Экологический мастер-класс "Кормушка- подарок для пичужки"
Экологический мастер класс
«Кормушка – подарок для пичужки»
Синичкин день- 12 ноября по народному календарю отмечается Зиновий Синичник, который ранее на Руси считался праздником охотников и рыбаков. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.
Сегодня ребята нашего детского сада вспоминали как помогать птицам в зимнее время. Дети познакомились с разными видами синичек, узнали о происхождении данного праздника, разгадывали загадки, рассматривали иллюстрации, играли в различные дидактические и подвижные игры и изготовили аппликацию «Синичка».
Дети вместе с воспитателями смастерили кормушки. И воспитанники вместе с воспитателями разместили их на территории детского сада, разложив туда угощение.
«Гости» не заставили себя долго ждать! Именно синички первыми попробовали лакомства!
Все дети дружно решили, что обязательно развесят кормушки и возле своих домов! Будем надеяться, что зимующим птицам будет легче пережить морозную зиму с нашей заботой.
На протяжении всей зимы дошкольники будут подкармливать питомцев, наблюдать за их поведением и повадками.
Итак, перейдем к мастер-классу.
Цель моего мастер класса — воспитание у детей бережного и внимательного отношения к природе, к братьям нашим меньшим.
Задачи:
• создать условия для гармоничного развития личности дошкольника средствами познавательной, образовательной и природоохранной деятельности.
• Воспитывать чувства бережного позитивного, заботливого отношения окружающему миру.
• Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями, а так же грамотное экологическое поведение.
Сегодня мы будем изготавливать для птиц кормушку необычной формы.
Для этого нам понадобится:
Для основы кормушки — картонные заготовки, жгут, клейстер, кисточка.
Картонные заготовки можно сделать из различного бросового материала: коробок из-под обуви, упаковочной тары и т.д.
Клейстер я готовлю сама из воды и муки.
Для наполнения кормушки — корм для птиц: семена тыквы, семечки, пшено.
Корму нужно уделить особое внимание. Семена и семечки должны быть не жареными и не солеными, т.к. соль задерживает воду и происходит обезвоживание организма птиц. Черный хлеб птицам тоже нельзя, потому что пищевод пернатых не приспособлен к перевариванию этого продукта – дрожжи, кислая закваска непригодны для птиц.
Чем привлекателен данный вид кормушки:
• простота использования;
• экологическая безопасность;
• изготовление из подручных материалов и продуктов (можно использовать и сало, желатин, сливочное масло, крахмал и многое другое, т.е. не редкие);
• низкая стоимость;
• большое количество рецептов;
• возможность самостоятельно выбирать ингредиенты;
• декоративное украшение зеленой зоны;
• развитие у детей чувства заботы об окружающих.
Кормушки будут иметь необычную форму и чем-то напоминать пряники, поэтому говорим детям, что мы постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.
Переходим к изготовлению.
Перед вами картонные шаблоны. Данные шаблоны сделаны из гофрированного картона, в этом случае я сама вырезаю их, т.к. картон достаточно плотный. Если материал легко режется, то дети сами обводят и вырезают шаблон для кормушки.
Шаблоны могут быть различной формы в виде фигурок животных, сердечек, ромбов, кругов.
Перед тем, как наполнять кормушку, прикрепляем к ней веревочку или жгут, для этого необходимо сделать отверстие дыроколом или шилом. Конечно, такую работу делает воспитатель, а дети привязывают веревочки. Обращаем внимание, что длинные петли делать не надо, чтобы пряник не болтался на ветру, а птички не пугались. Дети обрезают концы на узлах.
Шаблоны намазываем клейстером, сразу хочу обратить ваше внимание, что никакой другой клей использовать нельзя. Клейстер — это съедобный клей, ведь там мука и вода, и нет никаких химикатов. Слой клейстера должен быть достаточно плотным, чтобы семечки хорошо прикрепились. Корм на шаблон наносим аккуратно, используем различные семечки и семена. Ребенок может проявить фантазию и выложить красивый узор.
Даем стороне кормушки немного высохнуть, затем, то же самое делаем и с другой стороны шаблона.
В итоге у нас получается вот такая кормушка-пряник.
(демонстрация)
Хочу обратить ваше внимание, что кормушка для птиц может иметь любую форму и выполнена из различных материалов. Главная её задача – оказать помощь в прикорме пернатых зимой.
Очень удобно сделать кормушку для птиц из втулки от рулона бумаги. Такую кормушку выполняем в технике, которую рассмотрели на мастер-классе. Интересно, что эта кормушка очень удобно и легко крепится на любом дереве, ветке, кустарнике.
(Демонстрация)
Так же можно сделать угощение для птиц на основе шишки. Шишку обмазываем клейстером, обваливаем в корме, а далее она подсыхает. Готовую съедобную шишку можно прикрепить на дереве игрового участка, во дворе дома и в других местах.
(Демонстрация)
Хочу обратить ваше внимание, если после изготовления кормушки остался клейстер и корм для птиц, то можно изготовить кормушку, используя сетку из-под фруктов. Сетка должна быть мягкой, чтобы коготки птиц не запутались. Смешиваем оставшийся клейстер с семенами, кормом, делаем колобок из этой смеси и даем высохнуть, затем кладем этот колобок в сетку из под фруктов и подвешиваем на участке на дерево. Вот такая кормушка получается.
(Демонстрация)
Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц – один способов воспитания грамотного экологического поведения дошкольников.
Недаром говорят, что на непаханую землю зерно не прикрепится.
Воспитание заботы о братьях наших меньших.
Соблюдение чистоты окружающей среды: не обязательно все бездумно выкидывать, можно найти применение для каких-то, казалось бы, отработанных вещей – коробки, втулки от рулонов и др.
Творческое отношения к миру, в котором мы все живем.
Это простые и достижимые цели, которые мы ставим перед собой в педагогической деятельности с детьми.