«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
МАДОУ «Детский сад №82комбинированног вида»
«Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления
с природой родного края»
Педагогический опыт работы
Тарасовой Тамары Михайловны
воспитателя
МАДОУ «Детский сад №82 КОМБИНИРОВАННОГОвида»
городского округа Саранск
Саранск 2022 г.
Введение
Экологическая проблема сегодня, пожалуй, одна из самых злободневных не только в нашей республике и стране, но и во всем мире.
Еще полвека назад мы могли купаться в чистых реках, озерах, прудах. Дети бегали босыми под теплым летним дождем под одобрение взрослых, которые полагали, что дождевая вода способствует росту детишек, укреплению их здоровья.
Все изменилось с глобальным ростом индустриализации страны, когда многочисленные заводы и фабрики стали производить продукцию, основываясь на новшествах химической промышленности. Все это привело к тотальному загрязнению рек, воздуха, почвы…. И экологическая проблема встала перед нами в полный рост.
Сегодня очень важно заниматься экологическим воспитанием общества и, прежде, всего, детей, потому, что только они, впоследствии, могут спасти этот Мир, эту красивую и такую хрупкую планету Земля.
Предстоит большая работа в этом плане. И работу эту надо начинать, конечно, с дошкольных организаций, причем, вести ее надо ежедневно, начиная со знакомства с природными объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом воспитании детей. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к природе, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Важно показать ребёнку экологические закономерности на примерах своего региона. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты — одна из главных задач педагогов.
Чем раньше мы начнем формировать у ребенка видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, тем эффективнее пройдет процесс экологического воспитания. Поэтому, с раннего детства необходимо ввести детей в мир природы, терпеливо и доброжелательно обучать детей правильному общению с природой.
Предлагаемый педагогический опыт представляет собой обеспечение обновления и обогащения воспитательно-образовательного процесса в сфере экологического воспитания дошкольников.
Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором
Природа Мордовии – часть мира, окружающая ребенка и важность экологического воспитания дошкольников посредством родной природы неоспорима.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка — залог правильного отношения к природе во взрослой жизни.
Во — вторых, дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы осознанного гуманного отношения к окружающему миру, природе.
В — третьих, природа несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающей природой, взаимосвязи человека и природы.
Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности не только актуальна, но и своевременна. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Бесконечно разнообразный мир родной природы ( леса и луга, аромат цветущих деревьев, пение птиц, шелест листьев, скрип снега под ногами) пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной и другим видам детской деятельности.
Природа – неиссякаемый источник экологического воспитания дошкольников, так как:
— в общении с природой дети занимаются исследовательской деятельностью: приобретают практические навыки, учатся наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, управлять своим поведением, словом развивать свои познавательные способности;
— природа дарует ни с чем несравнимые чувства радости и восторга, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.
В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего нравственного развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и оберегать природу родного края и страны в целом.
Проблема массовой практики в том, что из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё правильно понимается детьми при общении с природой, наблюдается неосознанное отношение к живой природе. И это давно тревожит меня, других педагогов и родителей.
Раскрыть перед ребёнком красоту родной природы и научить увидеть и любить её – дело сложное. Но, дети очень наблюдательны и внимательны к моим словам, хорошо отличают положительное и отрицательное в своих и действиях взрослых.
Анализируя свой опыт, следующей проблемой считаю неумение детей взаимодействовать с природой – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, одним из главных средств решения воспитательных задач заключается в формировании у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и природе.
Исходя из вышеизложенного, определилась цель реализации данного опыта: расширение и систематизация представлений детей о природе родного края.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
Образовательные:
— формировать систему экологических знаний и представлений у
дошкольников;
— направлять активную деятельность детей на осознанное сохранение родной природы;
— формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе родного края;
— прививать трудовые природоведческие навыки.
Развивающие:
— развивать умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить и защищать её.
— развивать интерес к познанию родной природы.
Воспитательные:
— воспитывать любовь и уважение к особенностям природы мордовского края;
— воспитывать гуманное отношение к природным памятникам;
— воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
И еще одна задача, которую я ставлю перед собой — экологическое просвещение родителей через разнообразные формы работы (информационные стенды, беседы, практические консультации участие в мероприятиях экологической направленности.)
Считаю, что природа учит ребенка видеть прекрасное, зарождает стремление самому внести свой вклад в преобразование и сохранение природы родного края.
Будущее сегодня за нашими детьми. Только они должны спасти нашу планету от глобальной экологической катастрофы. И от нас, воспитателей детских садов сегодня зависит, с каким экологическим мышлением мы подготовим ребенка к будущей жизни.
4. Основная идея опыта
Основная педагогическая идея моего опыта – воспитание ребенка с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей природе и умеющего жить в гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Сущность опыта — это становление осознанного отношения к природе во всём её многообразии, к себе, как части природы и своей зависимости от состояния окружающей среды.
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах.
Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагога и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.
Принцип демократизации предполагает совместное участие воспитателей и родителей в экологическом воспитании дошкольников.
Принцип индивидуализации обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку и его интеллектуальное развитие.
Принцип научности способствует формированию первоначальных понятий, которые формируют элементарные экологические представления;
Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно – образовательной работы.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип регионального компонента позволяет на собственном опыте совершенствовать свои представления в познании природы родного края.
5. Теоретическая база опыта
Опыт работы опирается на исследования С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Е.И.Сергеенко, П.Г. Саморуковой, Т.А. Серебряковой в области экологического воспитания. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ экологической культуры, экологического сознания как личностных образований, характеризующих специфику познания дошкольниками природы и отношения к ней.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое.
В.А. Сухомлинский писал «…чтобы каждый шаг ребенка был путешествием к истокам родной природы — к чудесной красоте природы».
Программы экологического воспитания дошкольников («Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Природа – наш дом» Н.А.Рыжовой решают вопрос становления начал экологической культуры у детей; нацелены на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием своего места в ней.
Программы предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Психологической методологией представленного опыта являются идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.
6. Новизна опыта, творческие находки автора
Новизна моего опыта заключается в:
— построении модели экологического воспитания на принципах интеграции и экологизации;
— комплексно – тематическом построении воспитательно -образовательного процесса;
— применении проектного метода;
— совместной деятельности детей и взрослых ( педагога и родителей воспитанников).
Это позволило дополнить традиционную систему работы с детьми по формированию представлений о многообразии мира природы, осознанном отношении к ней.
Отличительной особенностью моего опыта является:
— формирование у дошкольников мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе родного края; воспитание осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за преобразование экологической обстановки;
— повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
В работе:
— показано, что формирование экологических представлений успешно
достигается в условиях специально организованной среде через личный опыт взаимодействия с окружающей природой;
— обоснована необходимость на ранних этапах формировать представления
о природе родного края, как основы для более успешной адаптации в окружающем социуме.
7. Технология опыта
Свою работу по данной теме начала с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на свой педагогический опыт, разработала систему работу с детьми по экологическому воспитанию.
Анализируя работу с детьми, понимала, чтобы дети правильно ориентировались в природе, важно использовать эффективные формы и методы воспитания в специально подготовленной развивающей среде.
Важную роль в этом плане сыграла развивающая среда, которая способствует экологическому воспитанию дошкольников. В группе имеются «зона природы», уголок экспериментирования, настольно-печатные и дидактические игры, альбомы, энциклопедии, художественная литература, иллюстрации и картины, природный материал.
На территории детского сада создана экологическая тропа, объектами ко¬торой являются различные деревья, кустарники, лужайки, цветники, огород, муравейник и др. Экологическая тропа дает большие возможности для проведения систематических наблюдений, в процессе которых развивается эмоциональная сфера детей, формируются чувство единения с приро¬дой и умение сопереживать всему живому.
Основная работа с детьми по экологическому воспитанию проводится в центрах природы группы и на прогулке. Наблюдения в «центре природы» ведутся за комнатными растениями на основе различных сравнений. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними.
Во время общения с детьми на прогулках, постоянно рассказываю о цветах, птицах и бабочках, которые могут погибнуть, если мы престанем бережно относиться к Земле, ко всему живому, что на ней обитает.
Особую роль в формировании положительного отношения дошкольников к природе играют наблюдения и целевые экскурсии, в процессе которых дети знакомятся с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем рядом с ними, знакомятся с правилами поведения в природе, разучивают или вспоминают стихи, рассказы природоведческого характера, загадки о природе. После таких прогулок они изображают свои впечатления в рисунках, игровой и трудовой деятельности.
Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-путешествия). В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям, происходящих в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы.
Следующая форма работы – беседа. Например, беседуя с детьми, как воспитатель, постоянно заостряю внимание на том, что наша Земля — живая, и она очень страдает оттого, что кто-то бросает на нее пакетики от мороженого, фантики, бутылки и другой мусор. Дети воспринимают все это очень живо, остро.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, учитываю её связи с трудом детей в природе и организованной деятельностью. Вопросы, связанные с экологическим воспитанием, постоянно поднимаются на специальных занятиях.
Применение ИКТ (интерактивной доски, ноутбука, видео – плейрера, мультимедийных презентаций и др.). позволяло сделать занятия эмоционально окрашенными, интересными, мультимедийные презентации являлись прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало положительной результативности занятий.
Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, так как труд в природе в последние годы использовала как форму экологического воспитания. Дети ухаживают за растениями, учатся выращивать растения в группе и на огороде. Они с желанием трудятся и на участке: убирают территорию, участвуют в посеве семян цветов и овощей, ухаживают за растениями, развешивают кормушки, подкармливают птиц.
Наиболее значимой является экспериментальная и опытно-исследовательская деятельность с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.
Большое внимание отдавалось проектному методу. Для этого были разработаны образовательные экологические проекты «Природу края береги» и «Волшебный мир природы», которые определили систему работы с детьми по обозначенной цели. Выбранная технология проектирования деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию экологической культуры у дошкольников.
Особое внимание уделяется правилам поведения в природе. Для закрепления норм и правил поведения в природе проводятся «уроки доброты». На них используются музыкальные и художественные произведения, обсуждаются и проигрываются различные ситуации.
Особенно эффективны театрализованные представления и экологические праздники, которые способствовали эмоциональному восприятию природы через собственные действия и переживания.
Работа с моделями не только способствовала усвоению экологических знаний, но умственному развитию детей.
Часто практиковались конкуры, выставки, экологические акции совместно с родителями «Чистый город», «Самый лучший участок».
Дополнительное образование также послужило большим подспорьем в экологическом воспитании и образовании дошкольников.
Свои впечатления дети отображали в изобразительной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании.
Уверена, что азы экологических знаний, донесенных до детей в виде выше указанных форм и методов, сформируют у детей первые представления и мире природы, о том, как нужно беречь родную природу, чтобы сохранить все живущее на Земле.
А взаимодействие с родителями способствовало усвоению материала, обогащению чувственного опыта и адаптации ребенка в социальном и природном окружении.
8. Результативность опыта
Взаимодействие ребенка с миром родной природы имел большое значение в экологическом воспитании детей: Результативность опыта очевидна. Дети:
— эмоционально реагируют при взаимодействии с объектами природы и передают свои чувства в доступных видах творчества, с желанием участвуют в трудовой деятельности, связанной с объектами природы;
— усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе;
— освоили нормы экологически правильного поведения в природном окружении;
— имеют представление о животном и растительном мире Мордовии;
— приобрели знания о многих представителях Красной книги Мордовии, природных памятниках;
— имеют представления о том, что сохранность мира природы – обязанность человека;
— научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
У детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях. Расширился навык делать самостоятельно обобщения, объективно оценивать свою и чужую работу. Появился интерес к познавательной и исследовательской деятельности. Все это в сочетании с дальнейшим развитием и формированием личности ребенка будет способствовать более легкому и правильному установлению контакта с окружающим миром.
Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Родители принимали активное участие в конкурсах «Осенняя фантазия», «Экологическая шкатулка», акциях «Самый зеленый участок», экологических праздниках, в изготовлении кормушек, скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем на территории детского сада.
При взаимодействии с родителями проявилась:
— компетентность в вопросах экологического воспитания;
— активная позиция участия в совместной деятельности (активное участие в мероприятиях, экскурсиях, выставках, конкурсах);
— возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
Вся наша работа помогла, я думаю, не только дать знания о природе родного края, и о том, что человек — часть природы, и научила детей правильно взаимодействовать с окружающим миром.
И я думаю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относится к его природным объектам.
Трудоемкость опыта заключалось в том, что среди дошкольников более половины детей мало были осведомлены о природе родного края, взаимозависимости природы и человека.
В связи с этим мною было принято решение о необходимости в разработке целостной системы занятий по экологическому воспитанию детей.
Все трудности удалось преодолеть благодаря:
— комплексному подходу к экологическому воспитанию и образованию дошкольников, индивидуальному подходу к каждому ребенку;
— интегрированному воспитанию и обучению;
Перспективы опыта: В настоящее время, дети владеют элементарными экологическими знаниями и представлениями, осознанным отношением к природе родного края. Всё это создаёт благоприятную почву для последующей работы в новом учебном году. Мониторинг, проводимый в начале и конце учебного года, свидетельствует о динамике развития, эффективности педагогического воздействия.