«Использование окружающей природы в формировании положительных черт характера детей»
Природа играет особую роль в эстетическом воспитании. Она волнует и восхищает детей, раскрывая смысл жизненных явлений, заставляя их пристально вглядываться в окружающий мир и способствуя развитию чувства прекрасного. Чем больше процесс обучения связан с эстетическим опытом, тем глубже он воспринимается и тем более значимыми оказываются результаты. Эстетическое невежество влияет на интеллектуальное и этическое развитие детей.
Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение маленького ребенка с природой должно быть направлено на повышение его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и ценить красоту природы.
Природа — не бесконечная кладовая, ее запасы исчерпаемы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: защищать и созидать. Такое отношение к природе необходимо воспитывать в детях с раннего возраста. Именно с этого возраста человек начинает познавать красоту и разнообразие природы.
Прививать любовь к природе с раннего возраста необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания бережного отношения к флоре и фауне, а во-вторых, для гуманизма, доброты сердца, сочувствия.
Иногда поведение детей на природе противоречиво; несмотря на положительное отношение к природе, они часто совершают негативные поступки (срывают цветы и тут же выбрасывают их, мучают и гладят котенка и т.д.). Глубокое и осознанное чувство любви и гуманное отношение к природе не возникает из внешнего отношения к ней, а может только развиваться из него.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет у него неизгладимое впечатление, которое формирует его эстетические чувства. Очень важно с ранних лет научить детей понимать красоту природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их песне, удивляться хитрости собаки. Общаясь с дикими животными, дети развивают любовь к своей родине.
Есть еще одна важная задача, ради которой следует приложить все усилия, чтобы приблизить детей к живой природе (растениям и животным): воспитание доброты, человечности. Если ваш ребенок хватает за хвост котенка и смеется при виде страданий животного, не улыбайтесь его забаве. Имейте в виду: воспитание уже началось, плохое воспитание. Ребенок должен испытывать сострадание к живому существу, если оно страдает. Мы, взрослые, несем ответственность за слова, сказанные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные в их присутствии по отношению к живым существам. Мы должны научить детей любить и уважать всех живых существ: цветок, птицу, щенка и лягушку, и защищать их.
Как мы можем научить этому детей? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребенок хочет потрогать котенка, одна мама скажет: «Котенок плохой, не трогай его, поцарапай его. Другая мать возьмет котенка на руки и погладит его. Затем она предложит ребенку погладить его мягкую шерстку, нальет кошке молока и скажет: „Пей, киса, а мы тебе еще молока нальем“. Ребенок будет следить за отношением взрослых к животным и в будущем будет поступать так же.
»Не будешь есть, прибежит собака и заберет тебя", — говорит бабушка. Поэтому шестилетний ребенок вздрагивает от нервозности и прячется за спину взрослого, когда к нему приближается симпатичный щенок. А бабушка размахивает руками: «Уберите собаку, ребенок боится!
Ребенку необходимо приобрести начальные знания о живых существах. Источниками этих знаний являются художественная литература, изображения животных, телепередачи, фильмы и, прежде всего, непосредственный контакт с живыми существами. Полезно поговорить с ребенком о прочитанном. С вашей помощью ваш ребенок узнает о переживаниях животных: горе и радость, страх и боль. Ваш ребенок научится понимать животных сердцем и разумом.
Дорогие родители Возьмите своих детей и отправляйтесь с ними на природу, на прогулку. Сначала посетите детскую площадку, сходите на берег реки, сходите в лес, в солнечные дни посмотрите на красивые снежинки. Поймайте одного из них, осмотрите его. Расскажите ребенку, как они появляются. Спросите его: „Что случилось со стрекозами, стрекочущими в траве у реки, почему не видно божьих коровок?“.
Когда птицы улетят на юг, спросите, почему они улетают. Помогите им прийти к выводу, что птицы, которые едят насекомых, прилетают раньше, а птицы, которые клюют зерна и ягоды, прилетают позже. Таким образом, ваш ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите своему сыну или дочери посмотреть, какие птицы остаются на зиму и что они делают. Кормите их. Когда речь идет о кормлении птиц, полезно понаблюдать за их привычками. Установите кормушку для птиц под окном. Привлекайте ребенка к посильной помощи, и он привыкнет заботиться о тех, кто слабее его.
Конечно, правильное общение ребенка с животным само по себе не является решением всех проблем воспитания, но, вовлекая детей в общение с природой, мы воспитываем в них такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно укоренившиеся в характере человека, становятся его фундаментом. И тогда можно быть в безопасности от природы и от новых поколений.