«Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
·неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
·чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
·особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Задачи программы:
·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
В школе создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- спортивный зал
— спортивная площадка
— школьная столовая
-учебные кабинеты
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
• обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях), норм по охране труда и технике безопасности;
• обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;
• использование здоровьесберегающих методов и методик обучения;
• выполнение требований по использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
• разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
• создание банка данных по заболеваемости обучающихся;
• анализ самочувствия школьников.
№
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
1
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика
1 раз в год
ФАП
2
Составление социологических карт по классам, составление списков:
— учащихся группы риска;
— проблемных семей;
— многодетных семей;
— малообеспеченных семей;
— неполных семей;
— детей с хроническими заболеваниями;
— уровень образования родителей
Сентябрь
Социальный педагог, классные руководители,
3
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий
Постоянно
Директор
5
Диспансеризация учащихся
По плану
ФАП
6
Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации
Апрель
ФАП
7
Издание приказов
— об охране жизни и здоровья школьников по итогам диспансеризации
Сентябрь
Директор школы
8
Рейды:
— по проверке внешнего вида обучающихся;
— по сохранности библиотечных учебников;
— по выполнению школьниками режима дня
— по нормам использования компьютерной техники
По отдельному плану
Зам. директора по УВР, ВР, социальный педагог, дежурные по школе
9
Регулярное проведение практической отработки поведения в чрезвычайных ситуациях (учебные тревоги)
По графику
Организатор ОБЖ
10
Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных ламп
В течение года
Завхоз
11
Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования
В течение года
Завхоз
12
Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды
Октябрь-март
Зам. директора по УВР
13
Контроль физического воспитания учащихся
По отдельному плану
Администрация, учитель физкультуры
14
Проведение динамических пауз в 1-4 классах
Постоянно
Учителя 1-4-х классов, учитель физкультуры
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
— профилактика и коррекция здоровья: утренняя зарядка, физкультминутки, гимнастика, зарядка для глаз;
— проведение в школе Дней здоровья, туристического слета;
— профилактические мероприятия в период каникул;
— проведение спортивно-массовых мероприятий.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Контроль соблюдения режима дня учащимися
Постоянно
Классные руководители,
социальный педагог
2
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)
По отдельному плану
Зам. директора по ВР, классные руководители
3
Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Постоянно
Классные руководители, зам по ВР социальный педагог
4
Организация летнего оздоровительного лагеря для учащихся 1-4 классов
Июнь-июль
Зам. директора по ВР,
5
Озеленение учебных кабинетов
Май-сентябрь
Зав кабинетами
6
Проведение общешкольных дней здоровья
1 раз в четверть
Учитель физкультуры, кл. руководители 1-11 кл.
7
Проведение общешкольных спортивно-массовых мероприятий
Сентябрь- май
Учитель физкультуры, кл. руководители 1-11 кл.
8
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, проведение профилактики у учащихся близорукости и сколиоза, соблюдение режима проветривания классных комнат на переменах
Постоянно
Зам. директора по УВР, учителя, кл. руководители 1-11 кл.
9
Проведение подвижных школьных перемен
Постоянно
Учитель физкультуры
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
-внедрение в систему работы образовательного учреждения программ «Разговор о правильном питании» (1-2 классы), программ спортивных секций дополнительного образования, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
-проведение внутриклассных конкурсов, праздников здоровья, Веселых стартов 2-3 классы, оздоровительных игр в классе и на воздухе, туристических походов, просмотр видеофильмов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
• организация бесед, выставок для родителей: «Здоровьесберегающая педагогика», «Проблемы нравственного воспитания школьников», «Предупреждение переутомления школьников» и др.;
• конференции, лектории, викторины, Дни независимости от вредных привычек, Дни здоровья, туристический слет, походы, совместные спортивные праздники.
Прогнозируемые результаты
Реализация мероприятий позволит достичь:
•снижения заболеваемости обучающихся; количество обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;
•улучшения условий обучения, питания;
•улучшения медицинского обслуживания и качества профилактических мероприятий;
•повышения эффективности использования ресурсов образовательных учреждений для здоровьесбережения школьников;
•роста удовлетворенности участников образовательного процесса санитарным состоянием, комфортностью обучения и работы в школе
•повышения уровня безопасности жизни и здоровья детей