Социально-педагогический проект «Дружные ребята»
Дошкольное образование
Актуальность проекта: Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
Духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Здесь же мы решаем задачу, связанную с воспитанием дружеских взаимоотношений у дошкольников.
Проблема формирования дружеских взаимоотношений остается актуальной в наши дни. В дошкольном возрасте ребенок уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только близкие родственники, но и сверстники. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и драматичный сценарий взаимоотношений детей.
Дошкольники дружат, общаются, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, и иногда делают маленькие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся».
Цель проекта: Создать условия для формирования, доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимопонимания, на основе принципов общения друг с другом.
Задачи проекта:
воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;
поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка;
развивать социальную активность детей, игровые навыки;
учить детей преодолевать негативные эмоции, выражать положительные эмоции, свои чувства;
воспитывать у детей доверительное отношение к окружающим, чувство ответственности за своего товарища;
формировать культуру общения;
расширять и обогащать опыт конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, учить построению социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстника;
поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка;
повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах руководства детской игрой;
разработать систему игр и упражнений по социально-личностному развитию детей.
Участники проекта:дети группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физ.культуре, родители воспитанников.
Тип проекта: Социальный, творческий, игровой.
Сроки реализации: проект долгосрочный (сентябрь 2018 — май 2020)
Методический инструментарий:
Формы | Методы и приемы | Средства |
— занятия; — игры; — совместная деятельность; — работа в парах, микрогруппами; — тренинги; — работа с дидактическими пособиями; — театрализация известных художественных произведений; — разговоры-рассуждения. | Словесные: — беседы; — чтение художественных произведений; — анализ ситуаций — вопросы; Наглядные: — мультимедийные презентации; — демонстрация наглядных пособий; Игровые: — дидактические игры; — игровые упражнения; Практические: — практические упражнения; — выполнение танцевальных упражнений; — зарисовки; | — МР-3 проигрыватель; — ноутбук; — телевизор; — мультимедийные презентации; — листы бумаги; — цветная бумага и цветной картон. — гуашь, фломастеры, цветные карандаши; — клей, ножницы; — художественная литература; — иллюстрации с изображениями эмоций; — воздушные шары. |
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
— изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно-методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.
— выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а такжепредставления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);
— проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.
— создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;
— разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;
— подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;
— разработка перспективного плана по реализации проекта;
— разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.
2 этап – реализация проекта:
— игровая деятельность (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения и т.д.),
— трудовая деятельность,
— занятия, беседы,
— упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, динамические паузы),
— этюды,
— беседы,
— чтение художественной литературы,
— рассказы детей,
— сочинение историй,
— моделирование и анализ заданных ситуаций,
— мини-конкурсы и соревнования
— слушание музыки,
— рисование
— работа с семьей.
3 этап — заключительный:
— проведение мониторинга
— подведение итогов работы по проекту.
Предполагаемый результат: по окончании реализации программы предполагается, дети станут более раскрепощенными, у них заложатся первоначальные умения решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаясь с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым. К завершению проекта рассчитывается, что у детей выработается стабильность поведенческих реакций, а степень самостоятельности в выборе действий возрастет.
Дорожная карта проекта «Дружные ребята»
№ | Программное содержание | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап | |||
Работа с детьми | |||
1. | Диагностика межличностных отношений детей в игровой деятельности. | сентябрь | Воспитатель |
2. | Подбор дидактических, подвижных и настольных игр. | сентябрь | Воспитатель |
3. | Включение детей в собственную творческо — исследовательскую деятельность | сентябрь | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, сбор материала для реализации идеи. Разработка методики проведения физкультурного праздника. | сентябрь | Воспитатель, Инструктор по физ.культуре |
2. | Подборка музыкального сопровождения по тематическим блокам проекта. Разработка музыкальных сценариев по месячникам для именниников. | сентябрь | Воспитатель Музыкальный руководитель |
Работа с родителями | |||
1. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом», с целью вовлечения их в проектную деятельность. | сентябрь | Воспитатель |
2. | Анкетирование родителей. | сентябрь | Воспитатель |
3. | Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | сентябрь | Воспитатель |
Практический этап | |||
Работа с детьми | |||
1 | — Дидактическая игра «Наши добрые слова»; — Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; — продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»; — Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей» — спортивные игры – эстафеты; — игры «Как живешь?», «Тень-потетень», «Коровка- колотовка» | октябрь | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | — спортивные игры – эстафеты; | Воспитатель Инструктор по физ.культуре | |
2. | — Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей» | Воспитатель Музыкальный руководитель | |
Работа с родителями | |||
1. | Помощь в изготовлении масок для инсценировки литературного произведения. | Воспитатель | |
Работа с детьми | |||
1. | — Беседа «Драться или договариваться»; — Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; — психологические игры на развитие самоконтроля -Игра «Трон дружбы». | ноябрь | Воспитатель |
Работа с детьми | |||
1. | — Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»; — Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»; — Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»; — Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей» -игры: «Да-да-да и нет-нет-нет», «Рука», «Медвежата», «Ласковые лапки» | декабрь | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | — Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей» | Воспитатель Музыкальный руководитель | |
Работа с родителями | |||
1. | Помощь родителей в изготовлении подарков для друзей. | Воспитатель | |
Работа с детьми | |||
1. | — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй своего любимого литературного друга»; — Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» — Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит» | январь | Воспитатель |
Работа с родителями | |||
1. | — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй своего любимого литературного друга»; | Воспитатель | |
Работа с детьми | |||
1. | — Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; — игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»; — Спортивный праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»; — Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»; — Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»; — Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» | февраль | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | — Спортивный праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»; | Воспитатель Инструктор по физ.культуре | |
Работа с родителями | |||
1. | — Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»; | Воспитатель | |
Работа с детьми | |||
1. | — Чтение художественной литературы рассказ А. Ахундова «Красивая девочка»; — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы); — Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка» -чтение и беседа по книгам Г. Остера. -Чтение и беседа. Басня «Лгун» Л. Толстого | март | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | — Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка» | Воспитатель Музыкальный руководитель | |
Работа с родителями | |||
1. | — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы); | Воспитатель | |
Работа с детьми | |||
1. | — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; — Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»; — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей» -игры: «Семьи слов», «Угадай, кто позвал?», «Выбери друга». | апрель | Воспитатель |
Работа с участниками проекта | |||
1. | — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей» | Воспитатель Музыкальный руководитель | |
Работа с родителями | |||
1. | — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; | Воспитатель | |
Заключительный этап | |||
Работа с детьми | |||
1. | — Беседа «нам гости пришли» — рассказы детей о своих друзьях; — Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», | май | Воспитатель |
2. | Проведение педагогического обследования. Анализ проделанной работы. | Воспитатель | |
3. | Выставка детских рисунков | Воспитатель | |
Работа с участниками проекта | |||
1. | Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы по проекту. | Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физ.культуре | |
Работа с родителями | |||
1. | Анкетирование родителей | Воспитатель |
Диагностика на начало и конец проектной деятельности
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Совместная трудовая деятельность | Игровая деятельность | Гендерное, семейное, патриотическое воспитание | Представления о нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми | Уровень благополучия взаимоотношений | Итог по проведению диагностики в рамках проектной деятельности |
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Октябрь | 1.«В стране эмоций» 2.«Чувства мои и других» 3.Ярмарка игр: «Как живешь?», «Тень-потетень», «Коровка- колотовка» 4.«Приветствие и прощание» | — Знакомство с видами эмоциональных проявлений, способами определения эмоций, обучение проявлению и осознанию эмоциональных состояний. — Накопление и дифференциация чувств. — Создание положительного эмоционального настроения, формирование умения соглашаться с мнением сверстников. — Создание атмосферы принятия, развитие положительной самооценки, развитие чувства доверия друг к другу; закрепление положительных эмоций от работы на занятии. | — Дидактическая игра «Наши добрые слова»; — Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»; — продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»; — спортивные игры – эстафеты; — Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей» — игры «Как живешь?», «Тень-потетень», «Коровка- колотовка» |
Ноябрь | 1.«Театр вежливости» 2.Ярмарка игр: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы» 3.«Уроки общения» 4.«Добрые дела живут на белом свете» | — Приучение детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Формирование умения анализировать свои поступки и поступки литературных героев. -Формирование доброжелательных отношений к сверстникам. — Обучение детей взаимодействию и сотрудничеству друг с другом. Развитие навыков общения. — Развитие способности детей к сопереживанию, закрепление понятия о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах | — Беседа «Драться или договариваться»; — Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»; — психологические игры на развитие самоконтроля -Игра «Трон дружбы». |
Декабрь | 1.«Не дразнить и не обижать» 2.«Жадность» 3.«Ссора» 4.Ярмарка игр: «Да-да-да и нет-нет-нет», «Рука», «Медвежата», «Ласковые лапки» | Развитие добрых, теплых отношений между детьми, умение отображать отрицательные и положительные черты характера героев. Обучение различию черт характера героев, развитие умения давать моральную оценку происходящему, способности снижения конфликтного общения в группе. Осознание причин, приводящих к конфликту, и возможных путей выхода из него. Создание хорошего настроения у детей, положительных эмоций от общения друг с другом, снижение эмоционального напряжения. | — Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»; — Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»; — Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»; — Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей -игры: «Да-да-да и нет-нет-нет», «Рука», «Медвежата», «Ласковые лапки» |
Январь | 1.«Сказка про кляксу» 2.Выпуск журнала про любимого героя | Создание положительного эмоционального настроения, умение прощать обиды. Формирование у детей умения заниматься каким-либо общим делом рядом с другими, совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий. | — Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй своего любимого литературного друга»; — Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» — Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит» |
Февраль | 1. «Друзья» 2.«Как вести себя с друзьями?" 3.Просмотр мультфильма «Приключения Кота Леопольда» 4. Выпуск альбома «Какими должны быть настоящие мужчины». | Формирование у детей умения заниматься каким-либо общим делом рядом с другими, совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий. Формирование представления о дружбе, умения дорожить дружбой, показать детям, качества, которыми должен обладать настоящий друг. Развитие коммуникативных навыков и умений без насилия решать конфликты, показать детям, что значит взаимное уважение и признание. Обсуждение конфликтных ситуаций, происходящих в мультфильме и в реальной жизни. | — Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты; — игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»; — Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»; — Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»; — Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»; — Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» |
Март | 1.«Бал» 2.«Мы поссоримся и помиримся» 3.«Как положено друзьям, все мы делим пополам» 4.«Вредные советы» — чтение и беседа по книгам Г. Остера | Развитие невербальных средств общения, учить детей расслабляться. Обучение проявлению терпения к недостаткам других, умению считаться с интересами других, развитие готовности идти навстречу друг другу; Продолжение разговора о нравственных качествах друзей, об умении дружить, уступать другому. Формирование конструктивных навыков общения с людьми; привитие эталонов поведения, приемлемых в обществе. | — Чтение художественной литературы рассказ А. Ахундова «Красивая девочка»; — Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»; — Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка» -чтение и беседа по книгам Г. Остера. -Чтение и беседа. Басня «Лгун» Л. Толстого |
Апрель | 1.«Дорога добра» 2.«Таланты» 3.«Киндер – страна» 4.Ярмарка игр: «Семьи слов», «Угадай, кто позвал?», «Выбери друга». | Формирование доброжелательного, вежливого отношения к окружающим, умения оказывать помощь другу. Обучение видению достоинств в каждом сверстнике, радоваться успехам другого, формирование уважительного отношения друг к другу, умения преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом. Побуждение детей к занятию каким-либо делом рядом с другими ребятами, объединяться на основе общего интереса, участвовать в выполнении совместных заданий. Формирование желания общаться, развитие коммуникативных навыков, получение положительных эмоций от общения; развитие саморегуляции, группового сплочения; | — Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»; — Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»; — Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей» -игры: «Семьи слов», «Угадай, кто позвал?», «Выбери друга». |
Май | 1.«Маленький мышонок» 2.«Совместная прогулка» 3.Диагностическое обследование «Внешняя и внутренняя культура личности» 4.Диагностическое обследование «Два домика» | Развитие умения вступать в контакт, используя рукопожатие, другие виды физического контакта; определение настроения каждого из героев сказки; проигрывание возможных вариантов развития ситуации. Развитие умения понимать и принимать чувства и желания другого человека, договариваться друг с другом, обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Определение уровня развития качеств личности в каждом ребенке. Выявление особенностей взаимоотношений в группе, симпатий к членам группы. | — Беседа «нам гости пришли» — рассказы детей о своих друзьях; — Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь», «Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий» |