Консультация для родителей "Конструирование в жизни детей 2-3 лет»
Одним из наиболее естественным для ребенка и любимым занятием является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь внимательнее к своему играющему ребенку – его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
- Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребенок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
- Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
- Развивается также речь ребенка, расширяется его словарный запас, поскольку конструктивная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий и отчета о проделанной работе.
- Работая с конструктором, ребенок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
- Конструирование формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность и доводить начатое дело до конца).
- А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Игры с конструктором полезны всем и девочкам, и мальчикам, совсем маленьким и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются кубики. Их можно использовать с самого раннего возраста. Вначале ребенку достаточно 2-3 кубика. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. Строительный набор ребенка к 2 годам необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктора, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнения элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели)
К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми, поэтому дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей: машинки, куколок, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки. А строить для кого-то ему будет гораздо интереснее.
Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла «подросла» и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин, как сделать его шире; река «разлилась» и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливыми. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в показе способов действий с одновременным объяснением. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения, совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые» и «детские» названия, например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша и т.д.
С взрослением постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих сил. Поэтому не разрушайте постройки и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место. Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение продолжительного времени.
Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (дома, театры, мосты, башни).
После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям знакомить и возможности подружить ребенка с миром конструктора. Если ребенку не понравилось играть в один конструктор, положите ему другой, помните, что конструкторов сейчас великое множество.