Мы помним, мы гордимся!
Тема: Мы помним, мы гордимся!
( Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы)
Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формировать у детей патриотические чувства через ознакомление с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне.
Задачи
Обучающие:
1. Расширить представления детей о героическом прошлом русского народа.
2. Познакомить с детьми-героями Великой Отечественной войны.
3. Закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии.
4. Учить использовать полученные знания в творческих работах по изобразительной деятельности.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушать товарища, высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей.
Развивающие:
1.Развивать навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
2. Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности.
3. Продолжать развивать наблюдательность, внимание, мышление, интерес к деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и, вызывающих у них эмоциональные переживания.
2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к истории нашего народа, к детям-героям Великой Отечественной Войны.
Словарная работа: героизм, подвиг, партизаны, ветеран.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, художественное слово, вопросы к детям, объяснение новых слов.
Наглядные: рассматривание слайдов, предметных картинок.
Практические: игра, художественный труд, слушание музыки, минута молчания.
Материал и оборудование: ноутбук, интерактивная доска или экран, слайды: военные действия, военная техника, день Победы, дети — герои Великой Отечественной войны: Леня Голиков, Зина Портнова, Надя Богданова, Аркадий Каманин, ордена: Красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны первой степени, медаль «Золотая звезда»; предметные картинки: моряк (бескозырка, корабль, штурвал, якорь), летчик (самолет, планшет), танкист (танк, шлем), артиллерист (пушка, патронташ), десантник (парашют, берет), пограничник (собака, фуражка, бинокль); метроном «Минута молчания», аудио-запись «День Победы»; оборудование для ручного труда: ножницы, клей-карандаш, цилиндрический предмет с основанием 3 см, маркер красного цвета, желтая и оранжевая двусторонняя бумага, заготовки лепестков из белой и желтой бумаги, листьев из зеленой бумаги, корзина-макет.
Предварительная работа: экскурсия к Вечному огню; беседы о войне, подвигах солдат с просмотром фрагментов фильмов; выставка детских работ; чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, разучивание песен, стихов; слушание и пение фронтовых песен; рассматривание иллюстраций; создание аппликационных и художественных работ.
Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из песни «День Победы»
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, о каком празднике говорится в этой песне? (Ответы детей)
Да, ребята! Приближается праздник — День Победы. Что вы знаете об этом празднике?
Дети: В этот день, много лет назад, закончилась страшная война.
— В этот день все люди идут на парад.
— В день Победы ветераны войны надевают ордена и медали.
— В этот день возлагают цветы к памятникам, погибших воинов.
- В этот праздник поздравляют ветеранов войны.
— В этот день вспоминают солдат, которые защищали нашу Родину.
Воспитатель: Правильно. Вот уже прошло много лет со дня Победы, но наш народ помнит об этой войне. День Победы – особый праздник. Он радостный и грустный. Радостный потому, что наш народ одержал победу над врагом. Грустный потому, что много солдат не вернулось с войны, они погибли. Много дней длилась война, много было разрушено городов и сел, потеряно в боях солдат.
— Ребята! Давайте с вами посмотрим на экран. Что вы здесь увидели и о чем можете рассказать?
Дети: Я вижу солдат на полях войны.
— А я вижу военную технику – самолеты, танки.
— Идет война, солдаты защищают нашу страну.
Воспитатель: Да, ребята, это кадры о войне. Трудно было в дни войны нашим людям. Враги занимали город за городом, поселок за поселком. Наша Армия отступала. Все люди встали на защиту нашей Родины.
— Как вы думаете, почему?
Дети: Они не хотели отдавать врагам свою землю.
— Они встали на защиту своей Родины.
— Солдаты защищали своих матерей и детей.
Воспитатель: Ребята, а как назывались солдаты, которые боролись за Победу? (Танкисты, летчики, моряки и.т.д.)
— Молодцы! Я вам предлагаю игру «Защитники Отечества». Вы должны правильно подобрать карточки и доказать правильность вашего выбора.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где разложен материал для игры.
Воспитатель: Все люди на полях сражений проявляли героизм и мужество. Среди тех, кто жизни не жалел за Родину были и дети. Дети убегали на фронт и совершали героические подвиги.
— Дети, а что же такое «подвиг»?
Дети: Подвиг — это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг?
Ответы детей.
Воспитатель: Такого человека называют герой! Среди героев Великой Отечественной Войны были дети — девочки и мальчики. Сегодня я расскажу вам о них.
— Посмотрите на портреты этих детей. Их звали Галя Комлева, Богданова Надя, Володя Дубинин, Леня Голиков, Зина Портнова, Аркаша Каманин – эти девочки и мальчики в годы войны были чуть постарше вас, и каждый из них в своём городе вел борьбу с фашистами.
Это Леня Голиков. Он воевал в партизанском отряде наравне со взрослыми. Он уничтожил много фашистских солдат и офицеров, участвовал в боевых операциях, взрывал мосты, чтобы не прошли немецкие танки. За мужество Леня Голиков был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". Леня погиб. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
А это Надя Богданова. Этой девочке не было и 10 лет. Она вместе с бойцами – партизанами взрывала танки, машины с оружием. Все вместе они уничтожили много вражеских солдат и грузовиков с оружием.
Два раза она попадала в плен, ее били, но она выжила. Надя дожила до Победы и была награждена орденом Красного знамени и орденом Великой Отечественной войны первой степени.
Аркадий Каманин – самый молодой летчик, который участвовал в Великой Отечественной войне. Ему было 13 лет. Он пролетел над захваченной врагом территорией и передал партизанам детали для рации, которая не работала. Однажды он посадил свой самолет где были фашисты и успел спас летчика. За спасение летчика Аркадий был награжден орденом Красной Звезды. За боевые заслуги он был еще раз награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени.
А это Зина Портнова. Она Герой Советского Союза. Ходила в разведку, взрывала вражеские машины. Уничтожила не много немецких солдат. Ее расстреляли фашисты.
Ребята, вы узнали из рассказа лишь о немногих девочках и мальчиках, которые участвовали в войне и погибли ради Победы.
Воспитатель: Дети, во многих городах воздвигнуты памятники и мемориалы погибшим детям-героям. В этом году мы празднуем 75 лет со дня Великой Победы.
— Как мы будем чествовать ветеранов войны в день Победы в нашем городе?
Ответы детей.
- Ребята, а почему мы дарим цветы ветеранам, за что мы их благодарим? (Ответы детей)
— Расскажите, как же люди чтят память погибших на войне. Передавая звездочку друг другу, вы расскажите о том, как помнят тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ.
Дети передают, вырезанную из картона звездочку друг другу, говоря о том, как помнят тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ.
Дети: В память о героях поэты слагают стихи.
- Композиторы пишут песни.
— Им возводят памятники.
- Освящают храмы.
— Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения.
— О них снимают фильмы.
- Пишут книги.
— Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.
— Возлагают цветы, во время праздников, когда создают семью.
Воспитатель: Верно, ребята! В этот Великий день принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны.
В нашем городе есть – Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, там всегда горит вечный огонь – как символ сердец людей добывших Победу.
А сейчас, ребята я предлагаю вам изготовить цветы И на праздник Победы — 9 мая возложим корзину с цветами к мемориалу воинов, павших в Великой Отечественной войне.
Воспитатель предлагает детям пройти занять место за столами.
Воспитатель: Ребята! Корзину мы с вами наполним весенними цветами – нарциссами.
- Из каких частей состоит цветок? (листья, бутон, лепестки).
Воспитатель объясняет последовательность выполнения.
Физкультминутка
Вышли танки на парад.
Встали строем ровно в ряд.
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень просто их считать.
Самостоятельная деятельность детей под минусовку «День победы»
Воспитатель: Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришел домой.
— Почтим память всех, погибшим за Родину минутой молчания.
Все встают. Метроном «Минута молчания»
Воспитатель: Сегодня мы побеседовали лишь о некоторых детях- героях Великой Отечественной войны. Их было гораздо больше. Посмотрите, какой большой список.
Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
— Валя Котик, Нина Куковерова, Галя Комлева, Зина Портнова, Герасименко Люся, Володя Дубинин и еще, и еще, и еще. Мы продолжим знакомство с ними.
Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек не зависимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час.
Литература
1. Кандрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М., ТЦ «СФЕРА», 2008.
3.Печерская А.Р. Дети — герои Великой Отечественной войны, М, ДРОФА-ПЛЮС, 2012.
4. Гербова В. В Приобщение детей к художественной литературе, М., 2006.
5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе — М., 2007.
6. Шорыгина Т.А. О детях-героях Великой Отечественной войны, ТЦ «СФЕРА», 2011.
7. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.
8. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. Как научить детей любить Родину — М., ТЦ «СФЕРА», 2005.
9. Интернет- ресурсы.
10. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании, Дошкольное воспитание. 2010. — № 5. – С.40-45.
11.Журнал «Дошкольное воспитание», № 3/2003, № 6/2004.
12. Справочник старшего воспитателя, №5/2010.