Социально-педагогический проект «Дружные ребята»

Дошкольное образование

Актуальность проекта: Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:

Духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека.

Нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Здесь же мы решаем задачу, связанную с воспитанием дружеских взаимоотношений у дошкольников.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.

Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся».

Цель проекта: Создать условия для формирования, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимопонимания, на основе принципов общения друг с другом.

Задачи проекта:

воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;

поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка;

развивать социальную активность детей, игровые навыки;

учить детей преодолевать негативные эмоции, выражать положительные эмоции, свои чувства;

воспитывать у детей доверительное отношение к окружающим, чувство ответственности за своего товарища;

формировать культуру общения;

расширять и обогащать опыт конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, учить построению социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстника;

поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка;

повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах руководства детской игрой;

разработать систему игр и упражнений по социально-личностному развитию детей.

Участники проекта:дети группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физ.культуре, родители воспитанников.

Тип проекта: Социальный, творческий, игровой.

Сроки реализации: проект долгосрочный (сентябрь 2018 — май 2020)

Методический инструментарий:

Формы Методы и приемы Средства
— занятия; — игры; — совместная деятельность;

— работа в парах, микрогруппами;

— тренинги;

— работа с дидактическими пособиями;

— театрализация известных художественных произведений;

— разговоры-рассуждения.

Словесные: — беседы; — чтение художественных произведений;

— анализ ситуаций

— вопросы;

Наглядные:

— мультимедийные презентации;

— демонстрация наглядных пособий;

Игровые:

— дидактические игры;

— игровые упражнения;

Практические:

— практические упражнения;

— выполнение танцевальных упражнений;

— зарисовки;

— МР-3 проигрыватель; — ноутбук; — телевизор;

— мультимедийные презентации;

— листы бумаги;

— цветная бумага и цветной картон.

— гуашь, фломастеры, цветные карандаши;

— клей, ножницы;

— художественная литература;

— иллюстрации с изображениями эмоций;

— воздушные шары.

План реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

— изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно-методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.

— выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а такжепредставления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);

— проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.

— создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;

— разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;

— подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;

— разработка перспективного плана по реализации проекта;

— разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.

2 этап – реализация проекта:

— игровая деятельность (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения и т.д.),

— трудовая деятельность,

— занятия, беседы,

— упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, динамические паузы),

— этюды,

— беседы,

— чтение художественной литературы,

— рассказы детей,

— сочинение историй,

— моделирование и анализ заданных ситуаций,

— мини-конкурсы и соревнования

— слушание музыки,

— рисование

— работа с семьей.

3 этап — заключительный:

— проведение мониторинга

— подведение итогов работы по проекту.

Предполагаемый результат: по окончании реализации программы предполагается, дети станут более раскрепощенными, у них заложатся первоначальные умения решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаясь с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым. К завершению проекта рассчитывается, что у детей выработается стабильность поведенческих реакций, а степень самостоятельности в выборе действий возрастет.

Дорожная карта проекта «Дружные ребята»

Программное содержание Сроки Ответственный
Подготовительный этап
Работа с детьми
1. Диагностика межличностных отношений детей в игровой деятельности. сентябрь Воспитатель
2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр. сентябрь Воспитатель
3. Включение детей в собственную творческо — исследовательскую деятельность сентябрь Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Обдумывание идеи проекта, сбор информации, сбор материала для реализации идеи. Разработка методики проведения физкультурного праздника. сентябрь Воспитатель, Инструктор по физ.культуре
2. Подборка музыкального сопровождения по тематическим блокам проекта. Разработка музыкальных сценариев по месячникам для именниников. сентябрь Воспитатель Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом», с целью вовлечения их в проектную деятельность. сентябрь Воспитатель
2. Анкетирование родителей. сентябрь Воспитатель
3. Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. сентябрь Воспитатель
Практический этап
Работа с детьми
1 — Дидактическая игра «Наши добрые слова»; — Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; — продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»;

— Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей»

— спортивные игры – эстафеты;

— игры «Как живешь?», «Тень-потетень», «Коровка- колотовка»

октябрь Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. — спортивные игры – эстафеты; Воспитатель Инструктор по физ.культуре
2. — Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей» Воспитатель Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1. Помощь в изготовлении масок для инсценировки литературного произведения. Воспитатель
Работа с детьми
1. — Беседа «Драться или договариваться»; — Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; — психологические игры на развитие самоконтроля

-Игра «Трон дружбы».

ноябрь Воспитатель
Работа с детьми
1. — Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»; — Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»; — Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»;

— Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей»

-игры: «Да-да-да и нет-нет-нет», «Рука», «Медвежата»,

«Ласковые лапки»

декабрь Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. — Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей» Воспитатель Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1. Помощь родителей в изготовлении подарков для друзей. Воспитатель
Работа с детьми
1. — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй своего любимого литературного друга»; — Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» — Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит» январь Воспитатель
Работа с родителями
1. — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй своего любимого литературного друга»; Воспитатель
Работа с детьми
1. — Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; — игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»; — Спортивный праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»;

— Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»;

— Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»;

— Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

февраль Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. — Спортивный праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»; Воспитатель Инструктор по физ.культуре
Работа с родителями
1. — Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»; Воспитатель
Работа с детьми
1. — Чтение художественной литературы рассказ А. Ахундова «Красивая девочка»; — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы);

— Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка»

-чтение и беседа по книгам Г. Остера.

-Чтение и беседа. Басня «Лгун» Л. Толстого

март Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. — Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка» Воспитатель Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1. — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы); Воспитатель
Работа с детьми
1. — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; — Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»; — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей»

-игры: «Семьи слов», «Угадай, кто позвал?», «Выбери друга».

апрель Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей» Воспитатель Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1. — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; Воспитатель
Заключительный этап
Работа с детьми
1. — Беседа «нам гости пришли» — рассказы детей о своих друзьях; — Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», май Воспитатель
2. Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. Воспитатель
3. Выставка детских рисунков Воспитатель
Работа с участниками проекта
1. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы по проекту. Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физ.культуре
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей Воспитатель

Диагностика на начало и конец проектной деятельности

№ п/п Имя, фамилия ребенка Совместная трудовая деятельность Игровая деятельность Гендерное, семейное, патриотическое воспитание Представления о нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Уровень благополучия взаимоотношений Итог по проведению диагностики в рамках проектной деятельности
Месяц Тема Цель Программное содержание
Октябрь 1.«В стране эмоций» 2.«Чувства мои и других» 3.Ярмарка игр: «Как живешь?», «Тень-потетень», «Коровка- колотовка»

4.«Приветствие и прощание»

— Знакомство с видами эмоциональных проявлений, способами определения эмоций, обучение проявлению и осознанию эмоциональных состояний. — Накопление и дифференциация чувств. — Создание положительного эмоционального настроения, формирование умения соглашаться с мнением сверстников.

— Создание атмосферы принятия, развитие положительной самооценки, развитие чувства доверия друг к другу; закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

— Дидактическая игра «Наши добрые слова»; — Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; — продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»;

— спортивные игры – эстафеты;

— Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей»

— игры «Как живешь?», «Тень-потетень», «Коровка- колотовка»

Ноябрь 1.«Театр вежливости» 2.Ярмарка игр: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы» 3.«Уроки общения»

4.«Добрые дела живут на белом свете»

— Приучение детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Формирование умения анализировать свои поступки и поступки литературных героев. -Формирование доброжелательных отношений к сверстникам. — Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству друг с другом. Развитие навыков общения.

— Развитие способности детей к сопереживанию, закрепление понятия о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах

— Беседа «Драться или договариваться»; — Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; — психологические игры на развитие самоконтроля

-Игра «Трон дружбы».

Декабрь 1.«Не дразнить и не обижать» 2.«Жадность» 3.«Ссора»

4.Ярмарка игр: «Да-да-да и нет-нет-нет», «Рука», «Медвежата», «Ласковые лапки»

Развитие добрых, теплых отношений между детьми, умение отображать отрицательные и положительные черты характера героев. Обучение различию черт характера героев, развитие умения давать моральную оценку происходящему, способности снижения конфликтного общения в группе. Осознание причин, приводящих к конфликту, и возможных путей выхода из него.

Создание хорошего настроения у детей, положительных эмоций от общения друг с другом, снижение эмоционального напряжения.

— Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»; — Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»; — Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»;

— Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей

-игры: «Да-да-да и нет-нет-нет», «Рука», «Медвежата», «Ласковые лапки»

Январь 1.«Сказка про кляксу» 2.Выпуск журнала про любимого героя Создание положительного эмоционального настроения, умение прощать обиды. Формирование у детей умения заниматься каким-либо общим делом рядом с другими, совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий. — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй своего любимого литературного друга»; — Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» — Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит»
Февраль 1. «Друзья» 2.«Как вести себя с друзьями?" 3.Просмотр мультфильма «Приключения Кота Леопольда»

4. Выпуск альбома «Какими должны быть настоящие мужчины».

Формирование у детей умения заниматься каким-либо общим делом рядом с другими, совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий. Формирование представления о дружбе, умения дорожить дружбой, показать детям, качества, которыми должен обладать настоящий друг. Развитие коммуникативных навыков и умений без насилия решать конфликты, показать детям, что значит взаимное уважение и признание.

Обсуждение конфликтных ситуаций, происходящих в мультфильме и в реальной жизни.

— Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты; — игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»; — Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»;

— Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»;

— Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»;

— Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

Март 1.«Бал» 2.«Мы поссоримся и помиримся» 3.«Как положено друзьям, все мы делим пополам»

4.«Вредные советы» — чтение и беседа по книгам Г. Остера

Развитие невербальных средств общения, учить детей расслабляться. Обучение проявлению терпения к недостаткам других, умению считаться с интересами других, развитие готовности идти навстречу друг другу; Продолжение разговора о нравственных качествах друзей, об умении дружить, уступать другому.

Формирование конструктивных навыков общения с людьми; привитие эталонов поведения, приемлемых в обществе.

— Чтение художественной литературы рассказ А. Ахундова «Красивая девочка»; — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»;

— Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка»

-чтение и беседа по книгам Г. Остера.

-Чтение и беседа. Басня «Лгун» Л. Толстого

Апрель 1.«Дорога добра» 2.«Таланты» 3.«Киндер – страна»

4.Ярмарка игр: «Семьи слов», «Угадай, кто позвал?», «Выбери друга».

Формирование доброжелательного, вежливого отношения к окружающим, умения оказывать помощь другу. Обучение видению достоинств в каждом сверстнике, радоваться успехам другого, формирование уважительного отношения друг к другу, умения преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом. Побуждение детей к занятию каким-либо делом рядом с другими ребятами, объединяться на основе общего интереса, участвовать в выполнении совместных заданий.

Формирование желания общаться, развитие коммуникативных навыков, получение положительных эмоций от общения; развитие саморегуляции, группового сплочения;

— Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; — Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»; — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей»

-игры: «Семьи слов», «Угадай, кто позвал?», «Выбери друга».

Май 1.«Маленький мышонок» 2.«Совместная прогулка» 3.Диагностическое обследование

«Внешняя и внутренняя культура личности»

4.Диагностическое обследование «Два домика»

Развитие умения вступать в контакт, используя рукопожатие, другие виды физического контакта; определение настроения каждого из героев сказки; проигрывание возможных вариантов развития ситуации. Развитие умения понимать и принимать чувства и желания другого человека, договариваться друг с другом, обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Определение уровня развития качеств личности в каждом ребенке.

Выявление особенностей взаимоотношений в группе, симпатий к членам группы.

— Беседа «нам гости пришли» — рассказы детей о своих друзьях; — Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий»
115
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!