Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом — угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему нарду, его культуре и народным традициям.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, и задача музыкального руководителя- средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.
Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским («Времена года»), М.И. Глинкой («Жаворонок»), Д. Кабалевским («Клоуны»), Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими, мы влияем на чувства, настроения, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», — гласит старинная мудрость.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.
Все виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание музыки.
Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.
В России духовно-нравственное восприятие традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель таких занятий с детьми (народной музыкой) не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников — это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же формируют и развивают духовные качества ребенка.
Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки.
К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры — «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять»; хороводные — «Заинька», «Коза»; игры-забавы — «Бабка-ёжка»; для детей старших и подготовительных групп, такие народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка-чернозем», «Золотые ворота», «Плетень», «Гори-гори, ясно», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько».
Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения.
Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к родине, своему городу, детскому саду. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознавать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку. Ведь мы должны не только развить исполнительские качества. Мы стремимся к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни — это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы. Есть такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы дети стремились к добру, для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость маленького сердца.
Музыкально-ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей. В русских народных танцах дети черпают русский нрав, обычаи, дух свободы и творчества.
Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца — это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные и культурные качества: любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, детскому саду, родному городу. Дети всегда ждут в саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
В своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.
Используя музыку нам хочется, чтобы малыши знали: Родина — это все, что их окружает, родные люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями — все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом родного края, с образцами музыкального творчества. Основным материалом мордовского музыкального является детский музыкальный фольклор: детские потешки, прибаутки, пестушки, хороводные песни, игры, в которых органично сочетаются слово, напев, мимика, жест, пляска. Знакомство с мордовским музыкальным творчеством является школой общения для подрастающего поколения, где усваиваются правила общественного поведения; в этих песнях в игровой форме молодежь знакомилась с основными принципами поведения в быту, в семейной жизни, они воспевают красоту труда.
Слушая песни, написанные в народном духе таких композиторов, как Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сураева-Королева, Н.В. Кошевой, Н. Бояркина, Г. Вдовина, С. Терханова, Н.В. Сураевой-Коралевой — все это способствует формированию нравственно-эстетических ценностных ориентаций.
Все народные песни, а также народные мелодии, используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Мы всегда стремимся создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.
Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, предлагается родителям в родительских уголках, на сайте детского сада.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты, учит их творчески преобразовывать окружающий мир.
Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка. «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Р. Роллана)
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон)
Список литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.; Просвещение, 1981г.;
- Методика музыкального воспитания в детском саду / под редакцией Ветлугиной Н.А. — М., 1982г.;
- Рыданова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / под ред. О.П. Радыновой — М.: Просвещение: Владос, 1994г.;
- Музыкально-дидактические игры для дошкольников, сост. Н.Г. Кононова, Москва «Просвещение», 1982г.;
- Хрестоматия к программе «Валдоня» / раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии». Рекомендовано Министерством образования РМ