Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности.
Зачем нужно учиться?
Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.
«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?
Древние говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении пещеры учитель и ученики постигали истину.
В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.
Анализируя свою работу, мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью в своей работе мы регулярно применяем такую педагогическую технологию, как проектная деятельность.
Не стареют слова К.Д.Ушинского о том, что главная цель обучения и воспитания – это дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу. Именно в проектах — игровых, творческих, информационных, исследовательских, социальных и прочих найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.
В современной школе проектирование способствует повышению качества учебного процесса. Ребята ищут дополнительные источники информации, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств (в том числе и компьютера).
Безусловно, проект ценен и тем, что если в ходе его выполнения ученик получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»- это девиз участников проектной деятельности.
В проектную деятельность учащиеся вводятся постепенно, начиная с первого класса.
Содержание проектной деятельности в УМК «Школа России» создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности.
В первом классе детям ещё очень трудно самим понять и воспринять задания, которые касаются проектной деятельности. Несмотря на то, что эти задания простые, но у детей они вызывают затруднение. Поэтому первоклассники требуют к себе большого внимания в этом виде деятельности. Им нужна обязательно помощь учителя и родителей.
Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучается к работе в парах или в группе. Задача учителя – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Работать с книгами в школьной библиотеке, учиться искать нужную информацию. Затем уже оформляются проектные задания и защищаются на уроке. Здесь уже применяется индивидуальная работа с учащимися.
При изучении темы: «Обозначение мягкости согласных на письме» учащиеся распределяются по группам: «аналитики», «экспериментаторы», «иллюстраторы», «испытатели», повторили основные этапы работы над проектом. Определяют тему и цель проекта, прослушав стихотворение. Каждая группа получает своё задание: «экспериментаторы» определяют мягкие согласные; «аналитики» составляют схемы по результатам эксперимента; «иллюстраторы» восстанавливают деформированное стихотворение, отражающее проблему урока, выполняют надписи; «испытатели» вписывают слова в кроссворд (отгадывают все вместе). Затем, в ходе выполнения всех заданий по группам, продукты деятельности фиксируются на заготовке проекта в виде таблицы на доске.
Такие уроки русского языка доступны для учеников 1 класса. Они с большим интересом выполняют задания, прислушиваются к мнению своих товарищей, высказывают свои гипотезы.
При систематическом использовании проектной технологии на уроках русского языка стимулируется творческая активность учащихся, их самостоятельность, формируются исследовательские умения.
На уроках русского языка во 2 классе при изучении темы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» обучающимся предлагается поработать над творческим заданием «Грамматика весны». Цель творческого задания сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск и подбор материалов к теме. Работа проводится по парам, которые были сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Каждая пара получила своё задание.
Аналогом этому уроку стал урок-проект в 3 классе «Грамматика зимы». Главная грамматическая тема, над которой шла работа, — «Парные согласные в корне». Методика проведения проекта аналогично предыдущей.
Во 2 классе при изучении темы: «Звонкие согласные», предлагается творческое задание «И в шутку, и в серьёз». Цель данного задания не только повторить написание звонких согласных, но и научить решать логические задачи по русскому языку, отбирать занимательный материал, строить сообщения в устной и письменной форме, прививать интерес к русскому языку. Сначала были предложены задания из учебника, которые способствовали в последующем работе над проектным заданием. С помощью учителя дети определяют цель этого задания. Определяются, как лучше работать — одному или в группе, паре. Учащимся предлагается подумать, какой проект они будут выполнять (газета, интеллектуальная игра, викторина.) Намечается план работы, распределяются обязанности. Через два урока представляются проекты, подводятся итоги. Обязательно отмечаются находки, обращается внимание на ошибки при работе над проектом. Творческие проявления учащихся и стремление к творческому поиску обязательно поощряются. Это очень важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок.
Немаловажную роль в организации и выполнении проектных заданий учащимися младших классов играет учитель. Его задача заключается в том, чтобы работа была нацелена на результат, а не на процесс. Заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, ввести в проблемную ситуацию, доступную для понимания.
Во время работы над проектными заданиями ученики используют дополнительную литературу: справочники, энциклопедии, словари, пользуются услугами Интернета. Обучающиеся учатся ориентироваться в дополнительной литературе, пользоваться компьютером, самостоятельно добывать знания.
Для самостоятельной работы учащихся от урока к уроку выделяются всё более сложные и законченные действия и операции. Выполнение творческих заданий в группе и в паре способствует выработки навыков групповых взаимодействий, коммуникативных умений. Например, в третьем классе для самостоятельной работы предлагаются проектные задачи, которые учащиеся могут выполнять в группе или в паре. Такого рода задания предполагают создание условий доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; развитие любознательности, мотивов познания и творчества; формированию способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); развитие самостоятельности и ответственности.
Имя существительное — одна из главных тем, изучаемых в школе на уроках русского языка. Чтобы привлечь внимание детей к изучаемой теме, проводиться урок-проект в 4 классе. Так, по окончанию изучения данной темы, создаётся памятка под названием «Сказало существительное: «Я слово удивительное»». На этом уроке расширяются знания детей об имени существительном; закрепляются и систематизируются знания о грамматических признаках существительного. Развиваются творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки имени существительного, расширяются познавательные интересы, развивается фантазия. На таких уроках прививается любовь к русскому языку, развиваются коммуникативные навыки, дети учатся работать в парах, что очень важно. Уроки-проекты создают положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке.
Постепенно складывается система в работе над проектными заданиями. Результат положительный, дети много работают самостоятельно, опираясь на актуализацию знаний по русскому языку и житейский опыт, умеют проанализировать ситуацию, содержащую проблему, определяют цель и задачи, формулируют ожидаемый результат, фиксируют свои проектные задания в виде таблицы, рисунков, инструкций, творческих работ. Имеют представления о ходе и результате проделанной работы.
Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но накопление опыта творчества, самостоятельности, практичности, коммуникативности, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, родителями, сотрудничество с ними. Нужно не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять. Каждому учащемуся дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Какие бы приёмы и методики не использовались в работе, всегда нужно помнить, что каждый человек неповторим в сочетании духовных, умственных и физических качеств. Используя в обучении учащихся проектные задания, убеждаешься в этом ежедневно. Такие творческие задания дают каждому ученику работать на уроках русского языка в силу своих возможностей и способностей. Таким образом, осуществляется индивидуальный, групповой и дифференцированный подход в обучении и повышается мотивация к изучению русского языка в начальной школе.
Каковы особенности проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе? И каким образом можно организовать проектную деятельность на уроках русского языка?
Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. Не случайно большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных дисциплин.
- Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.
- В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
- 1.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Язык развлекательных передач».
- 2.В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А. Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»».
- 3.Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса или школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления удвоенной и непроизносимой согласной» может быть подборка материалов «Непроизносимые звуки двадцатого столетия» или составление словаря слов на данную орфограмму.
- 4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О путешествии запятой по строчкам тетради» можно представить в виде постановки.
- 5.Исследовательский проект по русскому языку – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы Нижегородской области в Словаре В.И. Даля», «Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой», «Роль слов «да» и «нет» в диалоге школьников».
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности:
- 1.Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над мини-проектом «Составление рекламы ученического предмета с использованием максимального количества прилагательных» работа ведётся в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
- 2.Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 уроков.
- 3.Недельные проекты выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъёмки). Такое глубокое «погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации данной деятельности.
- 4.Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях (как, например, проект «Знаки препинания в русской речи и русском языке»)
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы, до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы.
У ч и т е л ь | У ч е н и к |
Первый этап– «погружение» в проект | |
Постановка проблемы, целей и задач исследования | Выбор проблемы, вживание в ситуацию |
Второй этап– организация деятельности | |
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач | Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы |
Третий этап– осуществление деятельности | |
Консультирование и контроль | Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов) |
Четвёртый этап– презентация проекта | |
Обобщение и резюмирование результатов | Демонстрация результатов исследования |
Пятый этап– оценка работы | |
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей | Взаимооценка |
Таким образом, учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Как уже отмечалось, подготовку к проектной деятельности необходимо начинать уже в первом классе. И самый первый наш проект по русскому языку – это проект, завершающий период обучения грамоте и письму – «Живая азбука». В процессе работы обучающиеся создают творческие работы про буквы, выполняют рисунки букв, подбирают стихи про буквы, загадки, пословицы, ребусы, сочиняют сказки и рассказы о буквах. Презентация проекта проходит в виде праздника «Прощание с Азбукой». Класс украшен работами детей. Дети разделены на три группы, и мероприятие проходит в виде игры-соревнования между группами.
В первого класса стараемся развивать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать. Я знакомлю ребят с разными видами словарей: орфоэпический, орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов. Организую работу в паре по поиску определенного слова в словаре.
В апреле очень хорошо у нас получился Проект «Скороговорки».
В процессе реализации проекта участники решали проблему: как сказать, чтобы тебя слышали и понимали? Зачем люди придумывают скороговорки? Чему они помогают научиться? Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки?
Конечным продуктом деятельности участников проекта стал: «Альбом любимых скороговорок», где учащиеся написали и нарисовали свои любимые скороговорки.
Во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
1. Запиши слово, поставь ударение.
2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
3. Отметь, где написание расходится с произношением.
4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
5. Составь предложение со словом.
6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.
Образец работы ученика
1.Медвѐдь.
2.Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
3.Медведь.
4.Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
5.Медведь ест малину.
6.Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
7.Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
8.Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
9.Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
10.Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.
Защита проектов «И в шутку и всерьёз» прошла у нас под девизом «Я люблю русский язык!». Продуктом стали плакаты и стенгазета к неделе русского языка. Для работы над проектом «И в шутку и всерьёз» по русскому языку (см. учебник с .119), ребята подбирали занимательные задания по русскому языку:
- Ребусы
- Анаграммы
- Шарады
- Метаграммы
- Правила в стихах
- Слова-палиндромы
- Загадки про словарные слова
- Перепутанные пословицы.
Многие дети придумали сами.
Проект «Пишем письмо» накануне Нового года, конечно же, связан с написанием письма Деду Морозу. Письма дети писали на специально подготовленных листах, и отправляли по адресу. К сожалению, никто не получил ответа пока, но мы не теряем надежды.
В третьем классе при работе над темой «Части речи» можно использовать проекты по темам:
1.«Имена прилагательные в загадках»;
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение значимости имён прилагательных в речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать загадки;
Найди имена прилагательные в загадках;
Подготовить презентацию для одноклассников.
После изучения темы «Имя прилагательное» по русскому языку учащимся предлагают проанализировать загадки и подобрать те, в которых есть имена прилагательные. Работа выполняется индивидуально в течение недели. Оформить работу можно было как в виде плаката, так и презентации.
Проект «Семья слов»;
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать однокоренные слова;
Выполнить рисунок;
Подготовить презентацию для одноклассников.
Учащимся предлагают образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.
Проект «Части речи».
Цель: обобщить знания учащихся по теме «части речи».
Задачи:
закрепить умение определять части речи в тексте, выделять их особенности;
развить у учащихся умение работать в команде, регулятивные универсальные учебные действия (умение планировать работу, координировать работу группы в соответствии со сроками выполнения);
привить умение работать с дополнительной литературой по предмету.
Учащихся делят на 3 команды:
Имя существительное;
Имя прилагательное;
Глагол.
Каждая команда получает свою часть речи. Учащимся предлагают создать плакат «Что я знаю о части речи — …». План работы обсуждается коллективно. Работа выполняется в течение одной-двух недель. Каждая команда презентует свой плакат.
При работе над темой «Время глагола» на закрепление знаний детям можно предложить коллективно создать сборник заданий по данной теме для будущего 3 класса. На уроке обсуждается план работы, варианты заданий и критерии оформления. Дома каждый индивидуально делает карточку с заданием, которые после будут соединены в сборник.
Цель данного проекта: составление заданий по русскому языку, с помощью которых каждому ученику можно было бы с увлечением закрепить свои знания по данной теме.
Задачи проекта:
Закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажеров;
Формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка;
Совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности.
Планируемый результат:
Сборник или папка упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по теме «Время глагола».
Этапы работы над проектом:
На начальном этапе карточки создаются совместно с учениками на уроке обобщения знаний.
Затем можно показать готовые примеры карточки и презентовать их детям.
Следующий этап это самостоятельное изготовление карточек и презентация их ученикам.
Последний этап проекта – обсуждение работ, какие оказались наиболее удачными и почему.
Очень удачно у нас прошёл в классе проект «Рассказ о слове».
Цель: расширять словарный запас речи
Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Познавательные УУД:формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы
Рассмотриваем технологическую карту проекта.
Посмотрите на карточки, которые вы взяли в начале урока. Что заметили? Что можно сделать с этими буквами? Составьте слово, о котором вы будете собирать информацию ( весна, Победа, дружба, мир)
-Какими источниками информации воспользуетесь?
-Какие правила работы в группе надо соблюдать?
Говорим вежливо, называем собеседника по имени,говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем,четко высказываем свое мнение,уважаем мнение собеседника,соблюдаем порядок на парте.
5. Работа в группах.
Задания в группах, работа над словами по технологической карте:
1 группа — весна
2 группа — Победа
3 группа — дружба
4 группа — мир
Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.
6. Защита проектов
По окончании работы презентация проектов (1 представитель группы у доски защищает проект), оценивание работы групп:
! – отлично, всё получилось,
+ — хорошо, были незначительные ошибки,
— не всё получилось, требуется помощь.
6. Рефлексия деятельности.
Рефлексия
Оценочный лист.
Насколько удачно мы спланировали и использовали время для подготовки проекта? ____________________________________
Получилось ли сделать то, что задумано как главный результат проекта?_______________________________________________
Всё ли получилось так, как было задумано?_____________________________________________
Что было сделано хорошо?_______________________________________________
Что было сделано плохо?_________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?________________________________________________
Кто мог бы сказать нам СПАСИБО за проект?________________________________________________
- Проект «Семья слов».
Цель: обогащение словарного запаса, уточнение взаимосвязи частей речи.
План работы обсуждается коллективно:
Подобрать однокоренные слова;
Выполнить рисунок;
Подготовить презентацию для одноклассников.
Учащимся предлагают образовать от слова (имя существительное) однокоренные слова разных частей речи. Работа выполняется индивидуально и оформляется в виде плаката.
Проект «Крылатые слова и выражения»
Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.
Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку.
Задачи проекта:
1.Формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы.
2.Учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно.
3.Совершенствовать у детей навыки работы в группе.
4.Расширить представления детей о родном языке, о его многообразии.
Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой?
Работа в группах:
1.Фразеологизмы, связанные с древнегреческими мифами
2.Фразеологизмы, в которых упоминаются названия животных
3.Фразеологизмы, связанные с библейскими событиями
4.Крылатые слова из басен Крылова
(А Васька слушает, да ест 4, всемирный потоп 3, сизифов труд 1, вавилонское столпотворение 3, демьянова уха 4, медвежья услуга 2, яблоко раздора 1, а ларчик просто открывался 4, черная кошка пробежала 2, панический страх 1, бкамня на камне не оставить 3, собака на сене 2)
Оформление результатов работы: электронная презентация.
Заслушивание устных сообщений по результатам работы каждой группы.
Использование материалов проекта:
При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Крылатые слова и выражения»)
Во внеклассной работе (при проведении викторин, читательских конференций, КВН и т.п.)
Интересным был проект «Где собака зарыта и почему её надо съесть?»
Вот где собака зарыта
Существует рассказ: австрийский воин Сигизмунд Альтенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. А однажды, во время путешествия по Нидерландам, собака ценой своей жизни спасла от гибели хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий – до начала XIX века.
Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».
Проект «Тайны морфемы»
Цель проекта: помочь детям познакомиться с некоторыми секретами образования слов русского языка.
Проблемный вопрос: какая морфема самая главная?
Тема детских исследований в рамках детского проекта:
Чем морфема отличается от морфологии?
Каких морфем в русском языке больше?
Какая морфема самая главная и трудная для написания?
Какой корень самый древний?
Какой корень самый интересный?
Бывают ли корни – «хамелеоны»?
Какая приставка самая хитрая?
ТЬ – это суффикс или окончание?
Оформление результатов детских исследований:
Буклет «Самый интересный корень»;
Мультимедийная презентация «Ах, эти суффиксы!»;
Исследование «Каких морфем больше?».
Подведение итогов: урок «Тайны морфемы»
Проект «Пословицы в современном мире»
Цели проекта:
пополнить активный словарный запас учащихся пословицами;
уточнить смысл и значение каждой из них;
научиться применять их в речи;
самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками;
дать толкование пословицам;
нарисовать к пословицам иллюстрации.
Задачи проекта:
провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе II классов школы,
провести оценку полученных результатов,
разработать решения и соответствующие мероприятия;
научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией;
развивать творческие способности учеников;
создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников II класса»,
художественно его оформить.
Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы?
Работа в группах:
1.Основные признаки и функции пословицы.
2.Пословицы народов мира.
3.Тематические пословицы.
4.Пословицы разных времен.
5.Пословицы с поэтическим и прозаическим складом.
6.Пословицы о пословицах.
7.Пословицы разных источников происхождения.
8.Прямой и переносный смысл пословиц.
Оформление результатов детских исследований:
Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).
Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».
Работа над проектом «Заимствованные слова»
На уроках русского языка заимствованным словам посвящается достаточно много времени. Изучение этой темы вызвало большой интерес у обучающихся. Ученики 3 класса уже второй год изучают английский язык, поэтому им было очень интересно узнать, какие слова пришли в русский язык из английского языка. На заседании научного общества «ОКНО» обучающиеся приняли решение начать работу над проектом «Заимствованные слова».
Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления заимствованных слов в русском языке.
В реализации проекта участвовали классный руководитель и учащиеся 3 «А» класса, учителя английского языка, родители, библиотекарь школы.
Вместе с учащимися мы определилицели проекта:
прививать любовь и уважение к родному языку;
вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
развивать умения проектировать свою деятельность.
Задачи проекта:
формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; расширять кругозор, повышать эрудицию;
воспитывать способности к взаимопониманию, интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
развитие творческих способностей, интереса к предмету.
Была выдвинута гипотеза исследования: заимствованные слова в научной литературе используются чаще, чем в художественной.
Затем был определен план работы:
1.Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
2.Выделить категории слов, заимствованных из английского языка.
3.Сформулировать осно?