ООД «Права ребенка» (старшая группа)
Цель занятия:
Цель: познакомить воспитанников с собственными правами и обязанностями человека .
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги «Конвенция о правах детей»)
Развивающие: развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей словами: тёска, однофамильцы.
Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям. чувство собственного достоинства, уважение к себе; требовательность к себе, ответственность; умение радоваться жизни; вера в добро, в справедливость.
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Интегрируемые области: физическое развитие, познавательное развитие.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактические картинки
Организационный момент:
Телестудия «Права ребенка»
Ведущий воспитатель начинает теле программу со слов:
Доброе утро – ты скажешь кому то
И будет тебе очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрым опустится, конечно же вечер!
Как важно и нужно, чтоб каждый с утра тебе пожелал добра!
(дети приглашенные гости в студию «Права ребенка»
Диалог (вопрос-ответ)
Кто такой ребёнок?
Кто защищает права ребенка?
Какие права имеет ребёнок?
А сейчас с вами мы и узнаем какие права имеет ребенок
ПРАВО НА ИМЯ
— Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!
(включается запись плача ребёнка)
Ребята, кто же это плачет? Может, кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
(на одном из столиков люлька с малышом).
Малыш потерялся, и не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
Давайте успокоим малыша представимся как вас зовут (в ходе беседы обращаем внимание на слово – имя.
Что это такое и зачем оно нужно человеку, ребенку? (Ответы детей).
В люльке (замечаем письмо):
«По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами»
Воспитатель: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки, где написано когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки. (показать детям манжетки).
— Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)
— А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?
Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»
В свидетельстве о рождении закреплено право на имя.
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
— Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лорочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Лариса. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как?.. Мой сын зовет меня «мама». Друзья зовут Лариса. А в детском саду я для всех вас Лариса Николаевна. По имени можно обратиться к друзьям.
Ведущий телепрограммы предлагает поиграть детям в игру:
Игра «Назови свое имя, отчество»
Откуда берется отчество у человека? (ответы детей)
Используя микрофон. Передавая друг другу
В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели (ответы). Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).
Физкультурная минутка с элементами дыхательной гимнастики.
Игра «Все будет хорошо».
(Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.)
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
ПРАВО НА СЕМЬЮ
Ребята, давайте куклу оставим и будем заботиться о нем как родители.
-Родители –обязаны заботиться о своем ребенке.
-А кто еще помогает папе и маме заботиться о малыше? (дедушка, бабушка, сестра, брат)
-Как назвать всех людей, которые живут вместе и заботятся о малыше? (семья)
«Каждый ребенок имеет право иметь семью, любовь и понимание родителей»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)
Вот и вся семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
ПРАВО НА ДОМ
Ведущий: У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.
Пусть малыш живет, смеется,
Подрастает с каждым днем,
Чтоб у каждого ребенка
Был бы теплый, светлый дом.
— По вашему какой должен быть дом?
(ответы детей)
Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым.
Золотое детство.
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
Давайте закрепим ваше право на Вот здесь на столе лежат медальки в виде солнышка, с именами. Носите свое имя с гордостью.( Напоминание о малыше: каким именем назвали, подарить солнышко с этим именем и предложить погостить у нас.)
ПРАВО НА ОТДЫХ
Воспользуйтесь своим правом на отдых -У вас сейчас очень удивительное время. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!
подведение итогов: с какими правами познакомились. Каким именем назвали малыша? Что нового узнали?
Итог.
(музыка про дружбу)