Ранняя профориентация дошкольников
Дошкольное детство — короткий, но важный период формирования личности. В этот период ребенок знакомится с окружающим миром. У него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Профессия, выбранная «по душе» — одна из составляющих успешной и счастливой жизни личности. Но в настоящее время, часто выбор делается по настоянию старших, либо по каким-то другим причинам. Очень часто, люди не могут выбрать профессию из-за того что имеют недостаточное представление о специфике той или иной профессиональной деятельности. Обычно, человек принимает решение о выборе профессии в подростковом возрасте, но знания мире профессий начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Имея как можно больше сведений сделать выбор гораздо легче.
Что такое профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.
Цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности, чтобы наши воспитанники понимали значимость и важность труда, уважали чужой труд и были готовы трудиться сами.
Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в отечественной педагогике, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности.
Большая работа в рамках ранней профориентации принадлежит ознакомлению детей с трудом взрослых. В силу своего возраста дети не могут представить важность и полезность труда для общества. Но чем больше они будут знать о профессиях, тем ближе и понятней станет для них значимость труда.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации необходимо руководствоваться дидактическими принципами:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Все мы хорошо знаем, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Ведь все самые важные процессы познания формируются во время игр. Все что ребенок узнал об окружающем мире, а так же о труде взрослых, он обязательно воспроизведет в своей игровой деятельности.
Игра — воспроизведение жизни, в понимании детей. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли продавцов, врачей, учителей и воспитателей, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Сюжетно-ролевая игра помогает детям познакомиться со значением трудовой деятельности для общества, раскрывает её смысл. Играя в такие игры, дети получают первый опыт проявления себя в новой социально-значимой роли.
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Значение дидактических игр — способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей.
Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и специфике их труда. По профориентации целесообразно использовать такие игры как: «Что лишнее», «Все работы хороши», «Расскажи о профессии» и другие.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Изучаем профессии», «Чего не хватает?», «Кем быть».
Очень эффективен в работе по профориентации проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В детском саду целесообразно реализовать такие проекты, как «Профессии моих родителей», «Предприятия нашего города», «Кем работает мой папа, чем важна его работа», «Важные профессии» и др. В сборе материала для данных проектов участвуют как педагоги, так и дети и родители.
Работа над проектами позволила значительно углубить знания дошкольников о профессиях; увеличить самостоятельную активность дошкольников; развить у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
Одна из форм работы по ознакомлению с профессиями – экскурсии. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения в окружающем мире. Именно благодаря тематическим экскурсиям в поликлинику, магазин, парикмахерскую, на вокзал, в железнодорожный музей, дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд взрослых, понимают важность их профессий, знакомятся с разными условиями труда. Наблюдение детей за работой специалистов позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы. Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. На экскурсиях дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу.
Работу по профориентации важно использовать и в продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) и конструированию. Свои впечатления от игры, экскурсий дети отражают в рисунках, лепке и аппликации.
Очень интересно использовать традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются также родители воспитанников. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.
Взаимодействие с родителями – особое направление работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у его родителей к своей профессии, такое и сформируется у его ребенка.
Можно предложить родителям издательство «самоиздательских» мини-книг, например, «Профессии моей семьи». В этих небольших книжечках, с любовью, пусть и от руки, оформленными родителями, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о своей профессии.
В дошкольном учреждении обязательно есть дети, у которых в дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки – представители одной профессии, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные родословные, которые учат малышей гордиться профессией своих родных. Особым вниманием наших воспитанников пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии.
Предметная среда в детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями взрослых ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, связанных с темой «Профессии». Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для проведения образовательной деятельности удачно использовать технические средства обучения.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.
Результатом профориентационной работы в дошкольном учреждении является возросший интерес детей к профессиям и профессиональной деятельности взрослых. Дети будут гордиться работой своих родителей, понимать важность их труда. Многие из них непременно выразят желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на предприятия города и республики. Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами в своей трудовой деятельности.
огии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ.
Результатом профориентационной работы в дошкольном учреждении является возросший интерес детей к профессиям и профессиональной деятельности взрослых. Дети будут гордиться работой своих родителей, понимать важность их труда. Многие из них непременно выразят желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на предприятия города и республики. Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами в своей трудовой деятельности.