«Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

                           

 

                                 Задачи программы:

·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и  способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

 

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

В школе создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

-  спортивный зал

— спортивная площадка

— школьная столовая

-учебные кабинеты

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

•  обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях), норм по охране труда и технике безопасности;

•  обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;

•  использование здоровьесберегающих методов и методик обучения;

•  выполнение требований по использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

•  обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

•  разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;

•  создание банка данных по заболеваемости обучающихся;

•  анализ самочувствия школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика

1 раз в год

ФАП

2

Составление социологических карт по классам, составление списков:

— учащихся группы риска;

— проблемных семей;

— многодетных семей;

  — малообеспеченных семей;

— неполных семей;

— детей с хроническими заболеваниями;

— уровень образования родителей

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители,

3

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

Постоянно

Директор

5

Диспансеризация учащихся

По плану

ФАП

6

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

Апрель

ФАП

7

Издание приказов

— об охране жизни и здоровья школьников по итогам диспансеризации

Сентябрь

Директор школы

8

Рейды:

— по проверке внешнего вида обучающихся;

— по сохранности библиотечных учебников;

— по выполнению школьниками режима дня

— по нормам использования компьютерной техники

По отдельному плану

Зам. директора по УВР, ВР, социальный педагог, дежурные по школе

9

Регулярное проведение практической отработки поведения в чрезвычайных ситуациях (учебные тревоги)

По графику

Организатор ОБЖ

10

Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных ламп

В течение года

Завхоз

11

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования

В течение года

Завхоз

12

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Октябрь-март

Зам. директора по УВР

13

Контроль физического воспитания учащихся

По отдельному плану

Администрация, учитель физкультуры

14

Проведение динамических пауз в 1-4 классах

Постоянно

Учителя 1-4-х классов, учитель физкультуры

 

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

— профилактика и коррекция здоровья: утренняя зарядка, физкультминутки, гимнастика, зарядка для глаз;

 

— проведение в школе Дней здоровья, туристического слета;

— профилактические мероприятия в период каникул;

— проведение спортивно-массовых мероприятий.

 

 

 

 

 

 

Мероприятия

Сроки

 

Ответственные

 

1

Контроль соблюдения режима дня учащимися

Постоянно

 

Классные руководители,

 

 

 

 

 

социальный педагог

 

2

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)

По отдельному плану

 

 

Зам. директора по ВР, классные руководители

 

3

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

 

Классные руководители, зам по ВР социальный педагог

 

4

Организация летнего оздоровительного лагеря для учащихся 1-4 классов

Июнь-июль

 

Зам. директора по ВР,

 

 

 

 

 

 

 

5

Озеленение учебных кабинетов

Май-сентябрь

 

Зав кабинетами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Проведение общешкольных дней здоровья

1 раз в четверть

 

Учитель физкультуры, кл. руководители 1-11 кл.

7

Проведение общешкольных спортивно-массовых мероприятий

Сентябрь- май

 

Учитель физкультуры, кл. руководители 1-11 кл.

8

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, проведение профилактики у учащихся близорукости и сколиоза, соблюдение режима проветривания классных комнат на переменах

Постоянно

 

Зам. директора по УВР, учителя, кл. руководители 1-11 кл.

9

Проведение подвижных школьных перемен

Постоянно

 

Учитель физкультуры

                   

 

 

Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

-внедрение в систему работы образовательного учреждения программ «Разговор о правильном питании» (1-2 классы), программ спортивных секций дополнительного образования, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

-проведение внутриклассных конкурсов, праздников здоровья, Веселых стартов 2-3 классы, оздоровительных игр в классе и на воздухе, туристических походов, просмотр видеофильмов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

 

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

•  организация бесед, выставок для родителей: «Здоровьесберегающая педагогика», «Проблемы нравственного воспитания школьников», «Предупреждение переутомления школьников» и др.;      

•  конференции, лектории, викторины, Дни независимости от вредных привычек, Дни здоровья, туристический слет, походы, совместные спортивные праздники.

 

Прогнозируемые результаты

Реализация мероприятий позволит достичь:

•снижения заболеваемости обучающихся; количество обучающихся, имеющих вредные для здоровья привычки;

•улучшения условий обучения, питания;

•улучшения медицинского обслуживания и качества профилактических мероприятий;

•повышения эффективности использования ресурсов образовательных учреждений для здоровьесбережения школьников;

•роста удовлетворенности участников образовательного процесса санитарным состоянием, комфортностью обучения и работы в школе

•повышения уровня безопасности жизни и здоровья детей

 

 

1475
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!