«Профориентация с раннего детства. Роль семьи в ранней профориентации дошкольника»
«Профориентация с раннего детства. Роль семьи в ранней
профориентации дошкольника»
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная
общность не обошлись — и не обходятся – без семьи. В ее позитивном
развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной,
надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка
требуется их взаимодействие.
В статье 44 «Закона об образовании в РФ» говориться, что родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы
физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное
направление в психологии и педагогике. Дошкольное учреждение – первая
ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Помощь родителей в
таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и
знакомство с профессиями, важна и необходима. Именно родители лучше
чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и
интересы в течение многих лет. Ведь ребенок дошкольного возраста –
любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность.
Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений,
открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений
и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание
включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно,
ему еще недо с тупно. Кроме того, дошкольник с т ремит ся к
самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во
всем.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным
примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный
интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Информационное воздействие родителей может проявляться во всех
разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы
сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной
профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе,
пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к
ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией,
которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная
профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она
накладывает. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают
истории из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о
профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно
предложить родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по
ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже
сводить его на свою работу.
Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у
ребенка на выбор его профессии. Хорошо если выбор у ребенка будет
постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не
задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними
вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать
фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь» или « Если ты станешь
врачом, как будешь лечить людей» и т.д. Чем больше ребенок впитает
информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему
будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его
жизнь.
Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому,
чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким
образом, расширяется кругозор ребенка.
Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая
экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих
родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь
тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения,
делают взносы в разные фонды и оплачивают дополнительные занятия и
образовательные мероприятия. В результате специалисты начали отмечать
появление серьезных проблем во взаимоотношениях между детьми и их
родителями.
Мы наблюдаем ошибки родителей в помощи выбора профессий
Во-первых, во многих семьях к этому относятся безразлично.
Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его
профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь.
Это приводит к случайному выбору профессии. Хотя, иногда этот выбор
оказывается удачным.
Во-вторых, существуют семейные традиции. Например, прадед был
врачом, дед был врачом, отец был врачом. Кем же еще быть сыну? Вопрос
даже не стоит. Это – династические профессии. И опять же иногда это
приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в соответствующую среду,
общается с представителями своей будущей профессии, имеет преимущества
в виде помощи и связей родителей, их опыта и протекции.
В-третьих, часто на первый план выводятся деньги или престиж
профессии. Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал
много, купил крутую тачку, квартиру и нас, родителей, обеспечивал, — такова
позиция многих отцов и матерей. Наконец, многие чадолюбивые родители
призывают ребенка найти такую работу, чтобы много не напрягаться. Где бы
ни работать, лишь бы не работать! Во всех этих случаях, ребенок вполне
может найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым, но
такие случаи, скорее исключение, чем правило. Это как выигрыш в лотерею
– кому-то везет, но далеко не всем.
Рекомендуется использовать разнообразные современные формы
работы с родителями:
Мы решили ввести в нашу систему работы по профориентации
анкетирование и тестирование родителей на выявление раннего
профессионального самоопределения для детей; (подобные анкеты вы
можете увидеть на нашей выставке). И поверьте, многие родители бывают
удивлены результатами.
— тренинги «Это в наших силах»
— Информационные профцентры. В родительских уголках помещается
различная информация, в том числе и по ранней профессиональной
ориентации дошкольников, в виде папок – передвижек, буклетов по
ознакомлению детей с профессиями.
— Проведение родительских собраний. Н-р: на тему «Знакомим детей с
профессиями. С какого возраста начинать?»».
— Семинар – практикум «Как знакомить детей с миром профессий»;
— Проведение тематических досугов;
— Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются
альбомы, которые можно подарить в младшие группы.
— Дети продолжают знакомиться с миром профессий в нетрадиционной
форме — это презентации, которые готовят родители. Они расширяют
представления воспитанников о мире профессий, развивают творческое
мышление, внимание, ориентировку в пространстве.
— Совместная работа педагогов с родителями детей по изготовлению
атрибутов для сюжетно — ролевых игр.
— изготовление лэпбуков — совместная трудовая деятельность взрослого
и ребенка,
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый,
который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих
силах и побуждает к достижениям уже в будущем.
И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей
– не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает
действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на
рынке труда.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что
лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка,
бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример
– оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Педагогический коллектив должен стремиться достичь единства
педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников,
что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной
ориентации дошкольников.
Помочь ребенку сделать правильный выбор — непростая задача для
родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему
возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить
удовольствие и радость.