"ПОИГРАЕМ В ЗАГАДКИ"
«Поиграем в загадки»
Загадки— один из самых древних фольклорных жанров.
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.
Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадка учит:
— четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
— умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение.
Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми.
Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи.
Издавна народ слагал не только пословицы, но и загадки, которые завораживали своей поэтичностью и емкостью содержания. В них закладывался смысл явлений, предметов, субъектов окружающего мира. может быть, поэтому загадки так разнообразны.
А почему бы отгадывание загадок не превратить в игру, в которую хотели бы поиграть все?
Примерные игры в загадки со старшим дошкольным возрастом.
1. «Загадки — добавлялки»
загадки — добавлялки (на договаривание слов) — подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; они способствуют также ознакомлению детей с термином слово.
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные (шары)
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке,
Он веселая игрушка
И зовут его… (Петрушка) и т.д.
2. «Выбери число — отгадай загадку»
загадки на счет, решение арифметических загадок.
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай — в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окна)
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? (6 игрушек) и т.д.
на сложение
Вышла курочка гулять,
Позвала своих цыплят.
Семь бежали впереди
Три отстали позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? 7+3=10
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой. Сколько их? 5+3=8
на вычитание
Семь ребят катались с горки
Убежал домой Егорка
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал? Отвечайте скорей! 7-1-1-1=4
У нашей кошки 6 котят
Двое на диване спят
Один котенок катает клубок
Другой забрался в сапог
А остальные сидят на окошке:
Смотрят – как Бобик бежит по дорожке.
Сколько котят сидят на окошке? 6-2-1-1=2
3. «Хитрые» задачи
— на развитие логического мышления.
- Может ли дождь лить 2 дня подряд? (нет, между ними ночь)
- Отчего плавают утки (от берега)
- Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. Что это? (яма)
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
- Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (под мокрым) и т.д.
4. «Составь слово по первым буквам»
карточки с картинками — первые буквы этих слов составят название предмета.
5. «Реши кроссворд»
головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
например «музыкальный кроссворд»- названия музыкальных инструментов.
6. «Отгадай загадку — нарисуй отгадку»
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (листопад)
С перьями, а не птица,
Рот есть, а не говорит,
Глаза есть, а не моргают. (рыба)
7. Волшебные дорожки
Это не простые раскраски, а секретные. Перед тем как такую картинку раскрашивать, надо разгадать загадку.
А чтобы ее разгадать надо правильно «пройтись по дорожке», аккуратно провести линию карандашом от одного предмета к другому.
8. «Ребус»
слово «ребус» латинского происхождения («Не словами, а при помощи вещей»).
бабочка бабочка — ба = бочка
семья гроза
9. Загадка – сюрприз.
загадать загадку (про стул), дети отгадывают, находят его и обнаруживают под ним сюрпризы (конфеты).
— На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу! (Стул)