Консультация для родителей «Роль народных традиций в семейном воспитании».
Консультация для родителей
«Роль народных традиций в семейном воспитании».
Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, — быть «добропорядочным отцом или матерью семейства». «Качество» родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма, является необходимым условием выживания государств, народов и человечества в целом.
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа», где на протяжении многих веков традиционно начиналось воспитание будущих родителей.
Особенность домашнего воспитания состоит в том, что оно осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных «уроков» для последних. В семье ребенок включен в поток деятельности и в процессе ее получает многоуровневое образование, включающее в себя представления о природе, человеке, обществе, в том числе о семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах и т. д. Семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия, сорадости и соогорчения, что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи.
Современные научные данные доказывают, что образ семьи формируется у ребёнка в первые годы его жизни.
Между тем обследование дошкольников свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.
Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, — причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких.
При изучении истории общества проблемы семьи всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрения народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением.
Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.
Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», — говорится в русской пословице. «Хоть шесть дней голодай, но отца — мать почитай», — добавляют татары. «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», — подмечают казахи.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать — единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать-это зеркало, в которое смотрится ребёнок.
Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливался к тому, чтобы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Отцовство – это экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. – вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отсутствие отца как члена семьи и воспитателя отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, он должен быть другом своему ребенку. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. О роли отца в семье в народе говорится: «Отец жив — смотри на его поступки, отец умер — помни о его воле».
Дедушки и бабушки считались в народе лучшими педагогами, хранителями многовековых педагогических традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.
Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая». Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учился семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания.
Какие требования предъявляет народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?
Прежде всего — создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, оно отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. «В дружной семье благодать, где раздоры — там погибель». Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.
Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей — большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Гостеприимство у народа означает не просто кормление гостя — главным образом, это признак уважения к человеку.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд — главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах русского народа:
-Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
— Землю красит солнце, а человека труд.
— Птицу узнают в полёте, человека в работе.
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Труд составлял основу жизни наших предков. «Труд кормит, а лень портит», — говорили в народе. Мужчины обрабатывали поле, ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право — право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику — настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие полотенца. Таким образом, происходило естественное соединение трудового и эстетического воспитания.
На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в их познавательной ценности.
Трудное дело — воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом: «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».
Воспитание — вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.
Народное воспитание имеет одно неоценимое преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво формирует у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.