Роль интеграции в системе начального образования

                                      Роль интеграции в системе начального образования.

         На современном этапе развития общества усиливаются интеграционные процессы. Они, затрагивая все сферы нашей жизни, не могут обойти стороной науку и образование. Для науки характерно единство процессов интеграции и дифференциации научного знания при определяющем действии интеграции: понятия, методы, средства одних областей науки эффективно используются исследователями в других областях; появились новые научные дисциплины на стыке известных ранее областей знания (биохимия, биофизика, молекулярная биология, физическая химия, астрофизика, экология и др.).

         Выделенные интегративные тенденции не обходят стороной и общеобразовательную школу. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную  систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…»

        В связи с новымиГосударственными стандартами общего образования, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, интегративные цели обучения доминируют над предметными. Разработаны новые концепции образования («Начальная школа ХХIвека», «Школа-2100», и др.), в которых ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения является не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.

         Я думаю, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:

Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения).

         Вся система начального обучения и воспитания также базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Данное положение проявляется и в общих методологических подходах, которые применяет учитель в процессе обучения, а самое главное – сама роль учителя начальных классов по своей сути в высшей степени интегративна. Это объясняется тем, что учитель начальных классов является своеобразным интеграционным центром всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе.  

         Интегративный характер традиционно носит и само содержание обучения в начальной школе. Подтверждение этого факта следует искать не только в тесных межпредметных связях, имеющих место в системе начального обучения, но, прежде всего, и в том общем методологическом подходе, основанном на философском учении о единой научной картине мира, который и формирует это содержание. При этом  на всех уровнях (от постановки цели до разработки конкретных методических приемов) учитывается тесная связь изучаемых понятий и их свойств с реальной действительностью, а полученные знания и умения служат удобным инструментом познания окружающего мира.

         Конечно, для того, чтобы грамотно и качественно выполнять интеграционную функцию в процессе становления личности ребенка, учитель, прежде всего, сам должен четко ее понимать и быть подготовлен к ее реализации в профессиональном плане. Он обязан  дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.   

        Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиски, открытия. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск. Учителю интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения и творчества. Этому способствует специфика методики подготовки и проведения интегрированного урока:

1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (планирование, организация творческой группы, репетиции);

2 этап: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ;

3 этап: ОБОБЩЕНИЕ;

4 этап: РЕФЛЕКСИЯ;

         Интеграция также направлена на развитие эрудиции обучающего, она должна соединять полученные знания в единую систему. Например, объединение элементов учебных предметов таких как

                   Математика – информатика

                   Математика – окружающий мир

                   Русский язык – чтение

                   Технология  – элементы геометрии

                   Окружающий мир – музыка – ИЗО

                   Чтение – ИЗО – музыка 

         Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки  для детей. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала — нелёгкая задача учителя.

           Мною подготовлены и  проведены такие интегрированные уроки, как: урок  чтения и письма  по формированию новых знаний «Григорий Остер «Два хвостика». Письменные буквы В, в»; урок – путешествие по математике и окружающему миру   «Планета – наш дом»; урок-экскурсия по технологии, окружающему миру и ИЗО «Золотые узоры хохломы»; урок повторения по окружающему миру и технологии «Моя Родина-Россия», внеклассное мероприятие «Дары осени: в здоровом теле — здоровый дух!» (окружающий мир и физическая культура) с приглашением Олимпийских чемпионов Аниси и Сергея Кирдяпкиных, и другие. (Авторские проекты, презентации, фото с вышеуказанных уроков представлены на сайтах:

http://www.asludmila.b13.su;

http://4stupeni.ru/user/aseikina62/ ).

     Подобные интегрированные уроки позволяют решать целый ряд задач,  которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

Ø    повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

Ø    рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

Ø    организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

Ø    показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

       На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

       Несомненны преимущества интегрированных уроков:

1. Формируют   целостную научную картину мира;

2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах;

3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя;

4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, активному познанию окружающей действительности;

5. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса;

6. Воспитывают широко эрудированного школьника;

7. Развивают потенциал учащихся, образное мышление;

8. Формируют познавательный интерес учащихся;

9. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

10.Здоровьесберегающая направленность уроков позволяет снимать утомляемость учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности;

         Итак, интеграция – один из главных принципов начального обучения в современных условиях развития образования. 

         В заключение своей статьи,  мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках. 

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №25», г.Саранск, РМ

Л.В.Асейкина

2013-14 уч. год

1871
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!