Проект "В гостях у сказки"

1.Актуальность

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из таких средств является воспитание сказкой.

«Сказка,- говорил А. Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».

Актуальность воспитания сказкой заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей.

Основные возможности воспитания сказкой заключаются в следующем: развитие личности, творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение и коррекция.

Воспитание сказкой — это деятельность, направленная на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает практические навыки. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут развиваться активно и сознательно. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов — это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание.

Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.

Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников будет способствовать всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию.

1.Целеполагание

Предполагается систематизация представлений детей о сказках и их положительное влияние на нравственное воспитание дошкольника.

Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?

Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит.

Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

2.Гипотеза

Использование сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если:

— будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со сказками;

— составлены методические рекомендации в помощь воспитателям;

— включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетовв организованную и совместную деятельность (театрализованную, художественную, речевую, игровую, музыкальную и др.) детей и взрослых;

— побуждение детей к импровизации и драматизации;

— комплексная работа по реализации проекта, то все это приведет к максимально достигнутым результатам.

4. Цель

Развивать устойчивое отношение к сказке, как произведению искусства. Приобщать детей к высокохудожественной литературе, прививать интерес к театральной деятельности, раскрыть ценности совместного творчества у детей и их родителей.

5.Задачи

Образовательные:

— создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;

— познакомить с различными видами сказочных произведений;

— способствовать формированию интереса к народных сказкам, устному народному творчеству;

— содействовать стремлению подражать положительным героям сказок; — формировать представление о нравственных категориях: добре и зле, послушании — непослушании, трудолюбии – лени, правде — лжи; показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

— привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;

— научить отражать содержание сказок в играх, играх-драматизациях;

— закреплять умения использовать разные виды театра в драматизации сказок.

Развивающие:

развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

— развивать речь детей посредством драматизации, составления и рассказывания сказок;

— развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в организации театральных игр;

— развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, воображение, мышление, любознательность;

— раскрыть и развить творческие способности детей.

Воспитательные:

— воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

— воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

6. Методы работы

Словесные:

— беседа;

— рассказ, пересказ;

— объяснение;

— чтение сказок, малых форм фольклора;

— заучивание наизусть;

— отгадывание загадок;

— ситуации общения;

— поощрение.

Наглядные:

— рассматривание иллюстраций к сказкам, картин, сюжетных и предметных картинок, мнемотаблиц, книг;

Практические:

— игра (дидактическая, словесная, настольно-печатная, сюжетно-ролевая, театрализованная, игра-драматизация);

— игровые упражнения;

— этюды;

— продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

— выставки, конкурсы творческих работ;

— слушание музыки, сказок в аудиозаписи;

— просмотр мультфильмов;

— праздники и развлечения.

7.Ожидаемые результаты

Дети будут знать:

— виды театра;

— народные сказки, отрицательных и положительных героев сказок;

— духовно-нравственные ценности (различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других);

Дети будут уметь:

проявлятьинтерес к сказкам, эмоциональную отзывчивость на ее сюжет;

— использовать тексты русских народных сказок в самостоятельной игровой, театральной и других видах деятельности, общении;

— драматизировать сказки;

— свободно излагать свои мысли, пользоваться речью, терминами русских народных сказок;

— проявлять эмоциональную отзывчивость на сюжет, содержание народной сказки, ее героев;

— проявлять активность, самостоятельность, раскрепощенность;

— инсценировать сказки, используя для этого театральную атрибутику.

— понимать нравственной нормы; социальные формы выражения чувств (проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи)

8.Основные этапы

1 этап. Организационный

Цель: определение целей и задач, изучение литературы, новых методик и технологий по теме проекта создание благоприятных условий для реализации проекта, составление перспективного плана по реализации проекта, прогнозирование результатов работы; консультирование родителей и привлечение их к созданию развивающей среды; повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей.

2 этап. Практический Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе в совместной деятельности взрослых и детей способствовать повышению информационной культуры родителей о роли сказки в жизни детей.

3 этап. Обобщающий

Цель:обобщение опыта работы и определение результата практической деятельности, выявление уровня воспитания и развития детей в процессе ознакомления со сказкой.

9. Дорожная карта (план мероприятий)

Наименование мероприятия Сроки Ожидаемый результат мероприятия
1 этап. Организационный
Работа с детьми
I Беседы
1 Опрос детей «По страницам сказок» Сентябрь Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа
2 «Какие сказки я знаю» Сентябрь Дети расскажут какие сказки знают, о чем говорится в сказках
3 «Чему нас учат сказки» Октябрь Дети будут различать добро и зло, послушание – непослушание, хорошо-плохо, почему добро побеждает зло
4 «Откуда сказка к нам пришла?» Октябрь У детей появятся представления о том: кто создает сказки, то такое замысел, самые известные сказочники? Кто они? Почему сказки называют русские народные?
5 «Моя любимая сказка» Ноябрь Появление у детей интереса к сказкам, активизация речи детей, умение отвечать на поставленные вопросы
II Рассматривание иллюстраций, книг, картин
1 Рассматривание иллюстрированных книг по сказкам по выбору детей Сентябрь Проявление у детей интереса к книге, иллюстрациям
Драматизация художественных произведений
1 Игра-занятие «Курочка Ряба» Сентябрь Дети научатся слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе помощью би-ба-бо
2 Обыгрывание потешки «Киска-киска…» Октябрь Имитация движений по содержанию потешки
3 Рассказывание сказки «Теремок»» в сопровождении театра на фланелеграфе Ноябрь Дети получат представления о театре на фланелеграфе
4 Показ настольного театра по сказке «Репка» Октябрь Закрепление знаний о настольном театре
III Игры, игровые упражнения
1 Дидактическая игра «Мои любимые сказки» Сентябрь Дети выполняют имитационные движения, подражая героям сказок
2 Игра «Угадай, кто к нам пришел» Ноябрь Дети узнают сказочных героев, отгадывая загадки, отрывки из сказок
IV Мониторинг
1 Мониторинг освоения раздела «Чтение художественной литературы» Сентябрь Выявление уровня знаний детей о сказках, формах малого фольклора
Работа с педагогами
1 Организация проектного метода в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста Сентябрь Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы
2 Подбор методической и детской литературы, других источников информации. Сентябрь Подобрано методическое обеспечение проекта
3 Разработка проекта в группе Сентябрь Проект «В гостях у сказки»
4 Обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Сентябрь Определены средства и содержание реализации проекта
5 Прогнозирование результатов Сентябрь Сформированы предполагаемые результаты развития детей к концу завершения работы по реализации проекта
6 Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности Октябрь Привлечение педагогов детского сада к реализации проекта
7 Составление перспективно — тематического плана работы с детьми, родителями, педагогами по реализации проекта. Октябрь Дорожная карта (план мероприятий)
8 «Роль сказки в воспитании детей" Ноябрь Консультация для воспитателей ДОУ
Работа с родителями
1 Анкетирование «Что знает Ваш ребенок о сказке?» Сентябрь Результаты анкетирования. Мониторинг представлений о значении русских народных сказок в развитии и воспитании детей младшего возраста
2 Беседы с родителями на тему «Что читают ребёнку» Сентябрь Определение возможных источников получения информации и способы деятельности (Что хотим узнать? Кто может помочь?)
3 Педагогическая диагностика семей по использованию сказок и театра в домашних условиях. Сентябрь Результаты опроса. Выявление затруднений среди семей по данному вопросу
4 Подбор театров (кукольного, настольного, пальчикового), книг-сказок Сентябрь Создание микроцентра «Театральная гостиная», «Уголок книги»
5 Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша» Сентябрь Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей
6 Изучение потребностей родителей и готовности их к обмену опытом семейного воспитания по теме «Семейное чтение» Октябрь Проявится заинтересованность родителей в «семейном чтении»
7 Консультация «Роль народной сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста» Октябрь Родители ознакомятся с нравственными категориями
8 «Что и как читать дома детям»

Ноябрь Рекомендации «Что читать детям»
2 этап. Практический
Работа с детьми
I Беседы
1 Беседы по сказкам Корнея Чуковского Декабрь Дети поймут образы сказочных героев и выскажут свое отношение к ним
2 «Кто пришел к нам в дом» по сказке «Волк и семеро козлят» Январь У детей проявятся навыки безопасного поведения в быту, при встрече с незнакомыми людьми
3 «Нужно ли слушаться взрослых» по сказке «Три медведя» Февраль Создание альбома «Осторожные сказки»
4 «Если бы не было сказок» Март Умение слушать в аудиозаписи сказку «Заюшкина избушка»
5 «Сказка ложь да в ней намек» Апрель Дети научатся понимать смысл сказок
II Игры, игровые упражнения
1 Театрализованная игра«Веселый Старичок-Лесовичок» Декабрь Умение пользоваться разными интонациями
2 Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации» Декабрь Познавательный интерес к сказочным сюжетам
3 Дидактическая игра «Узнай сказку» Январь Повышение уровня познавательной компетентности Умение узнавать сказки по картинке
4 Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» Январь Повышение уровня познавательной компетентности Умение узнавать героя сказки по картинке, различать положительных и отрицательных героев
5 Хороводные игры вокруг елки Январь Совершенствуются танцевальные движения
6 Настольная игра «Собери сказку» Февраль Дети создают образ сказочного героя из разрезных картинно, пазлов Развитие мышления, восприятия
7 Театрализованная игра «Был у зайца огород» Февраль Умение пользоваться мимикой, жестами
8 Словесная игра «Один начинает – другой продолжает» Февраль Дети узнают содержание сказки, развивается активная речь
9 Игры-имитации по сказкам /по выбору детей/ Март Умение в движениях передавать характер и повадки сказочных персонажей
10 Дидактическая игра «Назови сказку по предмету» Март Дети проявят знания о сказках, их содержанию
11 Настольная игра «Назови волшебный предмет из сказки» Март
12 Дидактическая игра «Назови сказку по герою» Апрель
13 Игра-пазлы «Заюшкина избушка Апрель Развитие мышления, внимания, мелкой моторики
14 Театрализованная игра «Веселые зверята» Апрель Навыки ыразительной и эмоциональной передачи игровых образов
15 Сюжетно-ролевые игры по сказкам: — «Под грибком»; — «Кот, петух и лиса»;

— «Гуси-лебеди»;

— «Лиса и заяц».

В течение всего этапа Обогащение жизненного и игрового опыта детей. Дети овладеют навыками позитивного общения со сверстниками и взрослыми
16 Игры-пантонимы «Назови ласково» «Отгадай по губам название сказки» Апрель Умение называть сказку по движениям и мимике
III Чтение и рассказывание сказок, прослушивание и просмотр аудиозаписей и видеозаписей сказок
1 Знакомство со сказкой«Снегурушка и лиса» Декабрь Умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2 Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» Январь Дети освоят умение действовать с куклами би-ба-бо
3 Рассказывание мордовской сказки «Как лисичка бычка обидела»» Январь Умение слушать художественные произведения до конца
4 Пересказ сказки «Маша и медведь» Февраль Умение строить предложения, добиваются правильного и чёткого произношения, владеют диалогической речью
5 Просмотр сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Февраль Умение слушать художественные произведения до конца, желание проявлять чуткость, отзывчивость
6 Пересказ сказки В. Сутеева «Котёнок, который забыл, как надо просить есть» Март Дети умеют пересказывать сказку. Освоение нравственных категорий
7 Пересказ сказки «Маша и медведь», с помощью мнемотаблиц Март Развитие мышления, умения пересказывать сказу по схеме
8 «Отгадываем загадки» Апрель Дети знают название сказок по загадкам
9 «Сочиняем сказки» Апрель Появление интереса у детей к сказкам, умение составлять рассказ на предложенную тему
IV Драматизация сказок
1 Инсценировка сказки «Колобок» Январь Развитие интереса к настольному театру и приёмам вождения настольных кукол, желание участвовать в представлении
2 Драматизация сказки«Репка» Февраль Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок
3 Настольный театр «Заюшкина избушка» Март Умение передать содержание сказки с помощью настольного театра
4 Самостоятельная деятельность детей с использованием театров пальчикового, театра на ножках, бибабо, театра на втулках и пр. В течение всего этапа Умение передавать содержание сказок с помощью разных видов театра
5 Инсценировка сказки «Три медведя» Март Умение передавать содержание сказки с помощью театра на фланелеграфе
6 Кукольный спектакль «Теремок». Апрель Умение передавать содержание сказки с помощью театра би-ба-бо
V Продуктивная деятельность
1 Раскрашивание иллюстраций к сказкам Декабрь Развитие наблюдательности, творчества
2 Раскрашивание книжек- раскрасок по сказкам Январь Проявят умение работать с книжками-раскрасками, закрепление технических навыков при закрашивании
3 Рисование «Сказочные герои на новогодней елке» Январь Дети умеют делать выбор и отражать в рисунке запомнившегося сказочного героя
4 Лепка «Мой любимый сказочный герой» Февраль
5 Аппликация «Аленький цветочек» Март Дети подготовят подарок маме. Умение передавать моральные и этические чувства
6 Конструирование «Домик для зайца" по сказке «Заюшкина избушка» Апрель Проявят доброжелательные чувства к животным
VI Праздники, развлечения, досуги
1 Театрализованное представление «Новогодние приключения» Декабрь Умение детей передать образы сказочных героев
2 Спортивно- театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки» Февраль Развитие фантазии, творческого воображения, мышления, эмоционального восприятия.
3 Викторина «Путешествие в сказку» Апрель Дети узнают сказки и отдельных героев по представленным элементам
VII Конкуры, выставки
1 Обзор и просмотр книжной выставки «В гости к сказке» Январь Расширение кругозора за счет представлений о мире книг, развивать умение строить общение с разными людьми, способствовать становлению субъектной позиции ребенка речевом общении
2 Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» Февраль Творческий конкурс по сказкам «Книжки — малышки»
3 «Три медведя» Апрель Конкурс на лучшую постройку «Дом для трех медведей»
Работа с педагогами
Театрализованное представление «Новогодние приключения» Декабрь Участие педагогов ДОУ в новогоднем празднике
1 Круглый стол «Играем в сказку вместе с детьми» Январь Создание картотеки театрализованных игр
2 Разработка конспектов, «Тарелки для трех медведей» — лепка; «Дорожка для колобка» — рисование; «Выросла репка большая-пребольшая» — развитие речи. Январь Февраль Март Пополнение методической копилки
5 «Роль сказок в нравственном развитии ребенка» Апрель Выступление на педагогическом совете
Работа с родителями
1 Консультация «Читаем сказки правильно» Декабрь Рекомендации по чтению сказок
2 «Новогодние приключения» Декабрь Участие родителей ДОУ в новогоднем празднике
3 Консультация «Сказки читаем – речь развиваем» Январь Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
4 Посещение родителями с детьми книжного магазина, библиотеки. Январь Дети получат практические навыки
5 Посещение театра со спектаклями по сказкам(русским народным и зарубежным) Январь Дети получат практические представления о театрализованных сказках
6 Консультация «Справиться с детским непослушанием помогут сказки» Февраль Получать знания о привитии детям нравственных качеств
7 Интегрированное занятие «Сказка ложь, да в ней намек» Январь День открытых дверей
8 «Обложка любимой сказки» Март Выставка творческих работ
9 «Роль сказки в воспитании нравственных качеств младших дошкольников» Апрель Родительское групповое собрание
3 этап. Обобщающий
Работа с детьми
1 Рассказ по картине :«Из какой я сказки?» «Помнишь ли ты эти стихи?» Май Викторина «Я много сказок знаю» Высокий уровень сформированности знаний и представлений детей о сказках
2 Заключительный детский концерт «Сказка за сказкой» Май Взаимосвязь с семьей У детей повысился интерес к сказкам, усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности.
3 Итоговая беседа «Я много сказок знаю» Май Выставка творческих работ «Моя любимая сказка».
4 Мониторинг развития детей в процессе реализации проекта Май Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности
Работа с педагогами
1 Обработка результатов, выводы по реализации проекта Май Сводная таблица мониторинга
2 Анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе реализации проекта. Май Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности
3 Итоговая презентация проекта «» /по результатам проектной деятельности/ Май Презентация проекта «Здравствуй, сказка!» на заседании педагогического совета
4 Оформление презентации «Русские народные сказки» Май Совершенствование демонстрационного и методического оснащения образовательного процесса по теме проекта
5 Итоговая презентация проекта «В гостях у сказки» /по результатам проектной деятельности/ Май Презентация проекта «В гостях у сказки» на заседании педагогического совета
6 Обобщение опыта работы по реализации проекта Май Размещение опыта работы (консультации для воспитателей и родителей, памятки) по проектной деятельности на сайте ДОУ и личных страницах в сети Интернет
Работа с родителями
1 Тематический день «За тобою и за мной, сказки бегают гурьбой» Май День открытых дверей
2 Круглый стол Май Презентация проекта «В гостях у сказки»
3 Выступление из опыта семейного воспитания посредством сказки Размещение опыта на сайте ДОУ
4 Творческий семейный конкурс сказок собственного сочинения «Жили- были…» Март Создание книжки-малышки «Жили-были сказки»

10.Материально-техническое обеспечение

1.Предметно-развивающая среда группы в соответствии с современными рекомендациями и требованиями работы в инновационном режиме.

2. Комплектование аудио, видео-фильмами по направлению работы.

3. Игровые зоны: уголки сюжетно-ролевых игр, «Уголок книги», «Театральная гостиная», «Музыкальный уголок».

4. Зона продуктивной деятельности: изоматериалы ( гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, пастель, уголь, восковые мелки и т.д.), пластилин, глина, кисти, бумага разного цвета, формата, фактуры, бросовой материал, палитра;

5. ИКТ – экран, интерактивная доска, проектор, магнитофон.

6 Картотека сказок, пртешек, пословиц, поговорок, прибауток

7. Картотека дидактического материала

8. Репродукции картин, сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

9. Музыкальный зал.

10.Список используемых источников

1. Журавлева В.Н. Проектная деятельность дошкольников — Волгоград: Учитель, 2009.- 202с.

2. Голуб Г. Б., Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.

3.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с. 4. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

5. Интернет-ресурсы:

nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe;

nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley

###
129
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!