Конструирование в раннем возрасте
Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию его познавательного интереса.
Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.
Конструктор — это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра -ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности. Например: «Построим воротца » или «Построим мебель для куклы» (стул, стол, диван).
Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.
В магазинах предоставлен большой ассортимент строительного материала для детей: большие модули; пластмассовый, деревянный напольный и настольный конструктор; конструктор «Лего», резиновые кубики; мягкий строительный материал.
КАК ПОЗНАКОМИТЬ МАЛЫША С НАЗВАНИЯМИ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА
— Чтобы малыш стал ориентироваться в названии деталей, мы постоянно используем эти слова в разговоре с ним: «Где большая шапочка? Вот она!», «Дай мне кубик», «Ставим кубик на кубик – будет башенка», «А вот и крыша! Поставим крышу на кубик» и т.д.
— Мы называем детали не только, когда играем с малышом с конструктором, но и в тот момент, когда убираем конструктор на место и складываем части конструктора в коробочку. Например, можно сказать малышу, что сейчас мы убираем в коробку только кубики. И он будет из всех деталей выбирать только детали этой формы. Затем также собрать в коробку кирпичики. Так по ходу обычной жизни ребенок постепенно запомнит, как называются детали разной формы. И малыш их легко запомнит.
— На третьем году жизни ребенка можно проводить с малышом игры «Отгадай, что спрятано в моем чудесном мешочке». Вы прячете в красивый непрозрачный мешочек деталь конструктора, а ребенок ручками ее обследует и пытается на ощупь определить, что это такое и назвать: «Кубик!» или «Кирпичик!». Обязательно сравним эти детали — проведем пальчиком по граням. У кубика все стороны одинаковые. А у кирпичика есть вот какая дли-и-и-нная сторона (ведем пальчиком вдоль нее), а есть сторона короткая.
Полезный совет: Всегда давайте возможность ребенку сначала самостоятельно познакомиться с новым конструктором – ощупать, рассмотреть, назвать детали. И только когда конструктор уже будет знаком ему, то можно начинать строить из него постройки. Обследовать новый предмет со всех сторон, и строительство не получится :).
ЧТО МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ МАЛЫШ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ ИЗ КОНСТРУКТОРА
В раннем возрасте малыш узнает от мамы не только названия деталей, но и способы действия с ними – элементарные способы конструирования. Давайте познакомимся с этими способами конструирования для самых маленьких, даю их по порядку с постепенным усложнением задач:
Способ 1. Размещать детали конструктора по горизонтали и по вертикали и видеть, что при этому изменяется их устойчивость.
Например:
1. Кубики можно поставить горизонтально – и получатся вагончики для поезда. А можно поставить вертикально – сделать башенку.
2. Кирпичики могут лежать на столе горизонтально, и тогда у нас получится дорожка. Она может быть разной. Можно сделать узкую дорожку, если соединить кирпичики узкой стороной. А можно – широкую дорожку, если их соединять друг с другом их длинной стороной.
3. Если те же самые кирпичики поставить их вертикально на стол рядом друг с другом, то получится уже не дорожка, а заборчик!
4. Если к кубику рядом поставить вертикально кирпичик — получится стульчик. А если на тот же кубик положить тот же самый кирпичик горизонтально — то получится совсем другая постройка — не стул, а стол!
Способ 2. Накладывать детали одну на другую, делать перекрытия. Так получаются у нас домики, ворота.
Способ 3. Замыкать детали в одно кольцо, образуя замкнутое пространство.
Примеры:
• Пример 1. Из кирпичиков, поставленных на ребро, мы строим загородку для курочек, коровок, делаем парк, делаем двор для прогулок матрешек и других маленьких фигурок людей и зверей.
• Пример 2. Так же мы можем построить гараж для игрушечной машины, в который она будет заезжать через ворота.
• Пример 3. Можно сделать с ребенком даже трамвай или автобус. Для этого строим замкнутое пространство из кирпичиков, а после этого располагаем в нем сидения для пассажиров и место для водителя. Один из кирпичиков мы можем отодвигать в сторону, когда пассажиры входят в салон. Это будет дверь. Вы сможете придумать много вариантов «обустройства» такого автобуса.
Наша главная задача, чтобы ребенок не просто повторил за нами какой-то новый способ действия, а стал использовать его в своих самостоятельных играх. Поэтому мы варьируем игры и показываем один способ конструирования на примере разных построек и разных игровых сюжетов.
КАКИЕ ПОСТРОЙКИ МОЖНО СТРОИТЬ ИЗ КОНСТРУКТОРА С МАЛЫШОМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
В основе всех построек малыша — сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок.
Например:
• домик с заборчиком,
• качели, песочница во дворе,
• дорожка в парке со скамеечками,
• комната для матрешки (диванчик, кроватка, стол, стульчик),
• дорога для машин и ворота,
• паровоз с вагонами,
• мостик через речку.
В этих постройках используются детали 3- 4 форм. Например, мостик можно сделать из пластины, которая положена на кубики. А сверху мы украшаем наш мост двумя призмами – «крышами».
Малыш с удовольствием построит и дом для трех медведей из известной ему сказки по их просьбе, сделает из кирпичиков и кубиков большой стул для Михаила Потаповича, стул поменьше для Настасьи Петровны и маленький стульчик для Мишутки.