Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

      Поликультурное воспитание отвечает потребностям многонационального населения и запросам общества. Главную цель поликультурного воспитания детей дошкольного возраста можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают такие задачи поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, как освоение культуры собственного народа, положительного отношения к культурам других народов; создание педагогических условий для интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. В поликультурном воспитании детей дошкольного возраста целесообразна следующая последовательность: • национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно – историческое достижение; • ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым других национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; • сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию планеты. Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы следующим образом: • освоение основ патриотических и гражданских чувств; • развитие этнической идентичности ребенка; • становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников; • накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей; • накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.

В детском саду задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.

Работа строится на основе следующих подходов:

— вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);

— интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);

— использование взаимодействия в системе “педагог — ребенок — родитель”;

— осуществление воспитательной работы на основе народной культуры России и других стран.

Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Главные направления в работе с детьми:

— развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, народных традициях, культуре народов России, других стран;

— воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, Родине, народам других стран.

Главные направления в работе с родителями:

— установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

— создание атмосферы общности интересов;

— активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

— объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания детей.

Главные направления в работе с педагогами:

— организация консультаций, семинаров, педагогических советов для реализации программы деятельности дошкольного учреждения по поликультурному образованию;

— выставка дидактических материалов для организации работы с детьми по поликультурному воспитанию;

— наглядная стендовая информация для педагогов;

— повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию.

Формируемая иноязычная культурная ситуация становится фундаментом процесса воспитания поликультурной личности дошкольника. Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства. Детство – уникальный период формирования предпосылок к формированию личностных качеств. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет и культура мира детства.

1400
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!