"ПОИГРАЕМ В ЗАГАДКИ"

«Поиграем в загадки»

Загадки— один из самых древних фольклорных жанров.

Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Загадка учит:

— четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

— умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение.

Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми.

Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.

Издавна народ слагал не только пословицы, но и загадки, которые завораживали своей поэтичностью и емкостью содержания. В них закладывался смысл явлений, предметов, субъектов окружающего мира. может быть, поэтому загадки так разнообразны.

А почему бы отгадывание загадок не превратить в игру, в которую хотели бы поиграть все?

Примерные игры в загадки со старшим дошкольным возрастом.

1. «Загадки — добавлялки»

загадки — добавлялки (на договаривание слов) — подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; они способствуют также ознакомлению детей с термином слово.

В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные (шары)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке,

Он веселая игрушка

И зовут его… (Петрушка) и т.д.

2. «Выбери число — отгадай загадку»

загадки на счет, решение арифметических загадок.

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай — в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окна)

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? (6 игрушек) и т.д.

на сложение

Вышла курочка гулять,

Позвала своих цыплят.

Семь бежали впереди

Три отстали позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят? 7+3=10

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Пять румяных, налитых,

Три с кислинкой. Сколько их? 5+3=8

на вычитание

Семь ребят катались с горки

Убежал домой Егорка

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед за ним

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал? Отвечайте скорей! 7-1-1-1=4

У нашей кошки 6 котят

Двое на диване спят

Один котенок катает клубок

Другой забрался в сапог

А остальные сидят на окошке:

Смотрят – как Бобик бежит по дорожке.

Сколько котят сидят на окошке? 6-2-1-1=2

3. «Хитрые» задачи

— на развитие логического мышления.

  • Может ли дождь лить 2 дня подряд? (нет, между ними ночь)
  • Отчего плавают утки (от берега)
  • Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (яма)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
  • Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (под мокрым) и т.д.

4. «Составь слово по первым буквам»

карточки с картинками — первые буквы этих слов составят название предмета.

5. «Реши кроссворд»

головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

например «музыкальный кроссворд»- названия музыкальных инструментов.

6. «Отгадай загадку — нарисуй отгадку»

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (листопад)

С перьями, а не птица,

Рот есть, а не говорит,

Глаза есть, а не моргают. (рыба)

7. Волшебные дорожки

Это не простые раскраски, а секретные. Перед тем как такую картинку раскрашивать, надо разгадать загадку.

А чтобы ее разгадать надо правильно «пройтись по дорожке», аккуратно провести линию карандашом от одного предмета к другому.

8. «Ребус»

слово «ребус» латинского происхождения («Не словами, а при помощи вещей»).

бабочка бабочка — ба = бочка

семья гроза

9. Загадка – сюрприз.

загадать загадку (про стул), дети отгадывают, находят его и обнаруживают под ним сюрпризы (конфеты).

— На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу! (Стул)

128
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!