Технология организации личностно-ориентированного обучения на уроке иностранного языка

Егорчикова К. М.

учитель английского языка

кв.категория высшая

МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Технология организации личностно-ориентированного обучения на уроке иностранного языка

  Еще в 50-60 годы Сухомлинский В. А. писал «задача школы не просто передать знания, а открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении была и является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и само актуализации личности обучающегося. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.Рамки современного урока в 45 минут, классно-урочная форма обучения и т.д., конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход.

  Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку. Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

  Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в развитии коммуникативной компетенции, позволяющей качественно и эффективно участвовать в жизни мирового сообщества. Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом. Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции, может происходить только в условиях личностно — ориентированного и деятельностного подходов.

   Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы — слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить, где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач.

   Что касается личностно ориентированного подхода, подразумевается, что любой вид выполняемой учащимся деятельности должен иметь личный смысл его выполнения, так как только опыт, пропущенный через призму личных ценностей, восприятий, умений, может быть присвоен учеником. Учитель создает ситуацию, в которой каждый ученик в классе должен иметь возможность сформулировать собственную цель относительно заявленной темы урока, должен иметь возможность создать собственный продукт в ходе изучения темы, используя наиболее приемлемые для него темпы и способы работы. Во всех темах курса иностранного языка («Семья», «Друзья», «Музыка», «Природа» и др.) уже заложен огромный личностный потенциал. Все, что нужно сделать учителю, — помочь ученикам найти свой ракурс предлагаемой темы, свою проблему, которую он хотел бы решить в рамках этой темы.

    Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала (в дополнение к действующим УМК) вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками.

  Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность наиболее часто используются учителями иностранного языка. Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

   Рассмотрим основные принципы личностно-ориентированного обучения: В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:

1. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.

3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.

4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).

5. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.

  Технология личностно-ориентированного обученияЧтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.

1. Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.

2. Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.

3. В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.

4. В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

5. Учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

6. Стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала.

7. При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий стараюсь выделять обще логические и специфические приёмы учебной работы, учитывая их функции в личностном развитии учащихся.

8. Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

9. Для обеспечения более точной оценки учения, как субъективной деятельности учащихся использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке.

  На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатываю их на основе личного опыта детей. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет), что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.

  Конечно, проведение уроков английского языка по такому принципу требует от самого учителя постоянного анализа собственной деятельности. Он должен разобраться в том, каким путём можно наиболее рационально прийти к решению какой-либо учебной задачи, какие действия необходимо совершить, какие знания использовать. Предлагая ученикам свои способы, как более профессионально продуктивные, учитель может стать сам источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими.

  В связи с этим на своих уроках я использую дидактические материалы двух видов:

• задания с указанием готовых приёмов, которыми ученик должен воспользоваться;

• задания, в которых ученику предлагается выполнить задачу, а затем описать способы её выполнения.

  Оценка продуктивности работы ученика, соответственно, будет различной.Исходя из сказанного, при предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению, стараюсь ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. Так, например, давая задания на дом, чётко указываю, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, сочинить песенку, использовать цвета по образцу.Работая дома над заданием, ребята должны иметь чёткую целевую установку по организации деятельности усвоения. Разнообразие таких целевых установок помогает мне выявить, какими способами учебной работы по преимуществу пользуется тот или иной ученик. Один и тот же учебный материал, доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем. Например, когда на уроке английского языка я диктую слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух, другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаёт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвёртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д.

  Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания мною на уроках своеобразной образовательной среды, которая включает:

• организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

• использование на всех уроках английского языка технического средства;

• предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях;

• использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

• создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

• постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше понравилось заниматься и т.д.;

• особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации внеклассных занятий;

• разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;

• организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

  Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность. Я наблюдаю за теми или иными личностными проявлениями, организуя с их учетом образовательный процесс, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим.В этих условиях меняется и вся режиссура урока.

  Ученики не просто слушают учителя, а потом повторяют за ним, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют полевые игры, сами организовывают различные игры, соревнования на уроках, построение монологов и полилогов на основе алгоритмов, например:

  What is your favourite pastime?I like…, I prefer…I’m interested in…My hobby is…В ходе такой беседы нет правильных или неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения. Часто для объяснения нового материала привлекаю учащихся, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. При таком изложении материалов рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный отбор его содержания. Ученик при этом есть “творец” этого знания; участник его порождения. Именно такие уроки я считаю личностно-ориентированными, в ходе которых стараюсь быть внимательной к детям, вместе с ними осуществляя равноправную работу по поиску и отбору необходимого учебного материала, который подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемый материал не обезличивается, а становится личностно-значимым. Взаимодействуя с учениками в ходе урока, я не опасаюсь неправильных ответов (если, конечно, это не проверочный урок); постоянно повторяя «мы все здесь учимся, учения без ошибок не бывает».

Основные требования к личностно-ориентированному уроку были изложены доктором психологических наук, профессором Ираидой Сергеевной Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению.Якиманская Ираида Сергеевна, которая посвятила ряд статей технологии организации урока английского языка в рамках личностно-ориентированного подхода обучения, отмечает: «Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно-ориентированной педагогики».

  Остановлюсь на особенностях преподавания английского языка по учебному комплексу К. Кауфман, М. Кауфман “Happy English.ru” в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного обучения. Обучение английскому языку по учебному комплексу К. Кауфман, М. Кауфман является, на мой взгляд, наиболее эффективным в общеобразовательной школе и максимально обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении. Организация практического овладения английским языком в предусмотренных языковым курсом в пределах общеобразовательной школы обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность в формах, возможных в конкретных условиях обучения.Деятельность учащихся по овладению английским языком по этому учебному комплексу способствует, что очень важно, на мой взгляд, развитию общих и специальных учебных умений, развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Но это может стать возможным только лишь при формировании интереса к самой осуществляемой деятельности, при создании на уроках и во внеурочной деятельности атмосферы доброжелательности, занимательности при развитии творческих способностей школьников, их фантазии, воображения, эстетических склонностей.Наиболее важными аспектами учебника, способствующими личностно-ориентированному подходу в обучении английскому языку, я считаю следующие: Содержание учебника целиком ориентировано на учащихся, удовлетворяет их возможностям и потребностям.Практически на каждом уроке идет опора на опыт и интеллектуальные возможности учащихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.Преподавание по учебнику создает оптимальные условия для самой работы учащихся на уроках.Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики и позволяет мне применять наиболее эффективные методы и приемы работы.Разнообразие видов текстов поддерживает постоянный интерес учащихся к предмету.Материал учебного комплекса позволяет шире использовать на уроках вопросы и задания проблемного творческого характера, активизирующие умственные и эмоциональные усилия детей, стимулирующие свободное употребление языка.Сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения – активизирует деятельность учащихся на уроках.Материал учебника, побуждающий к сравнению и сопоставлению различий между английской и американской формами языка с русским языком, повышает интерес учащихся к обучению.Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков способствует повышению мотивации учащихся.Открытая гибкая методическая концепция учебника способствует равноправным отношениям между учителем и учащимися на уроке.

  Я как учитель уделяю внимание и тем детям, которые более подготовлены, с тем, чтобы у них не потерялся интерес к учебной деятельности и тем детям, которые требуют очень внимательного подхода, поддержки для усвоения знания.

  Итак, личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку должен заключатся в учете специально отобранных условий организации урока иностранного языка, к которым относятся:

1. Учет всех уровней структуры личности ученика;

2. Учет актуального уровня развития каждого ученика;

3. Учет возрастных особенностей ученика;

4. Учет создания обучающей среды;

5. Учет соблюдения условий комфортности в обучении;

6. Учет сформированности у ученика внутренней мотивации к изучению иностранного языка.

В новых условиях обучения увеличивается доля самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Хорошо зарекомендовала себя, широко используемая учителями иностранного языка, проектная форма учебной деятельности и, работая над проектом, учащиеся выбирают в качестве домашнего задания компьютерную презентацию. Ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (в виде альбомов, коллажей) до долгосрочных – исследовательских, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии. Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, сообщения требует обращения к текстовым и графическим редакторам, мультимедийным средствам. В проекте все идет от фантазии, воображения и, если даже всем ученикам предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, непохожими друг на друга.

  Положительным в применении метода проектов на уроках иностранногоязыка считаю, во-первых, повышение интереса к изучению английского языка. Во-вторых, учащимся предоставляется возможность проявлять свои творческие способности, а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в ходе изучения иностранного языка. На практике мы убедились в эффективности метода проектов. В ходе работы над проектом учащиеся творчески, увлечѐнно ищут пути решения конкретной проблемы, а английский язык в данном случае был необходим только для оформления их творческих идей, т. е. иностранный язык выступает не целью, а средством обучения.

  Таким образом, атмосфера занятия должна обеспечивать «ответственную свободу», при которой, с одной стороны, осознается важность соблюдения всех указаний учителя, а с другой стороны, исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу. Кроме того, задача преподавателя заключается еще и в том, чтобы найти способ сделать структуру занятия наглядной и обозримой для учащегося в каждый отдельный момент занятия, чтобы урок был логическим единством, подчиненным поставленной цели. Однако в ходе работы над данной проблемой я пришла к выводу, что существует ряд недостатков личностно-ориентированного обучения, которые вытекают из его достоинств: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах учащихся ¬ это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечают сами сторонники этого обучения. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. На практике решение этой проблемы становиться возможным в сочетании традиционного и личностно-ориентированного типов обучения.

   Так что же такое современный урок в рамках ФГОС? Ответов много, современный урок — это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях. Что главное в современном уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Литература:

1. Селевко Г.К. Школьные технологии. Профессиональная библиотека учителя. Личностный подход. 1999, № 6.

2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование. М.: Директор школы, 1997, № 1.

3. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 6.

4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 2.

5. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1.

6. Коряковцева Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1.

7. Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Самара, 1993, № 1

.8. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М.: Иностранные языки в школе, 2000, № 1.

3909
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!