Консультация для родителей на тему " Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"
МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»
Консультация для родителей
«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
Воспитатель: Батяева О.П.
Атемар 2022 г
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: Консультация
«Характеристика речи детей пятого года жизни».
Воспитатель. Предлагаем вам несколько советов.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, совей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время проходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие направления:
-Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
-У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
-Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.