"Нравственное воспитание детей 4-5 лет"

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется  в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Согласно про­грамме «Детство» эмоционально-нравственное развитие ребенка про­исходит успешно при условии его не­прерывного осуществления, т.е. включе­ния во все моменты образовательного процесса. Образовательное пространство, обо­значенное в программе, включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир ху­дожественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социаль­но-нравственного и эмоционального развития дошкольника, но все их объе­диняет представление о человеке как о главной ценности культуры.

Личный опыт ребенка мы орга­низуем так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы по­знания, общения и деятельности, позво­ляющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуман­ное отношение к миру.

Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюде­нию (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобряем действия того, кто поступил справедли­во (разделил кубики поровну).

Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотно­шений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогаем ребенку как можно чаще убеж­даться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, силь­ным и смелым; учим испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, назы­вать работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вме­шиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благо­дарить за оказанную услугу.

Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению, ставить на место.

В возрасте 4-5лет формирование личного отношения ребенка к соблюде­нию моральных норм выходит на первый план. Поэтому мы вместе с деть­ми вспоминаем, какие правила, они уже знают (правила гигиены, аккурат­ности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Выполняем эту работу постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д. Так же формулируем пра­вила с помощью пословиц, поговорок, стихов.

Доброжелательные отношения в группе поддерживаем, как и ранее, обоснованным одобрением положительных примеров пове­дения и неодобрением отрицательных. При этом привлекаем примеры из книг. Прочитав какое-либо произведение, обра­щаемся к детям с предложением оценить поступок героя и обосновать свою оценку. Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежли­вый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый». Отрицательные по­ступки сопровождаем оценкой: «Это стыдно». Объясняем, почему тот или иной поступок вызывает негативные реакции. Дети пони­мают, что стыдно обижать, обманывать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Стремимся к тому, чтобы дети гордились тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный». Чтобы они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

Учитываем, что дети довольно часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый». Им очень важно не быть носителем плохих качеств. Пере­живание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть что терять. Если же ребенок не накопил опыта положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие пред­ставления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также отто­го, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной пе­риод дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует спе­циальной подготовки. Мы объясняем, почему и что «мы сейчас должны».

Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь нам помогают ин­сценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрос­лых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т.д.), а ребенок — в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами, что облегчает ребенку исполнение его роли.

Эмоциональное развитие детей про­исходит успешно при условии удовле­творения их потребностей в положи­тельных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информацион­ном обмене, самостоятельной деятель­ности (по интересам), в общении и со­трудничестве с взрослыми и сверстни­ками, самоутверждении, самореализа­ции и признании своих достижений со стороны окружающих.

Основа для накопления положитель­ного опыта — эмоционально комфорт­ный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимо­действие воспитателя с детьми.

Считаем что, живой пример воспитателя, его ис­креннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициати­ву и побудить к проявлению добрых чувств — важнейшие условия успешного эмоционально-нравственного развития дошкольников.

Предпочтение отдаём практичес­ким методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, ак­тивному использованию жизненных об­стоятельств. К примеру, мы вышли на прогулку и увидели – на скамейке кто – то из детей забыл куклу.  «Посмот­рите, ребята какая-то девочка забыла куклу на прогулке. Наверное, она теперь плачет, думает, что кукла потерялась». Возникает вопрос: «Можем ли мы что-нибудь сделать?». Как правило, дети уже самостоятельно нахо­дят решения, если нет то мы – воспитатели можем сами предложить взять куклу с собой и пройти по группам, спросить, кто потерял куклу, написать объявление о найденной игрушке и т.п. Сделав это, все вместе размышляют о том, как обрадуется девочка, когда найдёт игрушку, как скажет нам спасибо и подумает какие в этой группе замечатель­ные дети. Этот пример, показанный воспитателем, и организа­ция совместных действий детей помо­гают накоплению положительного опыта.

Так же учитываем и то, что подражание — важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к дейст­виям и словам взрослых. То, что они по­стоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта де­тей. Поэтому мы демонстрируем правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.

Важнейшим средством эмоционально-нравственного развития де­тей является организация разнообраз­ных ситуаций, обеспечивающих освое­ние положительного опыта и ценно­стных ориентации. Ситуации констру­ируются нами — воспитателями как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуа­ции вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вы­зывал эмоциональный отклик и побуж­дал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать де­тям смысл каждой из них, ярко отразить чувства, которые испытывают ее участ­ники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.

Организуемые нами ситуации накопления положительного эмоционально — нравственного опыта носят про­блемный характер, т.е. всегда заключа­ют в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он при­нимает непосредственное участие.(см. приложение)

В каждой ситуации не­обходимо следующее:

•Заинтересовать проблемой, требую­щей решения, эмоционально представить ее, ввести детей в ситуацию: «Что происхо­дит? Что случилось? Какая возникла пробле­ма? Кто участники события? Почему возник­ло затруднение?».

• Вызвать активное сопереживание уча­стникам ситуаций и понимание их труд­ностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а ко­му плохо? Было ли у вас такое в жизни? Ка­кие чувства вы тогда испытали?».

• Побудить к поиску возможных вариан­тов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного уча­стника? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добить­ся успеха».

• Включить детей в конкретное прак­тическое действие: проявить   заботу, уте­шить, выразить сочувствие, помочь разре­шить конфликт и т.п.

• Помочь пережить чувство удовлетво­рения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное со­стояние участников ситуации, и порадо­ваться вместе с ними: «Все ли удовлетворе­ны? Как мы будем поступать в подобных слу­чаях? Какие чувства мы пережили? Как хоро­шо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы»

 Эмоции, переживаемые детьми в ре­альных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по инициативе вос­питателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для са­мовыражения и взаимодействия.

Эмоционально-нравственное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развива­ются успешно при условии эмоцио­нальной «грамотности», т.е. умения не только культурно выражать собствен­ные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто до­школьник проявляет равнодушие к лю­дям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «про­честь эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в програм­ме «Детство» особое внимание уделяет­ся развитию способности понимать эмоциональное состояние других, раз­личать выражение эмоциональных со­стояний в реальной жизни и в искусст­ве, осознавать и регулировать собствен­ные чувства.

  Программа «Детство» нацеливает нас — воспитателей на развитие у детей умения передавать чув­ства и эмоциональные состояния в иг­рах, движениях, танцевальной, художе­ственно-театральной и изобразитель­ной деятельности.

Уже со второй младшей группы мы активно вовлекаем детей в игры-имитации. Малыши подражают действиям разных живот­ных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зве­рей (добрый — злой, веселый — груст­ный, агрессивный — спокойный) и их образы. Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь, ласковая, грациозная кошка и сердитая собака, большая добрая курица и ма­ленькие, подвижные, веселые цыплятки.

В своей работе мы используем такие игры-имитации:

Игры — имитации смены эмоцио­нальных и физических состояний. Например, кошка играет, засыпает, про­буждается, умывается; лиса прислуши­вается, подкрадывается, пытается пой­мать мышонка; медвежата играют, ссо­рятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры — имитации состояний при­роды. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит — цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится — цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх-имитаци­ях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональ­ное или физическое состояние изобра­жаемого образа. Это способствует эмо­циональному развитию каждого ребен­ка и помогает ему лучше понять эмоци­ональное состояние других людей.

Игры-имитации являются также эф­фективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключе­ния их внимания, расширения впечат­лений.

В заключение подчеркнем: нашим не­изменным помощником в эмоционально-нравственном развитии детей являет­ся семья. Сегодня с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта. Родители соревнуются: чей ребенок раньше на­учится читать и считать, рассуждать. Но мало кто соревну­ется в милосердии, отзывчивости и по­нимании другого человека. Наша задача довести до родителей то, что воспи­тание многих качеств ума и сердца тре­бует своих сроков, и сроки пропущен­ные оказываются пропущенными на­всегда… Известен случай, произошедший в Японии. В начальной школе был упра­зднен устный счет — его заменили каль­куляторы. Дефект несформированности некоторых мыслительных операций обнаружился только через 15 лет, когда молодые специалисты оказались неспо­собными видеть абсурдные ошибки в вычислениях компьютеров. Калькуля­торы в начальной школе были срочно отменены, а устный счет возвращен в программу. Точно так же не сформиро­ванные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрос­лых людей.

Но только в сотрудничестве с близкими взрослыми мы можем добиться высоких воспитательных результатов. В своей группе стараемся создать такую атмосферу, чтобы родители доверяли нам, понимали и при­нимали наши общие цели, методы и средства нравственно-эмоционального развития. Мы показываем родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отноше­ние к ребенку, стремление содейство­вать его успешному развитию. Это основа наших совместных с семь­ей усилий и помощи ребенку в налажи­вании контактов с окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

                      Приложение.

 

Здесь представлены несколько типов игровых и реальных ситуаций, которые мы используем для развития у детей навыков эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру.

 

Игровые ситуации

иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками-

готовое решение»

Воспитатель с помощью игрушек ли­бо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывает ситуа­цию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разо­браться и получить представление о правильном поведении: «Как Машень­ка бабушке помогла», «Не забывай гово­рить добрые слова», «Как Саша и Маша делились игрушками», «Как Яна и Нина помирились» и т.п. Детям демонстриру­ют конкретные способы правильного разрешения бытовых ситуаций обще­ния. Выступая в роли заинтересован­ных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации

активного участия типа

«Инсценировка с игрушками -

подскажи решение»

Детей подключают к поиску правиль­ного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с во­просами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее ре­шение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, ка­кие слова сказать, чтобы разрешить проблему (например, как поблагода­рить, как вежливо обратиться с прось­бой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного и т.п.).

Инсценировки с игрушками «Подска­жи решение» лучше проводить после по­каза инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помо­гут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают си­туацию, какое решение они предлагают, показывает воспитателю, как развивают­ся нравственные представления и соот­ветствующий опыт детей.

Игровые ситуации

непосредственной помощи

типа «Поможем нашим

игрушкам»

Воспитатель организует ситуации, требующие от детей активного сочувст­вия, помощи, заботы: помочь заболев­шей кукле, накормить голодного щенка, построить домик для ежика, подобрать теплую одежду для обезьянок и т.п. Успех зависит от того, насколько содержа­ние совпадает с опытом детей, их жиз­ненными впечатлениями. Дети подклю­чаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые

и реальные ситуации,

направленные на освоение

культурных форм поведения

и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организова­ны и как инсценировки, и как практиче­ские ситуации игрового и реального со­держания. Например: «Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Пока­жем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Лену с днем рождения» и пр. Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная орга­низация таких ситуаций помогает де­тям получить необходимый опыт куль­турного поведения. Наибольшее значе­ние для социально-эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Это ситуации практичес­кой помощи, активного проявле­ния внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерян­ную вещь» (варежки, шарф, тапочки и пр.); «Не надо грустить» (успокоить, уго­стить, поиграть и т.п.); «Мы встречаем друга после болезни»; «Мы обмениваем­ся игрушками»; «Мы делаем подарки ма­мам» и т.п.

Воспитатель эмоционально пред­ставляет возникшую проблему («Сережа после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем порадовать его?») и вовлекает детей в поиск решения. Если они затрудняются, может подсказать или показать правильный способ реше­ния проблемы и предложить самостоя­тельно его осуществить.

Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель приучает детей замечать трудности других людей и пы­таться помочь. С этой целью он создает затруднение. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально ро­няет на пол мелкие предметы (малень­кие игрушки, кубики, карандаши или кольца для пирамидок), которые несет на подносе: «Ах! Я поскользнулась, все игрушки рассыпала! Кто же мне помо­жет? И нашей няни тети Лиды нет!». Со­бирает, приговаривая: «Кто же мне по­может? Во все стороны игрушки разле­телись!». Дети начинают помогать. Вос­питатель поощряет их: «Игрушки хоте­ли от меня убежать, а вы не позволили. Саша два кубика принес, Ниночка — ко­лечко, а Никита нашел грибок, он спря­тался от нас за стул, я его не увидела, но Никита его разыскал и принес. У вас гла­за зоркие, руки ловкие, вот как быстро мне помогли. Все-все игрушки сложили. Спасибо. Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюда­ет, воспитатель не торопит. Дети полу­чают новые впечатления, видят, как ин­тересно действовать вместе с воспита­телем, и в следующий раз они попыта­ются помочь ему. Подобные ситуации воспитатель организует неоднократно. С каждым разом дети быстрее понима­ют его затруднения и увереннее вклю­чаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

 

583
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!