Роль семьи в воспитании младших школьников
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В психолого-педагогической литературе проблеме взаимодействия педагогов и родителей, обучающихся младшего школьного возраста уделяется недостаточное внимание, хотя именно в этого период ребенок вступает в новые межличностные отношения, активно включается в процесс учебной деятельности, т.е. начинается новый этап становления личности.
Проблема взаимодействия семьи и школы – проблема современного образования и общества в целом. Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение.
До поступления ребенка в школу родители выступают его первыми и основными воспитателями. Результативность деятельности школы по обучению и воспитанию обучающихся во многом зависит от того, насколько плодотворно выстроено сотрудничество педагогов с родителями.
Большинство ученых определяют взаимодействие школы и семьи как социально-педагогический процесс, который затрагивает различные проблемы современности, в частности – формирование социальной активности у подрастающего поколения.Сегодня перед российской образовательной системой стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и педагогов, разработки технологий и форм для восстановления воспитательного потенциала семьи; развития семьи как общественной, личностной и государственной ценности. Ученые и педагоги указывают на необходимость разработки программ психолого-педагогического сопровождения семьи для решения воспитательных задач.
Для этого необходимо проводить ряд мероприятий по просвещению родителей, их психолого-педагогической подготовке, целью которых является построение качественно новых отношений между двумя социальными институтами – школой и семьей.Для повышения педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания применяют такие формы как «Родительский лекторий», «Университет педагогических знаний» и др. Родители сами выбирают тему мероприятия. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.
В последнее время достаточно эффективной формой работы с родителями являются родительские тренинги. Это активная форма работы, позволяющая родителям выявить и осознать проблемные ситуации в семье, изменить свое взаимоотношение с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Практикум – это современная форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В процессе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
В настоящее время популярными становятся такие формы взаимодействия семьи и школы, как «мозговой штурм», круглый стол, онлайн вебинары. К формам индивидуальной работы относятся: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Эффективной индивидуальной формой работы педагога с семьей является посещение семьи, в процессе которой учитель знакомится с условиями жизни ученика, его интересами и склонностями, взаимоотношениями с родителями, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы – это целенаправленная совместная деятельность родителей и педагогического коллектива, направленная на создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, воспитания всесторонне, гармонично развитой личности.