Конспект комплексного познавательного занятия в старшей группе «Синичкин день».
Цель : Закреплять знания детей о зимующих птицах. Познакомить детей с праздником «Синичкин день».
Задачи.
Образовательные:
üрасширять и систематизировать представления о зимующих птицах,
üсовершенствование речи детей как средства общения,
üрасширять, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»,
üзакреплять умения различать птиц по внешнему виду и называть их.
Воспитательные:
üвоспитывать положительные эмоции к птицам, желание проявлять заботу к ним.
üвоспитывать любовь, уважение к родному краю.
Развивающие:
üразвивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
üразвивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия
üразвивать мелкую моторику рук, воображение, диалогическую и монологическую речь детей,
Материалы: плакат «Зимующие птицы»,, карточки птиц, кормушка, стилизованные кормушки из разных материалов, корм для птиц в пакетиках, карточки-силуэты птиц, цветные карандаши, стилизованное дерево, таблица с изображением зимующих птиц, фонограмма с голосами птиц.
Предварительная работа: чтение Е. Александрова «Новая столовая», чтение отрывка из рассказа «Синичкин календарь», отгадывание загадок;
Наблюдение на прогулках за птицами, подкармливание птиц. Работа с родителями по изготовлению кормушек для птиц.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие,
художественно-эстетическое, речевое развитие.
Организационный момент.
-Дети, назовите мне, какое сейчас время года? (Поздняя осень.)
-Как еще называют позднюю осень? (Серебряная)
-Почему ее называют серебряная? (Деревья стоят без листьев, порошит снег, все как в серебре)
-Назовите осенние месяцы.
Затем звучит фонограмма с голосами птиц.
-Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи)
-Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные).
-А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)
-А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы)
Основная часть.
-Итак, сегодня мы поговорим о зимующих птицах.
-Отгадайте загадки, картинку с изображением птички найдете на столе и повесите на доску.
1.Маленький мальчишка в сереньком пальтишке, по дворам шныряет, крошки собирает.(Воробей)
Что вы можете рассказать мне о воробье? Чем он питается? Какого цвета его оперенье? итд
2.Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! (Дятел).
Расскажите о дятле.
3. Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
-Расскажите мне об этой птице.
4. Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова).
-Расскажите об этой птице.
-Молодцы.
-А сейчас посмотрите на доску. Узнайте, что за птица изображена и опишите ее.
(Снегирь)
-А эту птицу вы узнали? (Сорока).
Расскажите о птице.
-Узнайте по описанию:
У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло, крылья-черные, а остальное тело серое. Питается эта птица всем что попадется-всеядная. (Ворона)
-Узнайте по описанию:
Это большеголовая птица с красно-коричневым оперением, с цепкими лапками и крестообразным клювом. Одиночества они не любят, держатся стайками. Питаются семенами шишек. Единственная птица, которая высиживает своих птенцов зимой. (Клест)
-Почему у этой птицы такой необычный клюв? (Ответы)
Молодцы.
-А сейчас отгадайте еще одну загадку.
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Все хвастает синим своим сюртуком,
И шапочкой синей гордится …» (Синица).
-Я хочу вам рассказать об этой красивой птичке. У синицы жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, и среди коряг.
Синицы — лесные птицы, причем они насекомоядные. Им подходит только жирный, калорийный корм, и то не любой. Им найти пропитание зимой гораздо труднее. Из 10 синиц, из -за голода, до весны доживает всего 2 (а в морозные зимы 1-2).
-Ребята, сегодня 12 ноября, мы празднуем праздник «Синичкин день».
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки. Но почему именно Синичкин день? А потому что синица-божья птица считалось на Руси. Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки, хлеба-то будет в доме достаток.
-В народе существуют приметы, связанные с Синичкиным праздником.
Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну.
Свистит синица — на ясный день.
Синицы утром пищат — на ночной мороз.
А сейчас отдохнем немного.
ФИЗМИНУТКА.
«Синичка»
Скачет шустрая синица, (Повороты в стороны.)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево — вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжок.)
Тири — тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
-Отдохнули, Присаживайтесь
-Ребята, отгадайте загадку.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
-Для чего нужны кормушки?
-У вас на столе лежат разрезанные картинки.Собрав их, вы увидите, чем питаются синички.
-Ребята, у меня есть запасы корма для наших друзей меньших-птиц, давайте положим его в кормушку.
(Вызываю ребенка, тот берет пакетик с кормом называет что это, какая птица им кормится и кладет в кормушку.)
-Когда мы пойдем гулять, то повесим на участке кормушку.
-Скажите, а из каких материалов еще можно сделать кормушки для птиц?
(Ответы детей. Варианты кормушек лежат на столе.)
-Послушайте стихотворение.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К Вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их-не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать, улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
-Молодцы. А сейчас разомнем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
(На столе у детей лежат вырезанные силуэты синичек, цветные карандаши).
-Ребята, у вас на столе лежат синички, раскрасьте их и посадите свою птичку на наше дерево.
(Дети выполняют работу, воспитатель и дети вывешивает птичек на дерево).
Итог.
-О ком мы сегодня говорили?
-Почему их называют зимующими?
-Какой праздник мы праздновали?
-Почему мы должны помогать птицам?
-Вы хорошо поработали. Молодцы.
Сейчас мы пойдем на прогулку, повесим кормушку и развесим для птиц корм.