Увлекательный мир математики
Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, различных звуков и движений. Познание малышом количественной стороны действительности помогает ему полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умение сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия, необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, продуктивной) и является немаловажным фактором социальной приспособленности и подготовки детей к обучению в школе. Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с развитием восприятия и развитием наглядных форм мышления, овладением речью.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и времени. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развития умственной деятельности ребенка.
Математика для дошкольника – это: приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; приобретение навыков первоначальной учебной деятельности; умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формирование навыка самоконтроля и самооценки; овладение математической терминологией (число, цифра, больше – меньше, плюс, минус, равняется, геометрические фигуры); развитие внимания, памяти, мышления; развитие графических навыков (написание цифр, рисование геометрических фигур).
Занятия по математике способствуют: формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения действий по словесной инструкции); сенсорному развитию (развитию умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, множества предметов; группировать их по определенному качественному или количественному признаку); познавательному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости); развитию речи (накоплению словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, формированию грамматического строя речи).
Что должен знать и уметь ребенок по формированию и развитию математических представлений в младшем дошкольном возрасте
сортировать предметы, картинки по группам (например, елочки – грибочки, круги – квадраты); различать «много» предметов и «один»; различать большие – маленькие предметы; узнавать шар и куб.
Основная часть работы по формированию элементарных математических представлений проводится на специально организованных занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Но в помощь родителям для успешной подготовки ребенка к обучению математике в школе можно рекомендовать использовать в домашних условиях различные развивающие игры.
Примерный перечень игр и игровых упражнений с математическим содержанием
Количество и счет:
«Раз, два, три – сосчитай», «Сосчитай-ка», «Найди столько же», «Счетное домино».
Форма и величина:
«Металлические (пластмассовые) вкладыши», «Катание шаров», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Узнай по описанию», «Подберем куклам одежду», «Чего не стало», «Что с чем поменялось местами», «Из каких геометрических фигур состоит предмет».
Ориентировка в пространстве:
«Путешествие по комнате», «Угадай, что изменилось», «Угадай, что где находится».
Времена года и части суток:
«Когда это бывает», «Наш день».