Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Но тем не менее осуществить на практике проблемное обучение можно далеко не всегда, так как для его реализации требуется выполнение определенных условий, а также большая затрата учебного времени. Поэтому наряду с методами проблемного обучения существуют специальные методические приемы, позволяющие активизировать мышление учеников в процессе обучения физике. Рассмотрим конкретные приемы активизации мышления учащихся.
- Предварительный рассказ о значении изучаемого в науке, технике, жизни. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из многих каналов. Помня это, учитель должен не ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на то, что изучение явления поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее. Например, изучение явления фотоэффекта (11 класс) можно начать с рассказа о том, что это явление играет ведущую роль в телевидение звука, воспроизведение с киноленты звука основано на нем, а также работа солнечных батарей. Применение солнечных батарей снижает массу космического корабля. Другой пример, ученики 7 класса знают о существование трения, но, насколько значительна роль трения в природе и технике, они себе не представляют. Начало урока с впечатляющей картины « мира без трения», указания на то, что без трения было бы невозможно перемещение транспорта и человека по земле, возбуждает любопытство учеников и желание узнать физическую сущность и законы этого явления.
Широкое применение на уроках этого приема не связано с большими трудностями при подготовке к урокам.
- Второй прием.
Роль и место эксперимента в преподавании физики исключительно велики. Эксперимент является источником знания, могучим методом физических исследований, критерием истинности знаний о мире. С помощью предварительной демонстрации физического явления можно ставить учебную проблему, которая будет разрешена либо на данном уроке, либо по мере изучения курса. Например, изучение явления смачивания твердого тела жидкостью. Дети это явление наблюдали, но не задумывались над природой наблюдаемого. Вызвать желание детей разобраться в причине этого явления можно путем предварительной демонстрации опыта. Например, полезно начать изучение электрических явлений в 9 классе с серии эффектных демонстраций по электризации тел и их взаимодействию, которые помогут возбудить интерес школьников. Интерес новизны, а, следовательно, возбуждение внимания и мыслительной активности возникает тогда, когда новое может вступить в связь с прошлым опытом. Не вызывает интерес как слишком хорошо знакомое, так и абсолютно непонятное. Нужна определенная степень рассогласования между усвоенными знаниями и новым наблюдаемым эффектом.
Стремление повысить эффективность обучения школьников физике связано с результативностью их самостоятельной работы, которая проводится в ходе классных и домашних занятий. В.Г.Разумовский считает, например, что не менее 30% всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путем решения задач, выполнения лабораторных работ.
В психологических исследованиях обнаружено, что в ходе решения физических задач ученики осуществляют процесс перекодирования информации. Так, от «словесного кода», на котором обычно сформировано условие и вопрос физической задачи, происходят переориентации на:
а) «графический код», в котором проблемная ситуация задачи представляется для анализа в виде чертежа, графика, рисунка, эскиза.
б) « знаковый код», при котором каждой используемой физической величине ставится в соответствие некоторый знак (символ).
в) «схематический код», наглядно и логически предъявляющий ход решения задачи в виде обобщенной схемы, где обозначены главные опорные точки для умственной деятельности, обеспечивающие достижение поставленной цели. Все это помогает глубже осознать задачу, создает условия для оптимального выбора хода решения: именно поэтому задачи полезны уже в самом начале обучения физике.
Первый и второй код реализуются почти всегда: в форме построения чертежа и сокращенной записи данных; третий же используется значительно реже. Более подробно остановлюсь на том, что из себя представляет «схематический код». Он может быть изображен в виде структурно – логических схем: (СЛС). Эти схемы используют прежде всего для решения экспериментальных физических задач. В каждую схему входят по крайней мере 3 основные части:
а) физические величины,
б) стрелки – связи, выражающие функциональные и причинно – следственные зависимости между физическими величинами,
в) словесные указания, ориентирующие на выполнение конкретных действий и побуждающие учащихся к практической работе.
Как составляется СЛС? Процесс её «добывания» состоит в следующем. Решение начинается с отыскания закономерности, которая дает непосредственный ответ на вопрос задачи. Запишем исходную формулу – это начало нашей СЛС. Часто справа в формуле стоят величины, нам пока неизвестные. Но это не страшно: нужно последовательно заняться каждой «буквой» (физической величиной) выражения и определить, как можно её найти: например, из другой формулы, из таблицы физических величин. В результате получится последовательность выполненных умственных операций, объединенных знаками и стрелками. Желательно сразу же сделать предварительную проверку – по операциям с наименованиями физических величин. Практически всегда СЛС как бы «ведет» ученика по пути решения, помогает ему в выборе следующего шага, подсказывая иногда направление движения вперед. Это – одна из сильных сторон метода СЛС.
С привлечением СЛС решаются экспериментальные физические задачи, расчетные и даже качественные, вполне допустимо рассматривать некоторые самостоятельно выполняемые школьниками физические эксперименты из числа фронтальных опытов, лабораторных работ как разновидности экспериментальных задач.
Несмотря на относительно широкие возможности применения СЛС при решении различных задач – это не универсальный прием, а одно из действенных средств обучения физике.