Конспект ООД "День рождение Алдуни"
Воспитатель — Посмотрите, ребята, сколько к нам пришло сегодня гостей, а давайте с ними поздороваемся необычно. Где наши глазки — поздоровайтесь с гостями глазками (моргают глазками), а теперь, где у нас ротик — поздоровайтесь с ними ротиком («воздушный» поцелуй), ну и наши ручки — тоже поздоровайтесь ручками (машут ручками), скажем все вместе — «Здравствуйте».
Воспитатель обращает внимание, что на его столе лежит конверт.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо. Давайте откроем и прочитаем его.
Воспитатель открывает конверт, достает приглашение и читает детям.
«Дорогие ребята. Пишет вам кукла Алдуня. У меня сегодня день рождение и я пригашаю вас к себе на мой праздник».
Воспитатель: Дети, у куклы Алдуни сегодня день рождение, и она приглашает нас на свой праздник. Вы хотите пойти на день рождение к Алдуне? (Да, хотим!)
Воспитатель: Ребята, а с чем ходят на день рождение?(дети- с подарками).
Воспитатель: Правильно с подарками. А где же нам сейчас взять подарок? (дети отвечают – купить, сделать своими руками).
Воспитатель: Дети Алдуня очень любит играть в игры, давайте мы с вами подарим ей игру, у меня как раз есть такая. Согласны?
(Дети отвечают – да. Берут игру.)
Воспитатель: А теперь можно отправляться в путь. Выполняется физкультминутка.
Мы гуляем по селу–дети шагают на месте.
Изучаем мы его –поворот головы: вправо – влево.
Справа есть высокий дом -поднимают правую руку.
Обойдём его кругом –поворот вокруг себя.
Слева домик ниже -левую руку вниз.
Подойдём к нему поближе -шагают на месте.
Подходят к домикуАлдуни.
Воспитатель: Вот и пришли мы. Посмотрите ребята, нас встречает Алдуня.
Воспитатель берет куклу от ее лица ведет беседу с детьми.
Алдуня: Шумбрачи эйкакшт! Здравствуйте дети. Вы знаете на каком языке я с вами поздоровалась? (ответы детей).
Воспитатель: Дети Алдуня поздоровалась с нами на мордовском языке. Давайте и мы поздороваемся с Алдуней и скажем ей «Шумбрачи Алдуня!».
Дети произносят – Шумбрачи Алдуня!
Алдуня — Я очень рада, что вы согласились придти ко мне на день рождение. Проходите и устраивайтесь на стульчики. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Алдуня мы пришли к тебе с подарком. Мы знаем, что ты любишь играть в разные игры, поэтому прими от нас вот эту игру – называется она «Наряди куклу».
Алдуня: Спасибо! Но я не умею в нее играть, может вы меня научите?
Воспитатель: А давайте ребята и Алдуня я вас научу в нее играть. Хотите?
Воспитатель: Вместе с вами нам нужно будет одеть эту куклу в мордовский национальный костюм. Но для начала давайте я вас познакомлю с основными элементами мордовского костюма. Основной одеждой считается рубаха, по мордовски – панар. Ее мы оденем на куклу первой. Следующим мы оденем передник, который подвязывали на поясе, и называли его по мордовски — икельга паця. Затем вам нужно будет одеть на куклу набедренное украшение – пулай. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось сюлгамо. Это следующий элемент. Затем на голову нашей кукле мы оденем головной убор – панго. А еще нашей кукле мы оденем сапоги.
Ну вот я рассказала вам из чего состоит национальный костюм мордовского народа. А теперь давайте нарядим нашу куклу. (Играют в игру).
Алдуня: Ребята, посмотрите, как мы похожи с этой куклой. На ней, как и на мне, надет наш мордовский национальный костюм, который мы носим на праздники. Мне очень понравилось, спасибо вам за такую интересную игру, теперь я буду играть в нее со своими друзьями.
Алдуня: Ребята, мордва ─ народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться, и играть. У нас тоже много своих национальных игр. Хотите поиграть со мной в одну из них? (Дети отвечают- да)..
Алдуня: Я предлагаю вам сыграть в мордовскую подвижную игру, которая называется «В белочек». Вы играли в такую игру? Знакома ли вам эта игра?
(Дети отвечают да).
Алдуня: Давайте я расскажу вам правила игры. С помощью считалочки мы выберем собачку, а остальные дети будут белочками. Белочки бегают, но как только услышат слова воспитателя: «Вай, киска, киска», стараются убежать от собаки, которая пытается их в этот момент поймать. Собачка начинает ловить белочек после того как услышит эти слова. Пойманная белочка становится собакой и игра продолжается. Белочка считается пойманной, если собака дотронулась до нее рукой.
Играют в игру.
Алдуня: Как весело с вами ребята. Ребята, а мордовский народ всегда славился своим гостеприимством. Поэтому для вас я приготовила угощения. Я хочу угостить вас пшенными блинами. Блины – любимое блюдо мордвы. Ни один праздник не обойдется у нас без блинов.
Алдуня: Ребята, я так старалась, но немного не успела подготовиться, и хотела бы вас попросить помочь мне накрыть на стол. Вы поможете мне? (дети отвечают- да).
Алдуня: Тогда приступим. Для начала давайте поставим каждому тарелочку. Ребята на мордовском языке тарелка называется — вакан. Давайте повторим все вместе. А на каждую тарелочку поставим чашку. Чашка на мордовском языке называется – чакш. Давайте произнесем еще раз. А теперь справа от тарелочки нужно положить чайную ложку. Ложка на мордовском языке называется– пенч. Повторите ребята. А теперь на середину стола мы поставим блины. Ребята сейчас я вам скажу, как на мордовском языке называются блины – пачалгсеть. Давайте повторим все вместе — пачалгсеть. Молодцы! А еще на стол положим сахарницу и заварочный чайник, чтобы было удобно брать сахар и наливать чай. Ну, вот ребята, наш праздничный стол накрыт.
Воспитатель: Алдуня познакомила нас с новыми мордовскими словами, давайте их вспомним. Я буду бросать вам клубок и называть предмет мордовской одежды и посуду на мордовском языке, а вы возвращая мне мячик называете его на русском языке.
Алдуня: Какие вы молодцы ребята! Вы все правильно ответили.
Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. Вам понравилось занятие? Что вам особенно запомнилось? В какие игры мы с вами играли?
Воспитатель: А сейчас давайте все вместе скажем нашим гостям до свидание, а сами пройдем за праздничный стол и будем праздновать.
Дети говорят «До свидание». Гости уходят.