«Адвент – календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольн
«Адвент – календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников».
Бекшаева Е. С.,
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1
комбинированного вида»
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Василий Александрович Сухомлинский
Актуальность и перспективность опыта.
В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она способствует повышению жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его личные интересы и социальные нужды.
Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных, технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент-календарь.
Исходя из этого, ведущей педагогической идеей и целью опыта является развитие познавательной активности дошкольников посредством адвент-календаря как инновационной игровой технологии.
Педагогические задачи:
Образовательные: 1. Познакомить детей с инновационной игровой технологией «Адвент-календарь»; 2. Выявить степень эффективности технологии «Адвент-календарь» в развитии познавательной активности дошкольников; 3. Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта; 4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность старших дошкольников; 2. Развивать умение озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами; 3. Развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения; 4. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве.
Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2. Воспитывать всесторонне развитую личность; 3. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни.
Эффективность и целесообразность использования адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности дошкольников:
Во-первых, адвент-календарь позволяет интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие;
Во-вторых, тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды деятельности детей: игровую, экспериментальную, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность, конструирование, изобразительную и трудовую деятельность;
В-третьих, позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий – здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технологию «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).
В-четвертых, это новая технология, открывающая новые возможности;
В-пятых, носит характер комплексного воздействия. Развивает на только познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у ребенка: инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.
В чем заключается инновационность опыта?
Использование адвент-календаря как инновационной игровой технологии развития познавательной активности детей дошкольного возраста позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса. Реализация предложенной системы работы охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации. Адвент-календарь для педагога – это своеобразный план деятельности. С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели.
Научность и теоретическая база
Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Николай Николаевич Поддъяков, Майя Ивановна Лисина, Галина Ивановна Щукина. Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня.
Я в своей работе по применению технологии «Адвент-календарь» использую опыт воспитателя МДОУ «Детский сад №43 «Ласточка» г. Георгиевска» Угольковой Дарьи Викторовны. В своей статье она делится положительным результатом использования адвент-календаря как новой формы организации деятельности детей в ДОУ. Также использую опыт коллеги МАДОУ «ЦРР Планета детства» 123» г. Саратова Румянцевой Натальи Васильевны «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками».
Технология опыта.
Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного, практического и заключительного.
Подготовительный этап заключается в следующем:
· Анализ и подбор научно-практической, методический литературы;
· Создание предметно-развивающей среды для применения инновационной технологии адвент-календаря;
· Изготовление адвент – календаря;
· Выявление уровня развития познавательной активности дошкольников (Приложение 1);
· Знакомство детей с адвент-календарем, правилами его использования;
· Разработка перспективного плана для реализации проекта;
· Ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-календаря.
Практический этап. Работа с детьми, родителями, педагогами
При работе с детьми по использованию инновационной игровой технологии развитию познавательной активности дошкольников, использовала следующие формы и методы работы: постановка проблемы; сюрпризные моменты; НОД; игры, праздники и развлечения; самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Для родителей разработаны и проведены консультации: «Что такое адвент-календарь?», «Как сделать адвент-календарь в домашних условиях», индивидуальные консультации, вовлечение родителей в изготовление и использование адвент-календаря «День Победы».
Для педагогов разработаны и проведены мероприятия: консультация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством инновационной игровой технологии «Адвент-календарь»; мастер-класс «Изготовление адвент-календаря ко Дню Победы», открытое занятие «23 февраля – День защитника Отечества» с использованием адвент-календаря.
Методика использования Адвент-календаря:
Адвент-календарь (или календарь ожидания) был впервые напечатан в Германии в 1908 году Герхардом Лангом. Когда он был ребёнком, его мама в преддверии католического Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось до сочельника.
В последнее время технология адвент-календарей стала входить и в практику работы детских садов.
Как и где можно использовать адвент-календарь?
1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.
Например, это наш первый адвент – календарь, который мы выполнили с детьми ко дню 8 марта. Он был сделан в виде гирлянды из конвертов. Конверты были пронумерованы справа налево. Дети средней группы хорошо ориентируются в счете до 5, поэтому написанное число на конверте, говорило о количестве дней до праздника. В конвертах нашего адвент – календаря были задания, которые дети с удовольствием выполняли и ждали следующего дня, чтобы открыть новый конверт. (Спеть песню к празднику, выучить стихотворение – поздравление к празднику, изготовить открытку – поздравление к празднику, поздравить мам и бабушек на концерте). Итогом был концерт, посвященный празднику 8 марта.
2. Как этап реализации проектной деятельности. Проект может быть разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.
Например, наш адвент – календарем был посвящен Дню Победы. Он выполнен в виде дома с почтовыми ящиками. Ящики пронумерованы от 1 до 9, мы ведем отсчет до 9 мая, в каждом ящике лежал конверт с заданием (выучить пальчиковую гимнастику ко Дню Победы, послушать песню «День Победы», выучить припев, рассказать о своем дедушке или бабушке, участвовавших в ВОВ, составить рассказ по опорным словам и т. д.) а итогом нашего адвент — календаря в День Победы было участие в праздничном параде. В изготовление и исполнение адвент-календаря были вовлечены родители.
3. В организации организованной образовательной деятельности. Адвент-календарь послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы — мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.
Адвент-календарь, который я использую в образовательной деятельности – это календарь, состоящий из тематических дней, заканчивающихся итоговым мероприятием. Он выполнен в виде книги, поэтому он называется «Адвент – книга». Адвент – книга состоит из 3 разворотов, на каждом из которых определенная область развития: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. На каждом развороте 10 карманов. На занятиях по определенной области развития мы из кармана достаем записку с определением темы занятия, задания для занятия, а в конце занятия мы из кармана достаем также цифру, обозначающую какое занятие у нас по счету. Итоговое десятое занятие заканчивается определённым мероприятием по теме.
4. В организации работы по теме самообразования. Адвент-календарь позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.
Еще один вариант адвент-календаря в виде палитры я использую в свободной деятельности с детьми по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук дошкольников через продуктивную деятельность». Дети могут сами выбрать карман, который хотят открыть. В нем будет записка с темой творчества и материалом исполнения. Но есть одно условие: дети могут открыть любой карман, кроме красного. Красный карман – итоговое седьмое занятие-мероприятие. Также при подведении итога нашей продуктивной деятельности, мы прикрепляем на карман цифру нашего занятия.
Заключительный этап.
На заключительном этапе была мною проведена диагностика познавательной активности детей дошкольного возраста.
Результаты мониторинга развития познавательной активности дошкольников за период с 09.2018г. по 05.2019 г.: 09.2018 – низкий уровень-55%, средний уровень-45%, высокий уровень-0; 05.2019 — низкий уровень-15%, средний уровень-40%, высокий уровень-45%.
Подводя итог моего инновационного опыта, можно сказать, что я достигла следующих результатов:
1. Создана система работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством инновационной игровой технологии «Адвент-календарь».
2. Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
3. Повысился уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
4. Повысился мой профессиональный уровень.
Заключение.
Адвент – календарь — это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь то воспитательные, образовательные или развивающие. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.
Как говорил Аристотель: «Познание начинается с удивления».