Групповое родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитии детей.

Задачи:

— повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;

— ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей;

— обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок».

Подготовительная работа:

— оформление приглашений для родителей;

— анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1);

— создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»;

— оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников;

— памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» (приложение №2);

— индивидуальное общение с родителями на тему: «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий — это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

2. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (Примерная анкета для родителей — приложение №1).

3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

Круги Луллия.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Составь слово» — используется для составления слов. «Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.

Пособие «Гусеничка»

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

«Волшебная дорожка».

В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

«Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте пособие „Дидактический мяч“, с помощью которого детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.

Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

«Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

ü внучка маленькая, а бабушка старенькая;

ü Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

ü Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

ü Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

ü Заяц серый, а петушок смелый;

ü Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

ü Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

ü У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

5. Подведение итога мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

Используемая литература:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература, 1984г. — 243с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991год — 223с.
3. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. — 100с.
4. Мурашковска И. Н. Развивающие игры. Игра „Теремок“. — Рига 1994г.
5. Нестеренко А. А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону, 1993г. — 32с.
6. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М, 1998г.
7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. Сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. — Ульяновск, 1995г. -67с.
8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. — М.: Просвещение,1990г.
9. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М, 1998.
10. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. — Ульяновск, 1996г. -39с.
11. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, — Ульяновск, 1991г.- 52с.
12. Сидорчук Т. А., Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад — школа: традиции и инновации, — г. Ростов-на-Дону, 1994г. — стр.75-77.
13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО „Росток“, 1998. — 64 с.
14. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. — Ульяновск, 1996г. — 152с.

Приложение №1.

Анкета для родителей « Речевое развитие ребёнка»1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
2. Дата рождения_____________________________________________________
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) _________________________________________________________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ______________________________________________________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ____________________________________________________________________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ____________________________________________________________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________________________________________________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ____________________________________________________________________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ____________________________________________________________________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?________________________________________________________
11. Присутствуете ли на детских праздниках?__________________________________________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?________________________________________________________

Приложение №2.

«Факторы успешного речевого развития детей»

(памятка для родителей)

— Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
— Создание условий для общения с другими детьми.
— Речь взрослого – пример для подражания.
— Развитие мелкой моторики руки, это ведёт к развитию речи.
— Совместные игры взрослого и ребёнка.
— Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
— Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему».
— Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
— Рассказывание стихов руками.

186
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!