"Двигательно-оздоровительные моменты в ходе непосредственно организованной деятельности"
К физической культуре мы приобщаем ребёнка постоянно, ежечасно, ежеминутно. Она пронизывает всю его жизнь, все виды деятельности, отдых. На занятиях и в повседневной жизни мы развиваем природную потребность ребёнка в движении, не подавляя её. Дошкольникам полезны: ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические часы, а также должен быть предоставлен простор для самостоятельных игр, упражнений, развлечений.
Любая непосредственно образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжёлой нагрузкой на организм дошкольников, так для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на её эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести динамическую паузу, смену вида деятельности.
Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. (Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.)
Динамические паузы в детском саду — это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, зрительные и дыхательные гимнастики, ритмические упражнения, нетрадиционная образовательная деятельность: ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам и т.п.
Динамические паузы мы используем и в непосредственной образовательной деятельности, и в режимных моментах.
Требования к динамическим паузам, физкультминуткам:
— они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-10 мин.занятия), так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта;
-так же физкультминутку можно использовать, когда следует провести переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую;
— продолжительность не более 1-2 минут,
-динамическая пауза, физкультминутка должна органично вписываться в ход образовательной деятельности, иметь тематическую связь с ним, создавать необходимую атмосферу, снижающую напряжение; чем максимально ближе приближена физкультминутка к теме занятия, тем дети лучше усваивают материал.
Так на НОД по формированию математических представлений можно использовать физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счёта, величины и т.д. На НОД по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению.Например:
ча –ча- ча, печка очень горяча (3 хлопка, руки вперёд).
Чи-чи-чи, печёт печка калачи(3хлопка, руки в стороны)
чу-чу-чу, будет всем по калачу(3хлопка по коленям, руки вперёд),
чо-чо-чо, осторожно: горячо!(3 хлопка, руки за спину).
В роли физкультминутки используются скороговорки .
Сорок сорок для своих сорочат .
Сорок сорочек просрочены в срок-
Сразу поссорились сорок сорок .
Эффективны физкультминутки НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим .
Иногда планирует физкультминутка с выходом из-за стола организованной группой:
Гуси серые летели,
Да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)
И присели, посидели, (Приседание.)
Да и снова полетели, (Взмах руками.)
За столы тихонько сели.
Динамическая пауза для профилактики переутомления на НОД интеллектуального цикла. В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики, корригирующие упражнения и т.д.
Дыхательные упражнения
Целесообразность введения дыхательных упражнений. Которые проводятся в увлекательной игровой форме. Обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом. Тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребёнка-дошкольника.
«Обнимашки»
Исходное положение: стоя, руки перед собой
На счет 1 – руки — в стороны, вдох; 2 – ребенок обхватывает свои плечи руками, выдох
«Хомячок»
Предложите ребенку изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз.
Гимнастика для глаз
Упражнения для снятия глазного напряжения( с 3 лет)
1.Закрыть глаза. Сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз. Посмотреть вдаль через окно на счёт 1-6 (4-5раз)
2.Не поворачивая головы: посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
3.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали, направо вверх-налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем на лево вверх-направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, ширако раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
6. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения вверх-влево, вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
7. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Упражнения с движениями рук, их энергичным сжиманиям и разжиманием, потряхиванием кистей и физкультминутки можно применять на НОД по рисованию, лепке, аппликации .
Пальчиковая гимнастика
Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функция руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольника. Поэтому выполняя пальчиками различные упражнения, развивается не только речь, но и подготавливается рука ребёнка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают.
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик-ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).
"Прикосновение". Упражнение, способствующее повышению успешности в выполнении изобразительных действий. Дети производят движения кистями рук под стихотворное сопровождение:
(Встряхиваем кисти рук.)
Что за странное явленье?
Появилась вдруг стена -
Очень прочная она.
(С усиленным напряжением давим на воображаемую стену.)
Это дверь или окно? -
Нам проверить суждено...
(Разглаживая воображаемую поверхность, рисуем ладошками форму прямоугольника, квадрата.)
Когда же "проверка" завершена:
Это все-таки окно,
Только грязное оно!
Ну, друзья, помоем стекла –
Станет в комнате светло.
(Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону.)
Дело сделано на славу!
Время отдохнуть пришло.
(Встряхивая кисти, расслабленно манипулируем пальцами рук.)
После некоторой паузы дети приступают к выполнению изобразительной деятельности.
«Мышка»
Мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладывает ручки к голове как ушки, и шевелим пальчиками.)
«Шарик»
(Сначала пальцы сложены в замочек.) Начинаем их медленно разводить.
Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой.
Релаксационные упражнения
При использовании релаксационных приёмов как компонента заключительной части НОД стараемся придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабиться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Расслабление вызывается путём специально подобранных игровых приёмов с образным названием.
Релаксация «Цветочек»
Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял».
Релаксация «Сосулька»
Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.
-упражнения должны быть занимательными, хорошо знакомы детям;
— необходимо обеспечить разные по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.
Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу. Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.
Динамические паузы выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
5. Обучающая – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
7. Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
Таким образом, все двигательно-оздоровительные моменты направлены на развитие и укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
Правильно организованные двигательно-оздоровительные моменты в ходе непосредственно организованной деятельности способствует умственному, физическому и психическому развитию ребёнка.