Целостность и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Целостность и взаимосвязь  урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Основные задачи:

·         выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·         создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·         формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·         развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·         создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·         развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения в социуме.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Заучивать правила, выделять морфемы, думать над проверочными словами и расстановкой запятых – для некоторых учеников дело скучное, иногда непосильное. Некоторые приемы, позволяющие связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Это задания творческого типа:

-составь кроссворд по теме;

-нарисуй, как ты понимаешь фразеологизм;

-изобрази словообразовательную цепочку в виде дерева;

-нарисуй, как появилось слово в русском языке;

-придумай рассказ о том, как в русский язык попали слова…;

-сочини сказку «В стране Лексика» и т.д.,

— внеклассное сочинение.

И ребята начинают работать с  воодушевлением, азартом, а главное – задание выполняется в большинстве случаев правильно, даже слабыми учениками.

 Придумать более продуктивные и интересные задания, отражающие знания школьников, позволяют уроки литературы.

•       Составь презентации о жизни писателей;

•       нарисуй собственные иллюстрации к произведению и подпиши строчками из произведения; («Бородино»)

•       придумай кроссворд по произведению или творчеству писателя; (Гоголь «Заколдованное место»)

•       расскажи, каким ты видишь главного героя;

•       придумай, как дальше мог бы жить герой; (Герасим «Муму»)

•       составь тест по изученным произведениям;

•       сочини свою волшебную сказку и др.

И еще один очень важный момент: обязательно  на уроках или после них следует устраивать выставки работ, конкурсы «Что бы это значило?», разгадывать кроссворды, читать придуманные сказки. Один ребенок сможет гордиться личным успехом, другой – получит необходимый опыт, посмотрев на работы других, третий осознает, что был неправ к самому себе, не сделав задание.

В данном случае можно говорить о связи урочной и внеурочной деятельности. А также – о межпредметных связях литературы и изобразительного искусства.

Также в качестве дополнительных  заданий использую метод проекта.Учебный проект по русскому языку для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. 
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Уч-ся 8 класса подготовили учебный проект «Тайна прозвищ односельчан».

   

Актуальность: прозвища широко распространены среди сельчан, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в каких- либо изданиях; возникновение прозвищ – это явление, присутствующее повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; исследование прозвищ односельчан позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

 Была поставлена следующая цель:  выяснить причину возникновения и функционирование прозвищ в языковой среде села. 

 Цель определила такие задачи:

1.Познакомиться с литературой по ономастике.

2. Определить причины, по которым даются прозвища.

3.Сгруппировать данные прозвища в соответствии с причинами возникновения.

Методы  исследования: изучение специальной литературы,  получение и сбор информации, социологический опрос,  анализ полученных результатов.

Практические методы: интервью, метод независимых характеристик.           

                                   Практическая часть.

1. Основные группы прозвищ села.             

 1.Прозвища, образованные по  имени родственников.

Например, Баба Галя – внучку Женю прозвали именем бабушки.

2.Прозвища, образованные от собственного имени.

Например, Сепёжа – от имени Серёжа: в детстве вместо буквы «р» произносил «п», Андрюляй, Ирча, Нинон.

3.Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвищ.

Например, Орлица – от фамилии Орёл, Рома-Романов.

4.Прозвища, связанные с профессией его носителя.

Например, Механик, Пожарник, Связист.

5. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека.

Например,  Белый  – брови, волосы, ресницы белые.  

6.Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, его характер, а также какие – то события в жизни этого человека.

Например, Валя – чай – любимое слово «чай», Кобра, Пистимея.

7.Прозвища, доставшиеся в наследство:

Например, Финн –  кто – то из родословной воевал на Финской войне.Корелиха-деревня в Нижегородской области.

8. В отдельную группу  выделили прозвища, лексическое значение которых выяснить не удалось.Филимон, Демон.

 Интересно отметить, что некоторые жители села имеют по два прозвища.

( Гриша и Сэр, Стэм и Боксёр, Мазаный и Мастер, Сахарок и Бондарёнок), а кто-то не имеет их  вообще.

Парные прозвища существуют.  Это и дочерние, и  сыновние,  и женские, и мужские, например: Лимон  -Лимониха,  Дрын – Дрыниха, Поп —  попёнок и т.д.

Оказалось, что самое большое количество прозвищ, связанных с особенностями внешности человека, и прозвищ, в основу которых положены привычки, поведение человека, его характер, а также какие – то события в жизни этого человека.

А вот прозвищ, образованных от фамилий, очень мало. Причем чаще всего не имеют никакой эмоциональной окраски, в них нет ничего обидного или особенно приятного: они нейтральны, почти как имена. И используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается, к носителю прозвища.

Поэтому  сделали вывод, что наши  односельчане отличаются необыкновенным даром подметить в человеке главное и наградить прозвищем не только этого человека, но и последующие поколения.

   

Заключение. Прозвище человека — нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, является не только формой солидарности, но и, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

 Проанализировав  прозвища, выяснив причину их появления, уч-ся  хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно, так как это широко распространённое явление.

    ГОВОРЯ О МЕТКОСТИ НАРОДНОГО ЯЗЫКА, НЕЛЬЗЯ НЕ ВСПОМНИТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА НИКОЛАЯ

ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ: « Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя во все воронье горло, и скажет ясно, откуда вылетела птица. И нечего прибавить уже потом, какой у тебя нос или губы, — одной чертой обрисован ты уже весь с ног до головы».

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно  важных   умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций.  Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

 

 

Литература:

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и  науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).

5.Давыдов В.В.  Проблемы развивающего обучения.  М.: Издательский центр Академия.

6.Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2.

1242
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!