Цель: познакомить детей с одним из источников опасности — электрическим током, закрепить правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами. Познакомить детей с понятием статическое электричество.
Задачи:
Образовательная задача:
— закреплять знания детей об электричестве, о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования;
— закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту с электроприборами;
— закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;
— обучать основам личной безопасности;
— учить детей с помощью шарика находить статическое электричество;
Развивающая задача:
— способствовать развитию осторожности и осмотрительности, умению применять полученные знания в повседневной жизни.
— развивать речь, память, мышление, внимание;
Воспитательная задача:
— воспитывать культуру поведения дома;
— воспитывать бережное отношение к окружающим в доме вещам.
— воспитывать ответственность за себя и за других.
Предварительная работа:
— беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице.
— дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно-не опасно».
— рассматривание иллюстраций опасные ситуации.
— разгадывание загадок.
— чтение художественной литературы.
Материалы к занятию: Кусочки электрического провода, картинки с изображением электрических приборов, иллюстрации с изображением различных ситуаций по закреплению правил безопасности, мяч, выставка электроприборов.
Ход ООД:
Воспитатель. Ребята, таинственный гость прислал нам загадки:
К дальним сёлам, городам.
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это- (электричество).
Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею делать всё: варить обед, гладить бельё, кипятить чай, показывать мультфильмы. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне все говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки». Кто я такой?
Дети: Электрический ток.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в мир электричества и
электроприборов. Я расскажу вам, как электричество приходит в наши дома, в
наш детский садик.
2 слайд
Электричество рождается на больших электростанциях и по проводам,
спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землёй приходит в дома,
машины, магазины, предприятия -туда, где оно нужно.
3 слайд
Движение электрического тока похоже на течение реки, но на самом деле в
проводах двигаются маленькие частицы – электроны.
4 слайд
Приходит электричество в дом по электрическому проводу (показывает),
встроенному в стены. Этот провод- дорожка. Сверху она одета в резиновую
рубашку, а под ней пучок тонких проволочек. Вот по этим проволочкам
электрический ток попадает в розетки, лампочки, а затем в электроприборы.
Для того чтобы включить настольную лампу, необходимо штепсель вставить в
розетку. Где в нашей группе находится розетка? Молодцы, вы все с легкостью
ее нашли. Розетка — это входные ворота в электрическую сеть. Через розетку к
приборам поступает ток, за счет которого они работают. (Рассматривание
штепселя.) А теперь давай те рассмотрим штепсель. Штепсель имеет
металлические стержни, не покрытые резиновой рубашкой (как вилка, через
которые проходит электрический ток. Когда вилку вставляют в розетку,
происходит соединение и электричество через стержни идет по проводам.
Воспитатель включает электролампу.
Воспитатель: А для чего нужен электрический ток?
Дети: смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер, гладить белье,
хранить продукты, освещать наш дом и т.д.…
Воспитатель. Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые
волшебники, помогают вам везде.
Воспитатель: Ну а теперь, я предлагаю поиграть и вспомнить предметы,
которые касаются постоянного электричества, которое двигается по проводам.
1 задание «Загадки про электроприборы»
Дети выходят с рисунками бытовых электроприборов в руках (картинки
перевернуты), после отгадывания загадок дети показывают картинки.
1. Если кнопочку нажать
Будет музыка звучать (магнитофон)
2. Чудо-ящик -
В нем окно.
В том окошечке -
Кино! (Телевизор)
3. Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит ...(пылесос)
4. Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ...(утюг)
5. Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт. (Холодильник)
6. Только я, только я
Я на кухне главная
Без меня как не трудитесь
Без обеда насидитесь (электроплита)
7. Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьет
Зато всё собьёт (миксер)
8. На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развеселый огонёк (настольная лампа)
2 задание. Д/и «Что для чего нужно?»
Воспитатель показывает электроприборы, а дети рассказывают об их
назначении. Электроплита (для приготовления пищи). Фен (для сушки волос).
Чайник (вскипятить воду). Пылесос (убирает квартиру) и так далее.
3-е задание. Игра «Поехали»
Ход игры: Дети встают. Вслед за воспитателем они сгибаются, хлопают себя по коленкам и следят за движениями воспитателя, который повторяет слово
«Все приборы оживают, если к току их включают» и называет любое слово.
Дети должны поднять руку вверх, если названный предмет касается
электричества. Если названный предмет не затрагивает тему «Электричество»,
то, несмотря на то, что рука воспитателя поднимается вверх, сбивая детей, дети
должны быть внимательными, и их рука не должна подниматься.
Воспитатель: Все приборы оживают, если к току их включают… Ток (дети
поднимают руку вверх вслед за воспитателем)
Воспитатель: Все приборы оживают, если к току их включают… Электрик!
(Руки поднимаются вверх)
Воспитатель: Все приборы оживают, если к току их включают… Хлеб!
(Воспитатель поднимает руку вверх, а дети нет.)
(Слова для использования в игре: провод, розетка, компьютер, книга,
холодильник, самолет, выключатель, электрочайник, электричка,
электрогитара, лампочка, свет, трактор, врач, ученик, и т. д.)
Физкультминутка.
Просыпаюсь раным-рано,
Потянусь.
Я сегодня раньше мамы
Поднимусь.
Я включаю телевизор
На столе.
Говорит он: «С добрым утром!
Это — мне.
Радио включаю,
Под музыку мечтаю,
А потом пылесос загудит,
Он ковер чисто вы-чис-тит!
Сам сейчас помоюсь,
Быстро феном обсушусь,
А потом, а потом
Мне споет магнитофон:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Беседа о профессии «Электрик»
Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует
уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено.
— Ребята, подумайте и скажите, а может ли электричество нанести вред
человеку?
Дети: да, может ударить током, может случится пожар.
Воспитатель: Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток
может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током
ударило». Поэтому электрический ток, бегущий по проводам, несмотря на то,
что он так необходим человеку, очень опасен! Об этом нас предупреждают
люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной
опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые
работают с электричеством?
Когда появились первые электростанции, необходимы были люди для
проведения проводов и кабелей, которые бы разбирались в электричестве. Так
появилась профессия электрика.
Если фазы замыкает,
Если рвутся провода
Непременно приглашают
В дом электрика тогда.
С напряжением он ладит.
Знает, где бытует ток.
Всё починит, все наладит
Электричества знаток.
Работа электрика – это огромная ответственность, ведь в его руках находятся
жизни множества людей. Несоблюдение правил безопасности может привести к
аварии.
Воспитатель: Существуют правила безопасного пользования электричеством и электрическими приборами. Давайте мы с вами поиграем и вспомним эти
правила.
Д/и «Да и нет»
Можно ли оставлять электроприборы включенными, уходя из дома? (нет)
Можно прикасаться к электроприборам сухими руками? (Да).
Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет).
Можно ли вытягивать шнур из розетки, держась за вилку? (Да)
Можно подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них? (Нет).
Можно ли класть на выключенную электроплиту какие-нибудь предметы?
(Нет).
Можно гладить бельё утюгом? (Да).
Можно ли включать в розетку исправные электроприборы? (Да).
Воспитатель. Нужно знать правила безопасности и научить всех их
выполнять.
Игра «кубик — рубик»
Каждый по очереди кидают маленький кубик с разным количеством точек,
считает и находит на большом кубике нужную пронумерованную сторону со
схемой.
Используя модели, нам надо сформулировать основные правила безопасности
при работе с электроприборами. По показу моделей формулируем правила.
5 слайд
Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и
может сильно повредить здоровью.
6 слайд
Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!
Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу,
течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
7 слайд
Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам мокрыми руками! Почему?
Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.
8 слайд
Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной
пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
9 слайд
Воспитатель: молодцы, а что нас предупреждает о высоком электрическом
напряжении.
Дети: знак высокое напряжение.
Воспитатель: Ребята если мы где-то увидим такой знак, что нужно делать?
Дети: Нельзя близко подходить к этому месту.
10слайд
Воспитатель: Нельзя наступать на электрический провод!
11 слайд
Это интересно!
Электрический скат!!! В его хвосте накапливается электричество, которое он
использует для оглушения своей добычи. Запаса электричества хватает для
работы 12 электролампочек!!!
12-13 слайд
2. Самая электрическая рыба- электрический угорь. Эта уникальная рыба, которая способна вырабатывать электричество. Напряжение в электрических разрядах угря может достигать 650 вольт, а это в три раза больше, чем напряжение в нашей обычной электросети.
14 слайд
3. Молнию создает электричество, которое рождается в тучах. Туча состоит из воды и кристалликов льда, они трутся друг о друга и электризуются. В
результате этого возникает электрический разряд огромной силы!!!
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель: Ребята, есть электричество не опасное, тихое, незаметное, оно
живёт по всюду, само по себе. И если его найти, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся
ловить электричество.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе есть шарики. Давайте их
сделаем волшебными.
(Дети подходят к столу. Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта,
накрытая прозрачным пластиком).
Что стоит на столе? (коробка с пенопластовыми шариками). Я беру ложку и начну перемешивать шарики. Смотрите, что с ними происходит? (они
ссыпаются с ложки). Сейчас я буду делать ложку волшебной электрической. (Педагог натирает ложку о шерстяной шарф).
Опускаю ложку в коробку, не касаясь шариков. Что происходит с
шариками? (они зашевелились, запрыгали, прилипли к ложке). Почему они зашевелились? Как ложка стала волшебной?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому
шарики задвигались и притянулись к стеклу.
2 эксперимент
Воспитатель: Надо шарик потереть о волосы и приложить к рифленой бумаге,
той стороной, которой натирали. Все полоски повисли на шарике. Вот так
шарики становятся волшебными. А теперь попробуйте сами.
(дети повторяют эксперимент)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (в наших волосах живёт
электричество. Мы его нашли, когда натирали шарик о волосы. Шарик стал
электрическим, поэтому притянулся к стене)
Воспитатель: это доброе электричество называется – статическое
электричество, не опасное, тихое, незаметное, оно живёт повсюду, само по
себе.
Воспитатель: ребята вам понравилось ловить доброе электричество?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, а в жизни, где мы встречаемся со статическим
электричеством?
Дети: когда расчёсываемся.
Воспитатель: Что происходит с волосами?
Дети: они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны.
Воспитатель: Вот и закончилось наше знакомство с электричеством. Что
понравилось и запомнилось вам особенно? (ответы детей).
Воспитатель: Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по
использованию электроприборов.