Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой
В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликации, игрушки и т.д. Все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями, богата своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения, начиная с младшего возраста. Поэтому необходимо начинать закладывать чувство патриотизма и важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, в младшем дошкольном возрасте. Это основа, благодаря которой начнётся формирование личности гражданина и патриота. Основу можно закладывать по-разному.
Например, я воспитатель в первой младшей группе в работе с детьми использую народный фольклор: потешки, заклички, песенки, хороводные игры, сказки и т. д. В адаптационный период эффективным средством всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованная игра-постановка. Театрализованные постановки русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и др., помогают не только продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, но и начать развивать индивидуальные творческие способности. В целом знакомство со сказками помогает детям заложить понятия о добре и зле, трудолюбии, уважении к самому себе и окружающим, о честности и справедливости. Педагоги приобщают малышей к устному народному творчеству. Знакомят детей с песенками, потешками, загадками о природе, животных, своих родных. Активно используют в работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста подвижные русские народные игры: «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», которые сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Проведение дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет начать формировать у детей правильное отношение к: явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, родном крае, о защитниках отечества, о истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. Воспитатели правильно организовывают и наполняют предметно-развивающую среду в группе, которая помогает расширять и углублять представления детей о своей стране, о традициях и русской народной культуре в целом. Для наибольшей результативности проводят работу с родителями: создают различные консультации по тематике, беседы, конкурсы, фотовыставки.
Совместная проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников – фундамент в воспитании будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. Если педагоги и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, соответственно дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества. Дети – наше будущее, будущее нашей Родины!