Проект "В гостях у сказки"
1.Актуальность
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из таких средств является воспитание сказкой.
«Сказка,- говорил А. Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».
Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей.
Основные возможности воспитания сказкой заключаются в следующем: развитие личности, творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение и коррекция.
Воспитание сказкой — это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает практические навыки. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут развиваться активно и сознательно. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов — это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание.
Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников будет способствовать всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию.
1.Целеполагание
Предполагается систематизация представлений детей о сказках и их положительное влияние на нравственное воспитание дошкольника.
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит.
Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
2.Гипотеза
Использование сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если:
— будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками;
— составлены методические рекомендации в помощь воспитателям;
— включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетовв организованную и совместную деятельность (театрализованную, художественную, речевую, игровую, музыкальную и др.) детей и взрослых;
— побуждение детей к импровизации и драматизации;
— комплексная работа по реализации проекта, то все это приведет к максимально достигнутым результатам.
4. Цель
Развивать устойчивое отношение к сказке, как произведению искусства. Приобщать детей к высокохудожественной литературе, прививать интерес к театральной деятельности, раскрыть ценности совместного творчества у детей и их родителей.
5.Задачи
Образовательные:
— создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;
— познакомить с различными видами сказочных произведений;
— способствовать формированию интереса к народных сказкам, устному народному творчеству;
— содействовать стремлению подражать положительным героям сказок; — формировать представление о нравственных категориях: добре и зле, послушании — непослушании, трудолюбии – лени, правде — лжи; показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
— привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
— научить отражать содержание сказок в играх, играх-драматизациях;
— закреплять умения использовать разные виды театра в драматизации сказок.
Развивающие:
— развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
— развивать речь детей посредством драматизации, составления и рассказывания сказок;
— развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в организации театральных игр;
— развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, воображение, мышление, любознательность;
— раскрыть и развить творческие способности детей.
Воспитательные:
— воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
— воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
6. Методы работы
Словесные:
— беседа;
— рассказ, пересказ;
— объяснение;
— чтение сказок, малых форм фольклора;
— заучивание наизусть;
— отгадывание загадок;
— ситуации общения;
— поощрение.
Наглядные:
— рассматривание иллюстраций к сказкам, картин, сюжетных и предметных картинок, мнемотаблиц, книг;
Практические:
— игра (дидактическая, словесная, настольно-печатная, сюжетно-ролевая, театрализованная, игра-драматизация);
— игровые упражнения;
— этюды;
— продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
— выставки, конкурсы творческих работ;
— слушание музыки, сказок в аудиозаписи;
— просмотр мультфильмов;
— праздники и развлечения.
7.Ожидаемые результаты
Дети будут знать:
— виды театра;
— народные сказки, отрицательных и положительных героев сказок;
— духовно-нравственные ценности (различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других);
Дети будут уметь:
— проявлятьинтерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость на ее сюжет;
— использовать тексты русских народных сказок в самостоятельной игровой, театральной и других видах деятельности, общении;
— драматизировать сказки;
— свободно излагать свои мысли, пользоваться речью, терминами русских народных сказок;
— проявлять эмоциональную отзывчивость на сюжет, содержание народной сказки, ее героев;
— проявлять активность, самостоятельность, раскрепощенность;
— инсценировать сказки, используя для этого театральную атрибутику.
— понимать нравственной нормы; социальные формы выражения чувств (проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи)
8.Основные этапы
1 этап. Организационный
Цель: определение целей и задач, изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта создание благоприятных условий для реализации проекта, составление перспективного плана по реализации проекта, прогнозирование результатов работы; консультирование родителей и привлечение их к созданию развивающей среды; повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей.
2 этап. Практический Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе в совместной деятельности взрослых и детей способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей.
3 этап. Обобщающий
Цель:обобщение опыта работы и определение результата практической деятельности, выявление уровня воспитания и развития детей в процессе ознакомления со сказкой.
9. Дорожная карта (план мероприятий)
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат мероприятия |
1 этап. Организационный | |||
Работа с детьми | |||
I | Беседы | ||
1 | Опрос детей «По страницам сказок» | Сентябрь | Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа |
2 | «Какие сказки я знаю» | Сентябрь | Дети расскажут какие сказки знают, о чем говорится в сказках |
3 | «Чему нас учат сказки» | Октябрь | Дети будут различать добро и зло, послушание – непослушание, хорошо-плохо, почему добро побеждает зло |
4 | «Откуда сказка к нам пришла?» | Октябрь | У детей появятся представления о том: кто создает сказки, то такое замысел, самые известные сказочники? Кто они? Почему сказки называют русские народные? |
5 | «Моя любимая сказка» | Ноябрь | Появление у детей интереса к сказкам, активизация речи детей, умение отвечать на поставленные вопросы |
II | Рассматривание иллюстраций, книг, картин | ||
1 | Рассматривание иллюстрированных книг по сказкам по выбору детей | Сентябрь | Проявление у детей интереса к книге, иллюстрациям |
Драматизация художественных произведений | |||
1 | Игра-занятие «Курочка Ряба» | Сентябрь | Дети научатся слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе помощью би-ба-бо |
2 | Обыгрывание потешки «Киска-киска…» | Октябрь | Имитация движений по содержанию потешки |
3 | Рассказывание сказки «Теремок»» в сопровождении театра на фланелеграфе | Ноябрь | Дети получат представления о театре на фланелеграфе |
4 | Показ настольного театра по сказке «Репка» | Октябрь | Закрепление знаний о настольном театре |
III | Игры, игровые упражнения | ||
1 | Дидактическая игра «Мои любимые сказки» | Сентябрь | Дети выполняют имитационные движения, подражая героям сказок |
2 | Игра «Угадай, кто к нам пришел» | Ноябрь | Дети узнают сказочных героев, отгадывая загадки, отрывки из сказок |
IV | Мониторинг | ||
1 | Мониторинг освоения раздела «Чтение художественной литературы» | Сентябрь | Выявление уровня знаний детей о сказках, формах малого фольклора |
Работа с педагогами | |||
1 | Организация проектного метода в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста | Сентябрь | Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы |
2 | Подбор методической и детской литературы, других источников информации. | Сентябрь | Подобрано методическое обеспечение проекта |
3 | Разработка проекта в группе | Сентябрь | Проект «В гостях у сказки» |
4 | Обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. | Сентябрь | Определены средства и содержание реализации проекта |
5 | Прогнозирование результатов | Сентябрь | Сформированы предполагаемые результаты развития детей к концу завершения работы по реализации проекта |
6 | Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности | Октябрь | Привлечение педагогов детского сада к реализации проекта |
7 | Составление перспективно — тематического плана работы с детьми, родителями, педагогами по реализации проекта. | Октябрь | Дорожная карта (план мероприятий) |
8 | «Роль сказки в воспитании детей" | Ноябрь | Консультация для воспитателей ДОУ |
Работа с родителями | |||
1 | Анкетирование «Что знает Ваш ребенок о сказке?» | Сентябрь | Результаты анкетирования. Мониторинг представлений о значении русских народных сказок в развитии и воспитании детей младшего возраста |
2 | Беседы с родителями на тему «Что читают ребёнку» | Сентябрь | Определение возможных источников получения информации и способы деятельности (Что хотим узнать? Кто может помочь?) |
3 | Педагогическая диагностика семей по использованию сказок и театра в домашних условиях. | Сентябрь | Результаты опроса. Выявление затруднений среди семей по данному вопросу |
4 | Подбор театров (кукольного, настольного, пальчикового), книг-сказок | Сентябрь | Создание микроцентра «Театральная гостиная», «Уголок книги» |
5 | Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша» | Сентябрь | Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей |
6 | Изучение потребностей родителей и готовности их к обмену опытом семейного воспитания по теме «Семейное чтение» | Октябрь | Проявится заинтересованность родителей в «семейном чтении» |
7 | Консультация «Роль народной сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста» | Октябрь | Родители ознакомятся с нравственными категориями |
8 | «Что и как читать дома детям» | Ноябрь | Рекомендации «Что читать детям» |
2 этап. Практический | |||
Работа с детьми | |||
I | Беседы | ||
1 | Беседы по сказкам Корнея Чуковского | Декабрь | Дети поймут образы сказочных героев и выскажут свое отношение к ним |
2 | «Кто пришел к нам в дом» по сказке «Волк и семеро козлят» | Январь | У детей проявятся навыки безопасного поведения в быту, при встрече с незнакомыми людьми |
3 | «Нужно ли слушаться взрослых» по сказке «Три медведя» | Февраль | Создание альбома «Осторожные сказки» |
4 | «Если бы не было сказок» | Март | Умение слушать в аудиозаписи сказку «Заюшкина избушка» |
5 | «Сказка ложь да в ней намек» | Апрель | Дети научатся понимать смысл сказок |
II | Игры, игровые упражнения | ||
1 | Театрализованная игра«Веселый Старичок-Лесовичок» | Декабрь | Умение пользоваться разными интонациями |
2 | Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации» | Декабрь | Познавательный интерес к сказочным сюжетам |
3 | Дидактическая игра «Узнай сказку» | Январь | Повышение уровня познавательной компетентности Умение узнавать сказки по картинке |
4 | Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» | Январь | Повышение уровня познавательной компетентности Умение узнавать героя сказки по картинке, различать положительных и отрицательных героев |
5 | Хороводные игры вокруг елки | Январь | Совершенствуются танцевальные движения |
6 | Настольная игра «Собери сказку» | Февраль | Дети создают образ сказочного героя из разрезных картинно, пазлов Развитие мышления, восприятия |
7 | Театрализованная игра «Был у зайца огород» | Февраль | Умение пользоваться мимикой, жестами |
8 | Словесная игра «Один начинает – другой продолжает» | Февраль | Дети узнают содержание сказки, развивается активная речь |
9 | Игры-имитации по сказкам /по выбору детей/ | Март | Умение в движениях передавать характер и повадки сказочных персонажей |
10 | Дидактическая игра «Назови сказку по предмету» | Март | Дети проявят знания о сказках, их содержанию |
11 | Настольная игра «Назови волшебный предмет из сказки» | Март | |
12 | Дидактическая игра «Назови сказку по герою» | Апрель | |
13 | Игра-пазлы «Заюшкина избушка | Апрель | Развитие мышления, внимания, мелкой моторики |
14 | Театрализованная игра «Веселые зверята» | Апрель | Навыки ыразительной и эмоциональной передачи игровых образов |
15 | Сюжетно-ролевые игры по сказкам: — «Под грибком»; — «Кот, петух и лиса»; — «Гуси-лебеди»; — «Лиса и заяц». | В течение всего этапа | Обогащение жизненного и игрового опыта детей. Дети овладеют навыками позитивного общения со сверстниками и взрослыми |
16 | Игры-пантонимы «Назови ласково» «Отгадай по губам название сказки» | Апрель | Умение называть сказку по движениям и мимике |
III | Чтение и рассказывание сказок, прослушивание и просмотр аудиозаписей и видеозаписей сказок | ||
1 | Знакомство со сказкой«Снегурушка и лиса» | Декабрь | Умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. |
2 | Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» | Январь | Дети освоят умение действовать с куклами би-ба-бо |
3 | Рассказывание мордовской сказки «Как лисичка бычка обидела»» | Январь | Умение слушать художественные произведения до конца |
4 | Пересказ сказки «Маша и медведь» | Февраль | Умение строить предложения, добиваются правильного и чёткого произношения, владеют диалогической речью |
5 | Просмотр сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Февраль | Умение слушать художественные произведения до конца, желание проявлять чуткость, отзывчивость |
6 | Пересказ сказки В. Сутеева «Котёнок, который забыл, как надо просить есть» | Март | Дети умеют пересказывать сказку. Освоение нравственных категорий |
7 | Пересказ сказки «Маша и медведь», с помощью мнемотаблиц | Март | Развитие мышления, умения пересказывать сказу по схеме |
8 | «Отгадываем загадки» | Апрель | Дети знают название сказок по загадкам |
9 | «Сочиняем сказки» | Апрель | Появление интереса у детей к сказкам, умение составлять рассказ на предложенную тему |
IV | Драматизация сказок | ||
1 | Инсценировка сказки «Колобок» | Январь | Развитие интереса к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении |
2 | Драматизация сказки«Репка» | Февраль | Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок |
3 | Настольный театр «Заюшкина избушка» | Март | Умение передать содержание сказки с помощью настольного театра |
4 | Самостоятельная деятельность детей с использованием театров пальчикового, театра на ножках, бибабо, театра на втулках и пр. | В течение всего этапа | Умение передавать содержание сказок с помощью разных видов театра |
5 | Инсценировка сказки «Три медведя» | Март | Умение передавать содержание сказки с помощью театра на фланелеграфе |
6 | Кукольный спектакль «Теремок». | Апрель | Умение передавать содержание сказки с помощью театра би-ба-бо |
V | Продуктивная деятельность | ||
1 | Раскрашивание иллюстраций к сказкам | Декабрь | Развитие наблюдательности, творчества |
2 | Раскрашивание книжек- раскрасок по сказкам | Январь | Проявят умение работать с книжками-раскрасками, закрепление технических навыков при закрашивании |
3 | Рисование «Сказочные герои на новогодней елке» | Январь | Дети умеют делать выбор и отражать в рисунке запомнившегося сказочного героя |
4 | Лепка «Мой любимый сказочный герой» | Февраль | |
5 | Аппликация «Аленький цветочек» | Март | Дети подготовят подарок маме. Умение передавать моральные и этические чувства |
6 | Конструирование «Домик для зайца" по сказке «Заюшкина избушка» | Апрель | Проявят доброжелательные чувства к животным |
VI | Праздники, развлечения, досуги | ||
1 | Театрализованное представление «Новогодние приключения» | Декабрь | Умение детей передать образы сказочных героев |
2 | Спортивно- театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки» | Февраль | Развитие фантазии, творческого воображения, мышления, эмоционального восприятия. |
3 | Викторина «Путешествие в сказку» | Апрель | Дети узнают сказки и отдельных героев по представленным элементам |
VII | Конкуры, выставки | ||
1 | Обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке» | Январь | Расширение кругозора за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка речевом общении |
2 | Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» | Февраль | Творческий конкурс по сказкам «Книжки — малышки» |
3 | «Три медведя» | Апрель | Конкурс на лучшую постройку «Дом для трех медведей» |
Работа с педагогами | |||
Театрализованное представление «Новогодние приключения» | Декабрь | Участие педагогов ДОУ в новогоднем празднике | |
1 | Круглый стол «Играем в сказку вместе с детьми» | Январь | Создание картотеки театрализованных игр |
2 | Разработка конспектов, «Тарелки для трех медведей» — лепка; «Дорожка для колобка» — рисование; «Выросла репка большая-пребольшая» — развитие речи. | Январь Февраль Март | Пополнение методической копилки |
5 | «Роль сказок в нравственном развитии ребенка» | Апрель | Выступление на педагогическом совете |
Работа с родителями | |||
1 | Консультация «Читаем сказки правильно» | Декабрь | Рекомендации по чтению сказок |
2 | «Новогодние приключения» | Декабрь | Участие родителей ДОУ в новогоднем празднике |
3 | Консультация «Сказки читаем – речь развиваем» | Январь | Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей |
4 | Посещение родителями с детьми книжного магазина, библиотеки. | Январь | Дети получат практические навыки |
5 | Посещение театра со спектаклями по сказкам(русским народным и зарубежным) | Январь | Дети получат практические представления о театрализованных сказках |
6 | Консультация «Справиться с детским непослушанием помогут сказки» | Февраль | Получать знания о привитии детям нравственных качеств |
7 | Интегрированное занятие «Сказка ложь, да в ней намек» | Январь | День открытых дверей |
8 | «Обложка любимой сказки» | Март | Выставка творческих работ |
9 | «Роль сказки в воспитании нравственных качеств младших дошкольников» | Апрель | Родительское групповое собрание |
3 этап. Обобщающий | |||
Работа с детьми | |||
1 | Рассказ по картине :«Из какой я сказки?» «Помнишь ли ты эти стихи?» | Май | Викторина «Я много сказок знаю» Высокий уровень сформированности знаний и представлений детей о сказках |
2 | Заключительный детский концерт «Сказка за сказкой» | Май | Взаимосвязь с семьей У детей повысился интерес к сказкам, усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности. |
3 | Итоговая беседа «Я много сказок знаю» | Май | Выставка творческих работ «Моя любимая сказка». |
4 | Мониторинг развития детей в процессе реализации проекта | Май | Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности |
Работа с педагогами | |||
1 | Обработка результатов, выводы по реализации проекта | Май | Сводная таблица мониторинга |
2 | Анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе реализации проекта. | Май | Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности |
3 | Итоговая презентация проекта «» /по результатам проектной деятельности/ | Май | Презентация проекта «Здравствуй, сказка!» на заседании педагогического совета |
4 | Оформление презентации «Русские народные сказки» | Май | Совершенствование демонстрационного и методического оснащения образовательного процесса по теме проекта |
5 | Итоговая презентация проекта «В гостях у сказки» /по результатам проектной деятельности/ | Май | Презентация проекта «В гостях у сказки» на заседании педагогического совета |
6 | Обобщение опыта работы по реализации проекта | Май | Размещение опыта работы (консультации для воспитателей и родителей, памятки) по проектной деятельности на сайте ДОУ и личных страницах в сети Интернет |
Работа с родителями | |||
1 | Тематический день «За тобою и за мной, сказки бегают гурьбой» | Май | День открытых дверей |
2 | Круглый стол | Май | Презентация проекта «В гостях у сказки» |
3 | Выступление из опыта семейного воспитания посредством сказки | Размещение опыта на сайте ДОУ | |
4 | Творческий семейный конкурс сказок собственного сочинения «Жили- были…» | Март | Создание книжки-малышки «Жили-были сказки» |
10.Материально-техническое обеспечение
1.Предметно-развивающая среда группы в соответствии с современными рекомендациями и требованиями работы в инновационном режиме.
2. Комплектование аудио, видео-фильмами по направлению работы.
3. Игровые зоны: уголки сюжетно-ролевых игр, «Уголок книги», «Театральная гостиная», «Музыкальный уголок».
4. Зона продуктивной деятельности: изоматериалы ( гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, пастель, уголь, восковые мелки и т.д.), пластилин, глина, кисти, бумага разного цвета, формата, фактуры, бросовой материал, палитра;
5. ИКТ – экран, интерактивная доска, проектор, магнитофон.
6 Картотека сказок, пртешек, пословиц, поговорок, прибауток
7. Картотека дидактического материала
8. Репродукции картин, сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
9. Музыкальный зал.
10.Список используемых источников
1. Журавлева В.Н. Проектная деятельность дошкольников — Волгоград: Учитель, 2009.- 202с.
2. Голуб Г. Б., Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
3.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с. 4. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
5. Интернет-ресурсы: