Конспект занятия по познавательному развитию по экологическому воспитанию на тему: «Эколята – друзь
Тема занятия:«Эколята – друзья природы»
Цель: развитие экологической грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их экологической культуры.
Основные задачи: Создать условия для:
— ознакомления детейс понятием «Эколята»;
— формирования знаний о природе, умение делать выводы, доказывать своё мнение;
— развития внимания, логического мышления, воображения, наблюдательности, при решение проблемных ситуаций;
-развития экологической этики, ответственности их в отношении с природой;
— формирования чувство ответственности за состояние окружающей среды;
— формирования интереса к проблеме охраны природы;
— закрепление у детей нормы и правила поведения в природе.
— доставить детям радость от участия в экологическом занятии и получение положительных эмоций от общения с маленькими «эколятами»
Интеграция образовательных областей
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»
.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— учить детей интеллектуальным играм таким как «Круги Луллии», «Логико- малыш», в том числе с речевым сопровождением;
— воспитывать интерес и уважение к природе;
— формировать высокий уровень их экологической культуры.
Познавательное развитие:
- развивать любознательность детей, способствовать формированию познавательных действий;
- формировать представления о социокультурных ценностях экологической культуры;
- формировать представления о особенностях животного и растительного мира леса.
Художественно-эстетическое развитие:
- продолжать знакомить детей с устно-поэтическим творчеством писателей;
- реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей (театрализованную, изобразительную).
Физическое развитие:
- развивать такие физические качества личности как ловкость, координация и гибкость;
- развивать равновесие, координацию движения, моторику рук;
- содействовать становлению ценностей здорового образа жизни.
Материал и оборудование:
— дидактическое пособие: Круги Луллии, «Логико – малыш»;
— демонстрационная книга с иллюстрациями, куклы герои эколята – желуди Шалун, Умница, Тихоня, Объемные цветы на модулях, медали – желуди на каждого, галстуки – на каждого, квест- карта, интерактивная доска, ноутбук, интерактивная доска, сертификаты «Юный эколог» для детей, мольберт, таблица со схемой классификации: деревьев, зверей и птиц.
Методы и приемы:
- социально-игровая мотивация;
- проблемная ситуация;
- демонстрация фото, картинок;
- беседа о животном и растительном мире ;
- физкультминутки: приветствие, речевка со словами и действиями;
- дидактические игры;
- виртуальная экскурсия.
Предварительная работа:
- чтение сказок Ушинского, Бианки, К. И.Чуковского «Путанница»;
- просмотр презентации «Животный мир леса»
- виртуальная –экскурсия в лес родного края;
- Д и «Подбери корм и жилище» ( с использованием кругов Луллии)
- разучивание заклички – Здравствуй солнце золотое;
- рассматривание и обсуждение знаков запрета в природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент «Круг радости».
Вос-ль: — Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся, для этого встанем вкруг и будем передавать друг другу солнечного зайчика и называть свое имя. Можно я начну первая.
-Меня зовут Ольга Николаевна. (Передают по кругу желтый лучик и называют свое имя)
— Дети, по дороге в детский сад, я зашла в книжный магазин и увидела там, необычную книгу, большую и красивую, мне захотелось ее купить и показать вам.
— Как вы думаете, о чем эта книга? (Дети думают, выдвигают свои версии, если кто-то умеет читать, то читает название).
— Прочтем название книги. («Эколята – защитники природы» или др.).
— Вы знаете, кто такие эколята? А хотите узнать?
— Давайте прочитаем в книге. Открывает первую страницу и читает:
Эколята – это желуди, которые превратились в маленьких человечков, для того, чтобы защищать природу, охранять ее. Они живут в лесу.
— Рассмотрим книгу? Садитесь за стол (садится вместе с детьми, открывает книгу, на столе появляются эколята).
— Здравствуйте, ребята! Я эколенок, меня зовут Шалун. Я люблю быстрые игры и веселые затеи.
-Ребята, посмотрите, во что одет Шалун?(рассматривают, о говорят)
-А я –Умница. Здравствуйте, дети. Вы не знаете, почему меня зовут Умница? (она серьезная, знает много интересного и любит читать).
-Ребята, посмотрите, во что одета Умница (розовая шапочка, у нее есть косички).
-Здравствуйте, А меня зовут Тихоня, я – младший брат Умницы и Шалуна.
-Ребята, посмотрите, во что одет Тихоня (на нем оранжевая шапочка…),
Как вы думаете, почему его так зовут?(он тихий, стеснительный, задумчивый).
А я — Ёлочка, я дружу и с ребятами, и сэколятами.
-Ребята, посмотрите, как выглядит Ёлочка (она в зеленом платье и в бордовой шапочке).
-Эколята, вы появились из книги, просто так…?
Эк-та: Мы ищем себе помощников для того, чтобы следить за порядком в лесу, т.к. нам одним это делать трудно.
Мы принесли пилотки и галстуки для будущих эколят.
Вос-ль: — Ребята, как вы думаете, что значит следить за порядком в лесу?…(Дети думают, размышляют, предлагают свои ответы, приходят к заключению
(Варианты ответов: Чтобы звери между собой не ругались, и не дрались. Кто приходит в гости в лес, не мусорили, не шумели, не жгли костры, не ломали, не разрушали ничего…).
— Вы хотите стать помощниками эколят? (ответы детей…).
— Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем природу улыбками и рукопожатиями.
— Здравствуй, солнце золотое, (Поднимаем руки вверх, Замкнув ими круг).
— Здравствуй, небо голубое, (Руки разводим в стороны).
— Здравствуй, вольный ветерок, (Машем руками).
— Здравствуй, маленький дубок!(Показываем, что он мал, как рост ребенка).
Звучит сигнал
Воспитатель с детьми обращают внимание, что эколят нет, а на столе рядом с книгой лежит конверт, берут, читают.
«Извините нас, мы срочно отправились в лес, у нас беда, в природе произошла большая путаница.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Если вы хотите нам помочь, то приглашаем вас в лес. Мы с вами будем на связи, которая активна на каждой полянке. Чтобы вы смогли туда добраться, оставляем вам карту. Когда вы пойдете через полянки…… то вы увидите нас…. Мы встретимся с вами.
(Завязывают галстуки, и одевают пилотки)
Вос-ль: — Ну что! Тогда в путь.
Идут мимо леса… слайды меняются по мере приближения к экрану, дети говорят рифмовку.
— В лес спешим к друзьям на помощь
К нашим смелым эколятам.
Трудный путь преодолеем,
Своих сил не пожалеем.
Только вместе, только дружно,
Помогать природе нужно!
Вос-ль:(Смотрит с детьми на карту)
— Вот и первая полянка….
(на экране слайд №1 полянка, потом появляется Шалун)
- У нас на связи Шалун.
Шалун: — Приветствую вас юные эколята в нашем лесу, у нас произошла путаница с животными, мне нужна ваша помощь, что мне делать, как быть? (версии детей).
— Нужно навести порядок.
Интерактивная игра «Путаница животных»
Объяснение задания: на экране изображены животные, для каждого из них надо подобрать корм и жилище.Для этого надо выбрать одно из них и перейти к нему. Например, я выбираю медведя (касаюсь). Появились картинки. Надо выбрать корм и жилище медведя. Помогайте (дети говорят). Выбираю. Картинки увеличились – правильный выбор. Если неправильно, то картинка исчезнет.Проверим.
Дети, кто поможет подобрать корм и жилище для других животных.
Пойдем, Катя. Выбирай животное (прикасайся к нему).
…. ребята, вы следите за правильностью…
Выбирай, Катя, корм и жилище.
Проверяй….
Барсук – ягоды, яйца, грибы — нора;
Дятел – насекомые – дупло;
Волк– мясо – логово;
Бобр – ветки деревьев – платина;
Сова – мыши — дупло;
Олень – ветки, трава – лес.
Дети садятся на полянке на цветы, по очереди подходят к экрану.
Шалун: — Дети вы молодцы, я очень рад, что вы мне помогли, за это вы получаете медаль. (Медальон желудь с желтой шляпкой от Шалуна)
Вос-ль:( Смотрят на карту)
— Нам нужно отправиться на вторую поляну.
Проговаривают речевку:
— Трудный путь преодолеем,
Своих сил не пожалеем.
Только вместе, только дружно,
Помогать природе нужно!
Слайд №2Появляются Умница
Умница:- Ой-ой-ой, как мне быть, я не успеваюнавести порядок в лесу с деревьями, они поменялись своей листвой, а их так много. Необходимо подобрать к каждому дереву его лист и семена.
Воспитатель: — Дети, давайте поможем и Умнице.
— Хорошо, Я вам дам волшебные круги. Вам надо будет составить правильною цепочку: дерево – лист — семена.А проверить правильность вы можете в книге на странице 3.
Дидактическая игра «Детки с ветки» на кругах Луллии
Вос-ль: –Садитесь за столы по парам. Выберите на верхнем круге дерево, какое вы хотите (ель, береза, дуб, клен, рябина, липа, сосна), на среднем круге нужно найти лист для дерева и прокрутить круг так, чтобы лист был под вашим деревом, на нижнем надо найти семена или плоды этого дерева, и также прокрутить круг.
— Старайтесь, чтобы все картинки были в треугольнике и выстроились в одну цепочку. (дети, которые первые выполнили задание, проверяют правильность ответа в книге).
Умница: — Как здорово, что вы меня выручили.
(на экране появляются деревья с листвой)
— Примите от меня медали.
(Дети получают медальки желуди с розовыми шляпками)
Вос-ль:( Смотрят на карту)
— Нам нужно отправиться на третью поляну.
Проговаривают речевку.
— Трудный путь преодолеем,
Своих сил не пожалеем.
Только вместе, только дружно,
Помогать природе нужно!
Слайд №3 Елочка
Ёлочка:-Эколята, мои друзья Шалун и Умница сказали, что вы им здорово помогли.
— Ребята, помогите и мне разобраться в моей таблице с растительным миром и животным миром, мне нужно подготовить ее к нашему лесному собранию.
(На мольберт вывешивается таблица, в кармашках предметные картинки животных и деревьев.)- Она находится на поляне.
Растительный мир Животный мир
[Осенние поделки в детский сад и школу своими руками Осень Осенние поделки, Поделки и Осень]
Хвойные лиственные травоядные хищные
Вос-ль: — Нам нужно найти таблицу. Вот она. Давайте посмотрим – это необычная таблица. На ней какие-то знаки, давайте разберемся.
— Как вы думаете, где растительный мир, где животный мир? — Покажите. (дети показывают) — Хорошо;
Но здесь под этими знаками есть еще, они делятся на две колонки.
-Деревья делятся, на какие группы? (Ответы детей возможна подсказка взрослого (Хвойные и лиственные))
— Животный мир здесь делятся тоже на две группы, какие, кто знает? (Ответы детей возможна подсказка взрослого (птицы и звери)), но птицы и звери делятся еще на две подгруппы, вы догадались на какие? (Ответы детей, хищники и травоядные)
— Таблицу мы разобрали, теперь ее заполним, перед вами лежат картинки деревьев, зверей и птиц, их нужно поместить в свою группу — колонку.
(Дети выполняют задание, по ходу воспитатель спрашивает, у ребят, почему поместили данное животное или дерево в определенную группу или колонку)
Ёлочка:- Спасибо вам, за участие в работе с моей таблицей.
От меня вам медали елочки.
Слайд №4Появляются Тихоня
Тихоня: — Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, Эхе-хе.
Вос-ль: Тихоня, а ты почему такой грустный?
Тихоня: Да, как же мне не грустить, я еще маленький, учусь. Мне в нашей лесной школе, тетушка Сова задание задала, заполнить карту «Правила поведения в природе», а я никак не справлюсь
Вос-ль– Ничего Тихоня не переживай, дети, как вы думаете, мы справимся с этим заданием? Тогда за дело! Занимаем места! Берите планшет.
(Дети садятся за столы на каждого ребенка пособие «Логико-малыш»)
Настольная игра «Логико-малыш»,
Задание «Чего нельзя делать в природе?»
Объяснение задания: Выберите картинку отмеченную цветом на большом экране, найдите фишку по цвету к этой картинке, и передвигая её по дорожке…, вы должны найти картинку с правой стороны в колонке, чего нельзя делать с этим объектом.
Например: -Давайте первое сделаем вместе, какую картинку выберем (определяемся, — Выбираем птицу –синицу она отмечена красным цветом, находим красную фишку и продвигаем ее по дорожке к картинке, — как выдумаете чего нельзя делать с птицами в лесу? (ответы) Молодцы., находим рогатку и ставим рядом фишку красного цвета.
(Дети выполняют задания, если затрудняются, помогает взрослый.)
— Какие у нас получились правила поведения в природе:
(Дети по очереди говорят)
1.Не стреляй из рогатки в птиц.
2. Не жги траву.
3.Не топчи и не разрушай муравейник.
4. Не лови бабочек.
5. Не ломай ветки.
6.Не засоряй пруды, водоемы и озера.
Вос-ль: (Задает вопросы детям)
— Почему ты здесь поставил(а) фишку?;
— Как ты думаешь, если поджечь сухую траву в лесу, что буде?;
— Почему ты выбрал(а) муравейник и ногу, объясни?
(Поощряет за правильный ответ: правильно, молодец, верно, хорошо..)
А как это задание нам проверить? Подсказка: на обратной стороне карты, правильные ответы.
Тихоня: — Какие вы умные, спасибо вам. Примите от меня медали
(дети получают медали желуди с оранжевыми шляпками)
Слайд №5Появляются все эколята
Эколята:- Ребята, спасибо вам за помощь, вы справились со всеми заданиями, прошли нашу проверку, и мы решили вас посвятить в эколята и наградить Грамотами – Сертификатами. Теперь вы настоящие эколята.
Каждый из вас может сделать много добрых дел в природе.
Вос-ль:- Я хочу подарить вам эту книгу, что бы вы продолжали ее рассматривать и изучать. Давайте попрощаемся с нашими лесными — эколятами. (прощаются)
— Нам пора возвращаться обратно.(звучит запись «По дороге с облаками»)