Организация исследовательской работы по английскому языку

Современные ученики – кто они? Какие стремления у наших школьников? Что они могут, на что способны? Это становиться очевидно, когда наблюдаешь за их образом жизни со стороны. Во- первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том, что в век ИТ они теряют одну из самых главных составляющих в жизни – это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Кругозор у учащихся развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, но в основном их кругозор ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер – это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися и введение элементов исследования на различных предметах. Несколько лет назад я попыталась пересмотреть методику преподавания английского языка и постепенно начала вводить элементы исследовательской деятельности на уроках в 5-11 классах, затем занялась созданием НИР с учащимися.

Целью моей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.

Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели обучения:

·         Постепенное введение на уроках английского языка элементов исследовательской деятельности.

·         Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

·         Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.

·         Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

·         Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям.
Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта не хитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (8-11кл.); семинары (10-11кл.); практические занятия (9-11кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11 кл.);

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11 кл.); проектная работа по интересам (5-11 кл.); НИР по английскому языку (9-11 кл.); учебно-исследовательские работы (10-11кл.); интеллектуальные марафоны (5-11 кл.); олимпиады (5-11 кл.); конференции (10-11кл.).

Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время отличается друг от друга...

1.                 Конечными целями. Если в течение уроков использование элементов исследовательских приемов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы.

2.            Временными рамками. На развитие исследовательских навыков уходит несколько минут урока, но это ведет к общей цели – написания исследовательской работы, которая займет, по меньшей мере, 3 месяца.

3. Количеством учащихся. В овладении методами и приемами исследовательских навыках на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют желание проводить исследования в какой либо области знаний.

       В своей практике я не ограничиваю учеников выбором темы в рамках моего предмета, мы имели опыт в написании работ по социологии, по астрономии. Таким образом, не важно, какой предмет преподает учитель, важно, что на своих уроках он обучает элементам исследования, которые могут пригодиться ребенку с работой над различными проектами по различным темам, интересных для него. Самое главное помочь юному исследователю на начальном этапе, поддержать его идею и нацелить с ним перспективу совместной работы. Развитие таланта исследования не зависит от школьного предмета, а зависит от готовности учителя прийти на помощь ученику в его начинании.

       Трудность написания исследовательских работ заключается в том, что мы не имеем достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно использовать статьи из Интернета, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании. Гораздо продуктивнее было бы для ученика сходить в солидную библиотеку, поискать в каталоге нужную литературу, выделить для себя значимые моменты и затем приступать к работе над проектом. Хотелось бы иметь под рукой библиотеку, где можно было найти литературу по языкознанию, теории перевода, лексикологии, грамматике, стилистике для более эффективной и продуктивной работы с учениками.

Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей. Поэтому я стараюсь заниматься исследовательской работой ежегодно и на моем счету за последние 5 лет работы было осуществлено 5 проектов.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

·         I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

·         II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

·         III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

·         IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе нами создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые последствие собираются в один большой альбом или помещаются на один большой стенд, также дети составляют тематические словари.

Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года.

Такая разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

·         Работы должны быть выполнены самостоятельно.

·         Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.

·         Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.

·         Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.

·         Работа должна иметь практический и теоретический интерес.

·         Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Виды исследовательской деятельности на уроках английского языка

Метод проектов.
Представители групп готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в России и в Америке. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

Практические работы.
В частности на уроках английского языка можно провести ряд практических работ.
Как составить правильно вопрос на английском языке?
Порядок слов в английском предложении.

Кейс-технологии

Основные требования к использованию метода проектов:

1.     Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах — St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);

2.     Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3.     Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4.     Структурирование содержательной части проекта;

5.     Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Специфика международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.
Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.
Формирование исследовательских личностных навыков через применение
кейс-технологий.

В переводе с английского Case означает:
1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов);
2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны изучаться студентами).

Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев) Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Разумеется, кейс-метод используют и при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда школьникам предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.

Требование к учителю при организации учебно-исследовательской работы

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

·         положительное отношение к ребенку;

·         проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

·         признание права личности быть непохожей на других;

·         предоставление права на свободу выбора;

·         оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

·         учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Заключение и выводы

Мы постоянно думаем над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации. Работая над данным рефератом, я пришла к следующим выводам:

1. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей точки зрения, способно помочь:
Глубже узнать изучаемый язык
Повысить мотивацию учащихся
Увидеть практическое применение ИЯ в современном мире

2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

3. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы.

4. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции преподавателя

5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

182
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!