Методика написания эссе по обществознанию
Методика написания эссе по обществознанию
Современные условия преподавания обществознания предъявляют ряд новых требований к организации процесса обучения данному школьному предмету. Введение единого государственного экзамена в качестве главного, а точнее – единственного варианта итоговой аттестации выпускников средней школы требует от учителя обществознания пересмотра набора средств и методов преподавания, используемых в старшем звене. Одним из таких нововведений является использование в качестве одного из заданий части С в ЕГЭ написание эссе по одной из предложенных шести тем.
Данная форма работы до последнего времени использовалась учителями общественных дисциплин крайне редко, в основном только с такими учениками, которые принимали участие в олимпиаде по данному предмету. Естественно, что при появлении такого типа заданий в КИМах у многих учителей возникли определенные трудности, связанные с правильной организацией работы в данном направлении.
Не смотря на определенное количество публикаций по методике написания эссе, появившихся в последние годы, спрос на информацию по указанной проблематике не ослабевает. Далеко не всякий учитель обществознания четко представляет – каким должно быть эссе по обществознанию, каковы его особенности, какова должна быть методика обучения навыку написания эссе (что подтверждает анализ результатов ЕГЭ).
Восполнить пробел знаний учителей по данному вопросу, и призваны данные методические рекомендации.
Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя сесть и без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Эту мысль необходимо донести до всех учеников, выбравших для итоговой аттестации ЕГЭ по обществознанию. Выпускник должен отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. Самостоятельно научится писать эссе для старшеклассника крайне затруднительно.
Следует сразу же донести ученику мысль о том, что эссе по обществознанию имеет свои особенности. В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие от ученика образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль эссе, требует от выпускника максимальной концентрации сил и внимания.
Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому выпускнику необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.
Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ
1.Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
2.Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
3.Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
4.Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
5.При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
6.Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.