речи в раннем возрасте является устное народное творчество (различные формы фольклора).
Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет в своей работе быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи [1, с. 6].
С помощью различных форм фольклора мне предстояло решить следующие задачи:
1. формировать грамматический строй речи, ее связанность;
2. формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества;
3. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
4. прививать любовь к народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, поговоркам;
5. отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.
На первом организационно-подготовительном этапе мы провели анализ имеющихся ресурсов, определили готовности родителей, как равноправных участников образовательного процесса.
Для реализации поставленной цели и задач, были созданы условия. В нашем деском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среды, которая, как того требует ФГОС, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленные цели и задачи.
Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того, что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. В нашей группе ребенок легко может подойти к любому уголку, взять пособие или книги, рассмотреть картинки по сказкам, сразу активно включиться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, ковролинограф, магнитные театры, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки (обычные и целые сказки) на ковролинографе, использовать театр «живая рука», пальчиковый театр, театр на палочках, театр «теней» и т.д.
С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи. С самого прихода ребят в детский сад, мы активно читаем и заучиваем потешки, песенки, колыбельные. Сначала, дети просто прослушивают произведения, затем пытаются звукоподражать знакомым героям (петушку, мышке, котику и т.д.), проговаривают отдельные слова и фразы, пытаются повторить, сопровождают жестами действия персонажей (показывают как машет крыльями петушок, как клюет зернышки курочка, как ходит косолапый мишка и т.д.). . [3, с. 9].
Чуть позже мы знакомились с любимыми сказками наших ребят. Вместе с родителями, ребята принесли свои любимые книги сказок. Каждую неделю мы читали любимые сказки, рассматривали картинки, играли в героев сказки, обсуждали героев, кому-то сопереживали, кого-то ругали, разбирались в плохих и хороших поступках героев. [2, с. 67].
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною была подготовлена картотека «Пальчиковых игр» на фольклорном материале.
В группе и на прогулочном участке мы активно играли в фольклорные подвижные игры, водили хороводы. Ребята не только играли, но и старались проговаривать текст игр, знакомились с правилами, учились согласованно действовать, быстро реагировать на сигнал.
Нашим детям нравится просматривать разные инсценировки сказок. В нашей группе есть театры: настольные «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», есть магнитный театр «Репка», пальчиковые театры, театр «теней» «Гуси-гуси», театр на палочках. Ребята активно включились в эту деятельность: она не требуют специальных навыков, подготовки, проста в понимании, но хороша в развитии мышления, воображения, расширении активного словаря детей, в совершенствовании выразительной культуры речи.
В процессе работы над данной темой, у нас в группе появились новые дидактические игры: «Поиграй со сказкой», «Герои сказки», «Подбери бусы к матрешке», игра-шнуровка «Репка», «Волшебные варежки с сюрпризом» и др., благодаря которым ребята знакомились и запоминали героев, «озвучивали их», совершенствуя грамматический строй речи; развивали мелкую моторику рук; закрепляли цвета и формы и т.д. Для занятий и для свободной деятельности детей, мы подготовили картинки для фланелеграфа: по сказкам «Колобок», «Репка»; отдельные картинки по потешкам. Как показывает практика, дети любят передвигать картинки, разыгрывая знакомые сюжеты сказок, придумывают свои, при активно взаимодействуют со взрослыми и с друзьями.
Ребята не только с удовольствием были слушателями и зрителями , но и были активными участниками. Так были проведены музыкальные досуги: «Репка» - где ребята сами стали актерами и с удовольствием играли в постановке; «В гостях у бабушки Арины» - где дети играли и узнавали много нового в гостях у приветливой и мудрой Арины. Мною был подготовлен и проведен открытый показ гимнастики с элементами фольклора для воспитателей и педагогов ДОУ. От детей был получен положительный отклик, они не только с удовольствием выполняли упражнения, но и проговаривали знакомые и любимые потешки «Киска, брысь…», «Тили –бом, тили – бом…», «Идет котик по лавочке…» и др.
На протяжении всего учебного года родители группы активно участвовали в предложенных проектах, помогали, поддерживали творческие начинания детей и воспитателей.
В течение года мною были подготовлены и представлены различные консультации для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника», где родителям была предложена классификация загодок с примерами; о пользе сказок, о том, почему сказка помогает в воспитании детей рассказала консультация «Сказка? Сказка. Сказка!», консультация «Что нужно читать детям 3-4 лет» помогла определиться, какие сказки полезно читать младшим дошкольникам. Были оформлены разные картотеки: картотеки «Пословицы и поговорки в картинках», «Фольклорные хороводные игры», «Фольклорные подвижные игры».
Наши родители активно включились в творческий процесс, и подготовили, и провели кукольное представление «День книги. «День книги» - поучительный спектакль, где ребята вместе с лесными жителями и главной героиней – книгой – активизировали в памяти правила общения и обращения с книгой, чтобы ее приятно было брать в руки и читать, закрепили знания о том, как нельзя с ней обращаться, ведь книгу очень легко порвать, помять, испортить. Герои вместе с ребятами полечили книгу и забрали ее в группу, чтобы теперь заботиться о ней, как и о других книгах.
Для родителей мною был проведен мастер-класс по изготовлению куклы – оберега Капустки, которая является символом семейного благополучия, гармонии, женственности. Родители с удовольствием познакомились с историей этой куколки, историей создания, ее «волшебными» качествами. А затем своими руками создали уникальные куколки – обереги из тряпочек, ниток, ленточек.
Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через фольклор, является достаточно эффективной. По итогу были достигнуты хорошие результаты. Группа пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети познакомились с малыми формами фольклора, стали более активными и эмоциональными, активизировался активный словарь детей, формируется грамматический строй речи, воспитывается интерес устному – народному творчеству.
Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.
Список литературы
1. Аполлонова, Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.
2. Асташина, М.П. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.
3. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. – 2002. – № 12. – С. 9 – 14.
4. Князева, О. Л., Махнева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 30 с.
5. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 168 с.
+❤ В Мои закладки